Урок познания мира в 1 классе «Птицы зимой»


Урок познания мира в 1 классе для детей с ЗПР.



Тема урока: «Птицы зимой».

Цель: изучить особенности зимующих птиц.

Задачи:

  • развивать познавательные способности учащихся;

  • создать условия для знакомства учащихся с зимующими птицами и закрепить знания о перелетных;

  • раскрыть особенности образа жизни и строения птиц;

  • содействовать пониманию взаимосвязей в природе;

  • способствовать развитию связной речи учащихся и обогащению словарного запаса;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: набор открыток с птицами, таблицы (зимующие и перелётные птицы), загадки, информационный материал, кормушки, птицы-магниты.

Методы: репродуктивные, практические, частично — поисковые, игровой.



Ход урока.

  1. Организационный этап

Ситуация успеха. Отрывок из стихотворения о зиме.



Белый снег пушистый,

В воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится.



— О каком времени года говорится в стихотворении?

— Что происходит в природе зимой?

— Как птицы готовятся к зиме?



  1. Операционный этап

— Рассмотрите таблицы назовите, каких птиц вы знаете.

— Что общего у всех птиц? (тело покрыто перьями, клюв, две ноги, два крыла, все птицы строят гнёзда и откладывают в них яйца, из яиц появляются птенцы)

— На какие две группы птиц можно разделить? ПЕРЕЛЁТНЫЕ и ЗИМУЮЩИЕ

( плакаты с названиями «перелётные», «зимующие»)

— Что вы знаете о перелетных птицах?

— Как вы думаете, почему их называют перелетными?

— Давайте вспомним перелётных птиц, отгадав загадки:

  1. На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его …….(скворец)

  2. Угадайте, что за птичка, тёмненькая невеличка.

  3. Беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста. (ласточка)

  4. Всех приметней птиц, черней, враг личинок, друг полей.

  5. Взад- вперёд по пашне вскачь, а зовётся птица …..( грач)

  6. какая птица не хочет трудиться, гнезда не вьёт, детей раздаёт. (кукушка)

— Расскажите, что интересного вы знаете о кукушке?

— Ещё каких перелётных птиц вы знаете?

— Какую пользу птицы приносят природе и людям? (уничтожают большое количество вредных насекомых, радуют красотой и пением).

Разместить перелётных птиц с левой стороны доски. ( Поощрения за ответы на этом этапе урока)



  1. Физминутка

Руки подняли и покачали, это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

В стороны руки – плавно помашем, это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем , крылья сложили назад.



  1. Изучение новой темы



— Ребята, а как называют птиц ,которые остаются зимовать в нашей местности?

— Почему?… Да, птицам трудно пережить зиму, чтобы им помочь надо хорошо знать птиц которые остались зимовать. Чтобы узнать их отгадайте загадки:

  1. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу. Хоть он скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел) — читают информацию о дятле подготовленные дети.

  2. Птичка — невеличка, воробью сестричка. Спинкой темновата, животиком – желтовата — читают информацию подготовленные дети. (Синица)

  3. С другом удивились мы: яблоки созрели. В сильный холод средь зимы на колючей ели. Мы сорвать их захотели, мигом фрукты улетели. (Снегирь) — читают информацию о снегирях.

— А, я вам ребята прочитаю сказку ещё об очень интересной птице, вот послушайте (В. Бианки – Терентий — тетерев):



Жил в лесу Тетерев, Терентием звали.

Летом ему хорошо было: в траве, в густой листве от злых глаз прятался. А пришла зима, облетели кусты и деревья — и схорониться негде.

Вот звери лесные, злые, и заспорили, кому теперь Терентий-Тетерев на обед достанется. Лисица говорит — ей. Куница говорит — ей.

Лисица говорит:

— Терентий спать на землю сядет, в кусту. Летом его в кусту не видно, а нынче — вот он. Я понизу промышляю, я его и съем.

А Куница говорит:

— Нет, Терентий спать на дереве сядет. Я поверху промышляю, я его и съем.

Терентий-Тетерев услыхал их спор, испугался. Полетел на опушку, сел на макушку и давай думать, как ему злых зверей обмануть. На дереве сядешь — Куница поймает, на землю слетишь — Лисица сцапает. Где же ночевать-то?

Думал-думал, думал-думал, — ничего не придумал и задремал.

Задремал — и видит во сне, будто он не на дереве, не на земле спит, а в воздухе. Кунице с дерева его не достать и Лисице с земли не достать: вот только ноги под себя поджать, — ей и не допрыгнуть.

Терентий во сне ноги-то поджал да бух с ветки!

А снег был глубокий, мягкий как пух. Неслышно по нему крадется Лисица.

К опушке бежит. А поверху, по веткам, Куница скачет и тоже к опушке. Обе за Терентием-Тетеревом спешат.

Вот Куница первая прискакала к дереву да все деревья оглядела, все ветки облазала, — нет Терентия!

«Эх, — думает, — опоздала! Видно, он на земле, в кусту спал. Лисице, верно, достался».

А Лисица прибежала, всю опушку оглядела, все кусты облазала, — нет Терентия!

«Эх, — думает, — опоздала! Видно, он на дереве спал. Кунице, видно, достался». ( Как вы думаете куда делся тетерев? Почему его лисица и куница не увидели?)

Подняла голову Лиса, а Куница — вот она: на суку сидит, зубы скалит.

Лисица рассердилась, как крикнет:

— Ты моего Терентия съела, — вот я тебе!

А Куница ей:

— Сама съела, а на меня говоришь. Вот я тебе!

И схватились они драться.

Жарко дерутся: снег под ними тает, клочья летят.

Вдруг — трах-та-та-тах! — из-под снега чем-то черным как выпалит!

У Лисицы и Куницы от страха душа в пятки. Кинулись в разные стороны:

Куница — на дерево, Лисица — в кусты.

А это Терентий-Тетерев выскочил. Он как с дерева свалился, так в снегу

и заснул. Только шум да драка его разбудили, а то, наверное, и сейчас бы

спал.

С тех пор все тетерева зимой в снегу спят: тепло им там и уютно, и от

злых глаз безопасно.



— Что интересного узнали о тетереве?

— Как вы думаете, мы о всех зимующих птицах рассказали? Птицы, которые никогда не куда не улетают, всегда живут в нашей местности, называются ОСЁДЛЫЕ. Вы их хорошо знаете. Предлагаю игру « Собери картинку» и назови птицу. (Дети собирают разрезанные картинки птиц)



Речевая разминка

— ирь – ирь – ирь – на дереве сидит снегирь;

— бей – бей — бей – скачет шустрый воробей;

— ока – ока – ока- трещит весь день сорока.



  1. Закрепление

— Чтобы узнать, как вы запомнили зимующих птиц, поиграем в игру

«Четвертый лишний». ( прав. ответы на доске).

(стук в дверь, «Сорока» принесла телеграмму.)

— Что это за птица и чем она знаменита? ( трещит и новости разносит)

— Что же случилось? SOS! SOS! SOS! — сигнал бедствия. СПАСИТЕ!

— Как вы думаете, кто просит о помощи? (птицы)

— Как мы можем помочь птицам зимой? (покормить)

Чем можно кормить птиц?

— Что страшней для птиц холод или голод?

— Какая должна быть кормушка для птиц?

— Рассмотрите разные виды кормушек. Сегодня после уроков мы развесим кормушки в школьном дворе.

  1. Рефлексия

Что нового узнали на уроке? Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать?

— у нас сегодня на уроке волшебное дерево, посмотрите внимательно и разместите «магниты-птиц» на дереве.



  1. Домашнее задание: Предлагаю вам вместе с родителями построить кормушки и развесить возле дома, чтобы наблюдать за птицами и подкармливать их в зимнее время.

  2. Итог урока: оценки за урок.







Автор: Кургузенко Марина Николаевна

Учитель начальных классов в средней общеобразовательной школы №15, г. Павлодар

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Смена дня и ночи"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: