Внеклассное занятие по окружающему миру в 1 классе «Говорящие названия в мире природы»


Конспект внеклассного занятия по окружающему миру в 1 классе


Вылегжанина Алевтина Алексеевна,

учитель начальных классов

первой категории

МОУ «Видновская средняя общеобразовательная школа» № 7
Ленинского района Московской области

Тема занятия : «Говорящие названия в мире природы».









































Внеклассное занятие в 1 классе по окружающему миру «Говорящие названия в мире природы»

Цель занятия: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых насекомых, грибов, птиц, растений и их особенностями;

Задачи занятия:

  • знакомить учащихся с разнообразием жуков, растений, грибов;

  • показать, как интересно и важно знать названия природных объектов;

  • воспитывать бережное отношение к природе



Планируемые достижения учащихся:

  • узнавать несколько изученных природных объектов;

  • научиться объяснять названия некоторых растений, грибов, животных



Оборудование: презентация

Ход занятия

1. Организационный момент

— Сегодня я приглашаю вас на прогулку, а вот куда, отгадайте:

Кто как только жарко станет
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой? (Лес)

— Правильно, сегодня мы отправимся в лес.

— А как вы думаете, зачем ходят в лес?

“Ходят в лес по ягоды по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки ещё интересней искать. Что там грибы, орехи! Соберёшь, успокоишься. А как загадки разыскиваешь – так покой потеряешь. А как нашёл загадку – так отгадку подавай, значит, в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь – две новых загадки найдёшь. И пошло – поехало – конца не видно!” (Сладков Н.)

Николай Сладков

Родился 5 января 1920 года в Москве. Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.

В молодости увлекался охотой, однако впоследствии занимался фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».

Всего написал более 60 книг. Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу «Вести из Леса».

Много путешествовал, эти путешествия отражены в книгах. Много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов, воспитания бережного отношения к природе.



— Сегодня мы попробуем разгадать, отчего появились некоторые названия.

2. Почему так назвали грибы?

— Угадайте, что это за гриб:

  • Серенькие шляпки,
    Рябенькие ножки
    Под берёзою растут.
    Как их зовут?  (
    Подберёзовик)

— Подберезовик — под березками растет. Женщины деревенские на лугах сено ворошат, а в обеденный отдых еще успевают в рощицу березовую сбегать — грибов этих набрать. Поэтому,
видимо, у грибов второе название —
обабки. Его, наверно, мужчины придумали: «Бабы-женщины наши всюду поспевают: О!-бабки!»

  • Белый гриб

— А вот и победители всех лесных грибных конкурсов — боровики или белые грибы! За что боровиками названы? Конечно, за любовь к борам, сосновым лесам.
А за что белыми? Ведь шляпочки-то коричневые (от светло-коричневых до темно-коричневых).
Зато когда вариться будут, ни за что не потемнеют эти грибы, еще красивее, белее станут. А запах какой пойдет! И в жарку, и в варку, и в сушку — везде хороши боровики!

  • Лисички

Что за желтые сестрички
Спрятались в траве густой?
Вижу я их всех отлично,
Заберу скорей домой.
Очень чистый, вкусный гриб –
Рад и повар, и грибник.
Эти желтые сестрички
Называются… ( лисички)

— Эти грибы растут всегда россыпью, семейкой. Издали семейка рыжая может лисенком показаться. За что назвали? Да за цвет лисий, наверно, и за повадки: хитрые грибки, искать надо, прячутся хитро.

  • Сыроежки

— Любят сырые места в лесу, там и ищи.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали, Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем, — Это к нам птицы летят. А как они сядут, мы тоже покажем, Крылья сложили назад.

Ветер дует нам в лицо ( руками машут в лицо) Закачалось деревцо (раскачивание из стороны в сторону) Ветерок всё тише, тише (присесть) Деревцо всё выше, выше (потянуться вверх на носочках)

3. Откуда пришли такие названия к растениям

— Прочтите какое слово из предложенных букв С Т А Е Н Я Р И получилось

Р А С Т Е Н И Я

— Поговорим о растениях и попытаемся разгадать, почему их так назвали

  • Чистотел

Отвар из цветов и стеблей этого растения заживлял болячки, коросты, сыпи на коже. Тело становилось чистым, поэтому и зовется растение чистотел.

  • Копытень

Присядь пониже, посмотри: под старыми листьями маленькие цветочки, совсем невзрачные, и стебель по земле стелется, листья один против другого располагая. Листья словно повторяют
формой своей следы копыт. «Наследили тут парнокопытные», а копытень следы и прикрыл.

  • Иван – да- Марья Старинная легенда рассказывает, что в это растение превратились брат и сестра. Они всегда вместе: фиолетовые листочки – брат, жёлтые цветки – сестра.



  • Недотрога

Если дотронуться до плода этого растения, он резко скручивается и выстреливает семенами.

  • Звездчатка

У этого растения цветки похожи на звёздочки

  • Медуница

В цветках этого растения много сладкого сока – нектара, из которого пчёлы делают мёд.

— Подумайте , почему эти растения так назвали?

4. Говорящие названия у животных

— Но не только грибы, растения имеют связь между названиями и их особенностями.

Жу-жу-жу-жу
Я на ветке сижу.
Я на ветке сижу,
Букву Ж всё твержу
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом
.

— Кто же это? (Жук)

— Да, существуют и такие названия – загадки и у животных

  • Жук – олень

Рога у этого жука знатные. Чем не олень? Так и назвали.

  • Жук – носорог

Настоящий носорог: вместо носа рог. Зачем придумывать новое слово?

  • Божья коровка

Известно более 4000 видов божьих коровок. Почему божьи коровки получили такое странное название? Очевидно потому, что существуют коровы разной окраски, с темными и светлыми пятнами. А «божьи» — потому, что эти жуки производят впечатление безобидных существ: они не жалят, не кусаются и, только будучи схваченными, выпускают желтое «молочко». Яркая окраска божьих коровок предупреждает об их несъедобности.

  • Бабочка павлиний глаз

Её легко отличить по яркому рисунку в форме глаза на красноватом фоне. Глазные пятна напоминают подобные отметины на хвостовых перьях павлина – отсюда и происходит название бабочки.

  • Птица – секретарь

Необычная птица , название она получила – из-за чёрных перьев на голове , напоминающих гусиные перья, которые раньше любили вставлять в свои парики судебные секретари

5. Разгадывание кроссворда

— А сейчас попробуем отгадать кроссворд

  1. Гриб, у которого шляпки блестят, будто смазанные маслом

  2. Это растение может стрелять семенами, если его потрогать

  3. Грибы, похожие на лису

  4. Эти грибы никогда нельзя есть сырыми, хотя они так и называются

  5. Это растение растёт прямо на дороге

  6. Этот грибок можно найти в березняке

  7. Этот цветок любят пчёлы

1.

 м 

а  

с  

л  

ё  

н  

о  

к  

2.

 н 

е  

д  

о 

т 

р 

о 

 г

 а

 

3.

 л

и 

с 

и 

ч 

к 

и 

 

4.

 с

ы 

р 

 о

е 

ж 

к 

а 

 

5.

 п

о 

д 

о 

р 

о 

ж 

н 

и 

к 

6.

  п

о 

д 

б 

 е

р 

ё 

з 

о 

в 

и 

к 

 7. м

е  

д 

у 

н 

и 

 ц

а 

 


Итог занятия:

  • Мы разгадали одну из загадок природы. Но природа будет приоткрывать свои тайны только в том случае, если мы будем с ней бережны

  • Давай пройдёмся медленно по лугу,
    И «здравствуй» скажем каждому цветку.
    Я должен над цветами наклониться,
    Не для того, чтоб рвать или срезать,
    А чтоб увидеть добрые их лица
    И доброе лицо им показать.

«Давайте жить так, чтобы наша Земля была щедрой и прекрасной, чтобы на ней звонко журчали чистые ручьи, звенели голоса птиц, цвели чудесные цветы!»


Литература:

1.Интернет – ресурсы:www.narod.ru/klass/slova1-5.htm-17k

https://images.yandex.ru/

http://ru.wikipedia.org/wiki/

2.Энциклопедия для детей « Биология ( издательство Аванта + )

3.Плешаков А.А. . Мир вокруг нас.(Методическое пособие 1 класс. М. «Просвещение» 2006)

4.Плешаков А.А. «Зелёные страницы». – М. «Просвещение» 1995.

5. Н. Сладков «В лес по загадки» — М. «Просвещение» 1994.



Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса «Красная книга России»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: