Урок по проектно-исследовательской деятельности Тема урока: «Вода»


Урок по проектно-исследовательской деятельности

Окружающий мир. Тема урока: «Вода»


Паспорт проектной работы


Название исследования: Вода.


Руководитель (консультант) проекта: Попова Валентина Степановна


Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: окружающий мир


Учебные дисциплины, близкие к теме предмета: литературное чтение .


Состав учащихся, их возраст: 3 класс, 9 лет.


Тип проекта- исследования: предметный, краткосрочный, групповой.


Цель исследования: Вода


Задачи проекта- исследования:

— познакомиться со свойствами воды

— понаблюдать за изменением воды

— понаблюдать за водой в различных состояниях


Вопросы проекта — исследования: вода, ее свойства, состояния воды


Оборудование: стаканы с водой (по количеству групп), воронки, фильтры, песок, соль, сахар, мел, стиральный порошок, ложечка, штатив, спиртовка, блюдце, стеклышко, снег, лед.


Аннотация: учащиеся разделены на группы, на столе каждой группы оборудование, кроме штатива, блюдца, стеклышка и спиртовки. Перед уроком было дано задание: «Где можно встретить воду? Для чего нужна вода? Можно ли прожить без воды? Посчитать, сколько воды употребили за сутки?»


Продукт проекта — исследования: книжка-малышка о воде


Критерии оценки каждой группы:

— качество выполнения;

— самостоятельность работы над исследованием;

— умение отвечать на вопросы;

— умение ставить вопросы;

— убедительность презентации.


Планируемые результаты:

Предметные результаты:

1. Научатся определять свойства воды и ее состояния.

2.Получат возможность научиться извлекать из разных источников нужную информацию.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Управление своим поведением и своей деятельностью;

определение цели;

умение действовать по плану;

выполнение данных указаний;

Познавательные УУД:

Умение ориентироваться в полученных знаниях;

умение перерабатывать информацию и донести ее другим;

осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов;

выделения существенных признаков;

Коммуникативные УУД:

Строить понятные для партнёра высказывания;

Навыки сотрудничества – умение работать в группе, в паре, понимать других;

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Воспитание бережного отношения к воде

Оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;


Ход урока:

  1. Орг. момент: Всем нам надо потрудиться,

Постараться, не лениться,

Все узнаем мы тогда,

Для чего нужна вода!

  1. Актуализация знаний:

— Что вы знаете о воде?

— Какая бывает вода?

— Где можно встретить воду?

— Для чего нужна вода?

— Можно ли прожить без воды?

— Сколько вы употребили воды за сутки? ( каждый учащийся дома составил карточку, сколько выпил воды и когда).

— Почему у всех разные цифры? ( у каждого человека разная потребность в воде)

— Что интересного узнали о воде?


II. Операционно-исполнительский этап.

  1. Организация исследовательской деятельности.

— Что лежит у вас на партах?

— Ваши предположения, почему вам предложены эти предметы? (выдвижение гипотез)

— Да, мы сегодня будем исследовать воду. А что можно исследовать у воды? ( проблемная ситуация) – выдвижение гипотез.

— По ходу исследования вы будете оформлять книжки-малышки, делать записи или рисунки. Выберите в группе дизайнера, оформителя, художника и писателя.

1 исследование: посмотрите внимательно на воду и скажите, какая она (прозрачная, через нее видны другие предметы). Попробуйте изобразить это в рисунке.


2 исследование: понюхайте воду, попробуйте ее на вкус ( без вкуса, без запаха).


3 исследование: на столе у каждой группы есть разные вещества. Определите, что это за вещества разными способами (на запах, на цвет, на вкус) У первой группы – сахар, у второй – соль, у третьей – мел, у четвертой – стиральный порошок, у пятой — песок.

Для чего эти вещества? Что с ними можно сделать? ( попробовать растворить в воде).

— Что увидели? ( некоторые предметы «исчезли», некоторые нет)

— Какое это свойство воды? Чем является вода для некоторых веществ? (растворителем) Когда это свойство воды человек применяет в жизни? ( при стирке, питье чая, приготовлении еды, мытье посуды и т.д.)

— Изобразите это свойство воды в своих книжках.


4 исследование:

— Какие предметы не растворились? (песок, мел)

— Как очистить воду от этих веществ? (предположения детей)

— Существуют специальные фильтры, с помощью которых на заводах, фабриках, очищают воду, которую уже использовали здесь же. А в домашних условиях также можно очистить воду с помощью фильтров.

— И мы сейчас изготовим самый простейший из фильтр ( готовим фильтр из нескольких слоев промокательной бумаги. Положите этот фильтр в воронку и медленно начинайте пропускать воду в другой стакан через фильтр. Что произошло? (вода стала чистой)

— Как оформить этот этап работы в ваших книжках? (нарисовать фильтр)


5 исследование:

— Где вы видели воду? (в реках, озерах, лужах, в море, ручье и т.д.). Просмотр слайдов различных источников воды. Всякая ли вода пригодна для питья? Можно ли пить воду, в которой растворили соль, сахар, мел, песок, стиральный порошок? (не всегда). Какой вывод можно сделать? (не всякая вода пригодна для питья). Нарисуйте это предложение.


6 исследование:

— В каком виде вы видели воду? Можно ли сказать, что снег и лед – тоже вода? Докажите это, проделайте что-то с о снегом и со льдом, чтобы они превратились в воду ( все группы получают кусочек льда, комочек снега)

— Что вы сделали, чтобы превратить снег и лед в воду? (нагрели). Какой вывод можем сделать? (при нагревании снег и лед превращаются в воду).

— Зарисуйте этот процесс (группы схематично зарисовывают). А как сделать так, чтобы вода превратилась в лед или снег? (в лед мы можем превратить, заморозив воду, а в снег нет, это происходит в облаках). Что произойдет с бутылкой, если в ней заморозить воду? (бутылка разобьется ), (показ бутылки с водой, которая разбилась). А почему разбилась бутылка, что произошло с водой? (при превращении в лед вода расширяется) . Нарисуйте этот пример.


7 исследование:

— Что мы еще можем сделать с водой? (Нагреть ее). Что происходит с водой в чайнике, когда вы кипятите чай? (выходит пар) Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, понаблюдаем за водой, которую будем нагревать. Что видим? (поднимается пар). На спиртовке нагреваем воду в стаканчике, подкладываем стеклышко, наблюдаем, как появляется пар. Касаясь стеклышка, пар превращается в воду. Что вы можете сказать из увиденного?

(стеклышко холодное, пар касается воды и превращается обратно в воду). Какой вывод можем сделать? (при нагревании вода расширяется, при охлаждении превращается пар в воду). Зарисуйте эти наблюдения.

— Нужно ли беречь воду?

— Придумать плакат о бережном отношении к воде


III. Оценочно-рефлексивный этап

— Какие книжки-малышки у вас получились?

— О чем можно узнать из них про воду?


— Какие исследования понравилось проводить?

— Что узнали нового?

— С кем понравилось работать?

— Кто справился со всеми заданиями?


Итог урока. Самооценка детьми собственной деятельности, работы группы.

Домашнее задание: сделать страничку для своей книжки — про воду интересные факты, как беречь воду.



Литература, использованная при подготовке к уроку:

1. Окружающий мир « Наша планета Земля», 2 класс, авторы: А.А.Вахрушев и др.

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов)

3. Сборники самостоятельных и контрольных работ (авт. А.А.Вахрушев и др.)

4. Методические рекомендации для учителя (авт. А.А.Вахрушев)

5. Проектные задачи в начальной школе.- М.: Просвещение, 2011.



Свежие документы:  Урок по теме для 4 класса "Как животные охотятся за своей добычей"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: