Фролова Любовь Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 81 г.Ярославля,
учитель высшей категории,
кандидат педагогических наук
Система творческих заданий на уроках литературы
нестандартных форм
(опубликована в диссертационном исследовании:
Фролова Л.С. Учебный диалог как организующий инструмент единого коммуникативного пространства системы развивающего обучения. –
Дисс.на соиск.уч.степ.кандидата педаг.наук. – Ярославль, 2009.
Ссылка на первоисточник обязательна.)
Согласно методическим требованиям системы РО, внутри любой проверочной работы выделяется семь уровней выполнения заданий, и учащемуся предоставляется право выбора доступного ему уровня.
В нашей практике преподавания русского языка мы используем подразделение заданий по следующим уровням: 1 — репродуктивный уровень выполнения по образцу; 2 – тестовый; 3 – «традиционная» контрольная работа; 4 (5) –уровни РО.
Оценка выполнения не зависит от выбранного уровня работы. Однако на усмотрение учителя можно ограничить оценивание работы:
— первый вариант оценивания может быть следующим: уровень 1 оценивать по трехбалльной системе (1, 2, 3), уровень 2 – по четырехбалльной системе (1, 2, 3, 4), 3 (4) уровень – по пятибалльной системе;
— второй вариант оценивания: уровень 1 оценивать по четырехбалльной системе (1, 2, 3, 4), уровни 2 – 3 (4) по пятибалльной системе.
Дифференцированная система творческих заданий по литературе также является в нашей практике эффективным способом организации учебного диалога на всех этапах учебной деятельности, начиная от проектирования и заканчивая этапом контроля и оценки. В связи с большим объемом материала по данной проблеме отдельно проанализируем задания к интегрированным урокам, дающие представление о дифференцированной системе заданий по литературе в целом. Безусловно, творческие задания к интегрированному уроку истории и литературы не предполагают присутствия всех семи уровней, однако дифференцированный подход должен быть реализован. Часть заданий ориентирует школьников на воспроизведение уже знакомого материала: перескажите эпизод, восстановите цепь событий, расскажите о той точку зрения, которую предложил автор статьи. Это репродуктивный уровень. Ряд заданий мотивирует творческих детей: создайте обложку книги, журнала, нарисуйте иллюстрации, дайте словесный портрет, напишите отзыв и т. д. И, наконец, задания, которые требуют от учащихся «научного» подхода: задайте вопросы, сопоставьте точки зрения, будьте консультантами по вопросу. Это квазиисследовательский уровень. Выбор задания для групповой, парной или самостоятельной работы осуществляется в режиме учебного диалога: что я (мы) знаю по теме; что я (мы) могу сделать хорошо; смогу ли я (мы) справиться с другими заданиями так же хорошо самостоятельно или нам потребуется помощь учителя; буду ли я (мы) стремиться в следующий раз выполнить задание другого уровня.
Выполняя самостоятельно выбранные задания, учащиеся получают возможность проявить свои способности, активно участвовать в мероприятии, вступать в диалог (активно: обмениваясь репликами с одноклассниками; пассивно: предоставляя материал для обсуждения, а также слушая выступающих). Дифференцированный подход, который мы соблюдали при составлении заданий, позволяет школьникам учиться делать осознанный выбор в пользу какого-либо задания, нести ответственность за сделанный выбор, сравнивать свои достижения с достижениями других ребят, планировать собственную деятельность в дальнейшем.
Система творческих заданий по литературе
(на примере уроков нестандартных форм).
Условные обозначения:
* — репродуктивный уровень,
** — творческий (РОшный 1) уровень,
*** — квазииследовательский (РОшный 2) уровень
5 класс. Интегрированный урок «история + литература». «Социально- бытовые сказки русского народа».
* — Рассказать социально-бытовую сказку.
** — Создать словесный портрет героя социально-бытовой сказки (по выбору учащегося).
** — Нарисовать иллюстрации к социально-бытовым сказкам (по выбору учащегося).
** — Инсценировать социально-бытовую сказку.
7 класс. Суд над Дубровским.
* — По тексту романа выбрать материал для характеристики Дубровского, составить характеристику персонажа.
** — Взяв на себя роль какого-либо персонажа, подобрать весь материал о нём, о его функциях в произведении, понять характер героя (можно воспользоваться критической литературой), подготовить выступление от лица героя как свидетеля защиты или обвинения Владимира Дубровского.
***- Взяв на себя роль внесценических персонажей, подготовить материалы:
Судья – для ведения заседания суда (необходимо хорошо знать текст романа, критические отзывы),
Адвокат – для защиты Дубровского (необходимо хорошо знать текст романа, чтобы судить о мотивах действий героя, о поступках, о взаимоотношениях героя с другими персонажами),
Прокурор – для формулирования обвинения (необходимо хорошо знать текст романа, чтобы привести достаточно веские доказательства вины героя, но не фальсифицировать замысел автора).
Темы сочинений:
* — Образ Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина.
* — Усадьба Троекурова в романе А.С.Пушкина.
* — В чем смысл ссоры между старшим Дубровским и Троекуровым?
** — Владимир Дубровский и Робин Гуд – благородные разбойники.
*** — Нужны ли благородные разбойники сейчас?
7 класс. Интегрированный урок «история + литература». «Иван IV Грозный и его эпоха в «Песне про купца Калашникова» М.Ю,Лермонтова».
* — Особенности жанра песни на примере данного произведения,
* — Особенности композиции «Песни…»,
* — Сообщения о пирах эпохи правления Ивана Грозного, о напитках на Руси, о положении женщины в крестьянской семье, о кулачных боях,
** — Кто является главным героем «Песни…» (вопрос, направленный на организацию диалога), свое мнение обосновать,
** — Работа со словарём пословиц и поговорок с целью подобрать высказывания о семье,
** — Подготовить иллюстрации к «Песне…»,
*** — Почему царь казнил купца Калашникова, который победил Кирибеевича в честном бою?
7 класс. Интегрированный урок «английский язык + русский язык (развитие речи)».
«Милосердие модно?»
* — Работа с толковым словарём с целью дать толкование слова «милосердие» и его синонимов,
* — Перевод слов и словосочетаний по теме с русского языка на английский,
** — Составить устное высказывание из 3-7 предложений о милосердном поведении людей в современном обществе (на русском языке, на английском языке),
** — Написать творческую работу в любом жанре по теме урока,
*** — Исследовать проблему милосердия в своём окружении, описать результаты своего исследования.
8 класс. Интегрированный урок «история + литература». «Слово о полку Игореве» (заключительный урок).
* — Сообщения о князе Игоре Новгород-Северском, о феодальной раздробленности Руси, об истории открытия «Слова…»,
* — Какие приемы использовал автор «Слова…» для описания похода Игоря, битвы с половцами?
* — Особенности жанра слова,
** — Кто автор произведения? (вопрос, направленный на организацию диалога), своё мнение обосновать,
*** — Доказать, что автор «Слова…» — православный христианин.
8 класс. Суд над «простаковщиной».
* — По тексту романа выбрать материал для характеристики г-жи Простаковой, г-на Простакова, Скотинина, Митрофанушки, составить характеристику персонажей.
** — Взяв на себя роль какого-либо персонажа, подобрать весь материал о нём, о его функциях в произведении, понять характер героя (можно воспользоваться критической литературой), подготовить выступление от лица героя как свидетеля защиты или обвинения.
***- Взяв на себя роль внесценических персонажей, подготовить материалы:
Судья – для ведения заседания суда (необходимо хорошо знать текст пьесы, критические отзывы),
Адвокат – для защиты Простаковых (необходимо хорошо знать текст пьесы, чтобы судить о мотивах действий и о поступках героев, об их взаимоотношениях с другими персонажами),
Прокурор – для формулирования обвинения (необходимо хорошо знать текст пьесы, чтобы привести достаточно веские доказательства вины героев, но не фальсифицировать замысел автора).
Темы сочинений:
* — проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
** — Страница из дневника Митрофанушки.
*** — Проблемы воспитания глазами современного «недоросля» (опыт исследования).
8 класс. Интегрированный урок «история + литература». «Образ Пугачёва в исторических документах и художественной литературе («Капитанская дочка» и «История Пугачева» А.С.Пушкина)».
* — Найти материал о Пугачеве в текстах произведений А.С.Пушкина.
* — Вспомнить изученный материал о Петре III.
* — Сообщения о крестьянской войне под предводительством Пугачева, о жизни простого народа в конце 18 века, о проблеме самозванства, об общественной ситуации начал 1830-х годов и о декабристах,
** — Устное словесное рисование с опорой на иллюстрации к пушкинскому произведению, к историческим событиям.
*** — Работа с историческими документами с целью выявить причины войны, определить социальный состав восставших, положение казаков на Яике.
*** — Зачем Пугачев принял имя Петра III?
***- Почему М.И.Цветаева восприняла роман «Капитанская дочка» как роман о Пугачеве?
*** — Лингвистический анализ эпизодов с целью выявления различий в поведении представителя официальной власти и Пугачева в ситуации, когда к ним обращаются с просьбой о помощи.
*** — Почему А.С.Пушкин, будучи природным дворянином, симпатизирует Пугачеву?
Темы сочинений:
* — Образ Емельяна Пугачева в романе А.С.Пушкина.
* — Пугачев и Гринев: история взаимоотношений.
** — Каким я представляю Пугачева – «доброго царя»?
*** — Пугачев в исторических документах и художественных произведениях: опыт исследования.
*** — Почему фильм современного режиссера называется «Русский бунт»?
9 класс. Интегрированный урок «история + литература». «Из Моцарта нам что-нибудь…». Первый урок по теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина».
* — Сообщения о Моцарте и Сальери,
** — Почему автор изменил название своей пьесы?
*** — Сопоставьте рассказ Сальери с легендой о виноградаре.
*** — С какой целью мы нарушили хронологию в изучении жизни и творчества поэта?
9 класс. Суд над Евгением Онегиным.
* — По тексту романа выбрать материал для характеристики Онегина, составить характеристику персонажа.
** — Взяв на себя роль какого-либо персонажа, подобрать весь материал о нем, о его функциях в произведении, понять характер героя (можно воспользоваться критической литературой), подготовить выступление от лица героя как свидетеля защиты или обвинения.
***- Взяв на себя роль внесценических персонажей, подготовить материалы:
Судья – для ведения заседания суда (необходимо хорошо знать текст романа, критические отзывы),
Адвокат – для защиты Онегина (необходимо хорошо знать текст романа, чтобы судить о мотивах действий и о поступках героя, о его взаимоотношениях с другими персонажами),
Прокурор – для формулирования обвинения (необходимо хорошо знать текст произведения, чтобы привести достаточно веские доказательства вины героя, но не фальсифицировать замысел автора).
Темы сочинений:
* — Образ Евгения Онегина.
* — Онегин и Татьяна: сравнительная характеристика.
* — Онегин и Ленский: сравнительная характеристика.
** — Страница из дневника Онегина.
**- Страница из дневника Татьяны Лариной.
*** — Евгений Онегин как представитель светской молодежи первой трети XIX века.
*** — Что было бы, если бы Татьяна Ларина вышла замуж за Евгения Онегина?
*** — Нужно ли читать такие книги, как роман «Евгений Онегин», современной молодёжи?
9 класс. Интегрированный урок «история + литература». «Золотой век русской культуры».
* — Сообщения о бале, дуэли, маскараде, письмовниках.
** — Участие в инсценировках.
*** — Анализ литературных источников с целью выбрать те элементы быта XIX века, которые могут быть приемлемы для людей конца XX — начала XXI века (законы чести, правила поведения в обществе, правила оформления писем и т.д.) (основа для ведения дискуссии).
*** — Выяснение причин для появления названия «золотой век» по отношению к культуре первой половины XIX века.
10 класс. Суд над Базаровым.
* — По тексту романа выбрать материал для характеристики персонажей, участвующих в разбирательстве, составить характеристику персонажей.
** — Взяв на себя роль какого-либо персонажа, подобрать весь материал о нём, о его функциях в произведении, понять характер героя (необходимо воспользоваться критической литературой: 2-3 источника), подготовить выступление от лица героя как свидетеля защиты или обвинения.
***- Взяв на себя роль внесценических персонажей, подготовить материалы:
Судья – для ведения заседания суда (необходимо хорошо знать текст романа, критические отзывы, которыми нужно активно пользоваться при характеристике того или иного персонажа, при связывании выступлений разных действующих лиц).
Адвокат – для защиты Базарова (необходимо хорошо знать текст романа, чтобы судить о мотивах действий и о поступках героя, о его взаимоотношениях с другими персонажами).
Прокурор – для формулирования обвинения (Необходимо хорошо знать текст произведения, чтобы привести достаточно веские доказательства вины героя, но не фальсифицировать замысел автора. Сложность «работы Прокурора в данном случае состоит в том, что Базаров в романе не совершает противоправных действий. Его «вина» состоит в поддержании теории нигилизма. Прокурору необходимо учесть данное обстоятельство, чтобы грамотно построить свое выступление и выступления свидетелей обвинения.).
Темы сочинений:
* — Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
* — Любовь в жизни Базарова.
* — Базаров и Павел Петрович Кирсанов: сравнительная характеристика.
** — «Отцы» и «дети» — кто они в романе И.С.Тургенева?
** — Что убедило Базарова в несостоятельности нигилизма?
*** — Нигилизм – попытка исследования социального явления в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
*** — Если бы Базаров жил в наше время…
10 класс. Суд над Раскольниковым.
* — По тексту романа выбрать материал для характеристики персонажей, участвующих в разбирательстве, составить характеристику персонажей.
** — Взяв на себя роль какого-либо персонажа, подобрать весь материал о нем, о его функциях в произведении, понять характер героя (необходимо воспользоваться критической литературой: 2-3 источника), подготовить выступление от лица героя как свидетеля защиты или обвинения.
** — Выступить от лица редактора газеты, напечатавшей статью Раскольникова «Об убийстве».
***- Взяв на себя роль внесценических персонажей, подготовить материалы:
Судья – для ведения заседания суда (необходимо хорошо знать текст романа, критические отзывы, которыми нужно активно пользоваться при характеристике того или иного персонажа, при связывании выступлений разных действующих лиц).
Адвокат – для защиты Раскольникова (необходимо хорошо знать текст романа, чтобы судить о мотивах действий и о поступках героя, прежде всего о причинах появления его теории, о его взаимоотношениях с другими персонажами).
Прокурор – для формулирования обвинения (задача Прокурора в определённой степени облегчается, т.к. герой романа действительно был осужден за убийство, однако задачей урока будет не повторить суд того времени, а разобраться в причинах появления такой теории, доказать пагубность подобных идей. Прокурору следует особое внимание обратить на выбор свидетелей обвинения.).
Темы сочинений:
* — Теория Раскольникова.
* — Двойники Раскольникова.
* — Раскольников и Соня: сравнительная характеристика.
** — Петербург в романе Ф.М.Достоевского.
** — Тема духовного возрождения в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
*** — Теория Раскольникова и современность.
11 класс. Интегрированный урок «литература + география». «Экология и нравственность. Уроки Чернобыля».
* — Сообщения об аварии на Чернобыльской АЭС, о поведении людей во время аварии и ликвидации ее последствий.
** — Художественный пересказ фрагментов документальных книг об аварии.
*** — Уроки Чернобыля: мое понимание.
*** — Как связаны понятия ЭКОЛОГИЯ и НРАВСТВЕННОСТЬ?
11 класс. Интегрированный урок «история + литература». «Слово, опалённое памятью» (по поэзии времён Великой Отечественной войны).
* — Сообщения о поэтах-участниках ВОВ.
* — Выразительное чтение наизусть стихотворений.
* — Составление таблицы «Поэзия военных лет».
** — Устное словесное рисование по репродукциям картин.
*** — Эссе «Отличительные черты поэзии военных лет».
11 класс. Интегрированный урок «история + литература». «Черты эпохи в песне поэта» (авторская песня).
* — Сообщения об авторах-исполнителях.
* — Выразительное чтение наизусть стихотворений.
** — Исполнение песен (это задание даётся только в том классе, где есть учащиеся, владеющие игрой на гитаре и умеющие исполнять авторскую песню).
*** — «Какая эпоха и как отразилась в творчестве …?» (автор-исполнитель на выбор учащегося).