Тема: Строение растений (на примере цветковых растений)
УМК «Гармония» Окружающий мир О.Т. Поглазова , В.Д. Шилин.
Цели:
дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;
развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;
способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства, развивать навыки общения;
прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;
воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;
Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
Формировать бережное отношение к природе.
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.
Коммуникативные УУД:
учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
строить речевое высказывание в устной форме.
Оборудование и материалы:
Для учителя: компьютер, проектор, ноутбук, корнеплоды, плоды.
Для учеников: учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
Организационный момент.
Позвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Улыбнулись все учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш – хоть куда,
Мы начнём урок друзья.
Актуализация знаний.
К нам на урок пришли воспитатели, они хотят посмотреть на вас. Как вы повзрослели, чему научились. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта. Отгадайте одно из слов:
Это живая природа.
Их более 350 000 видов на планете.
Это «лёгкие земли».
Им необходима вода, воздух, тепло, почва.
Открываем 1 слово темы урока РАСТЕНИЯ.
Рассмотрите растения. Что общего?
Открываем 2 слово темы урока — СТРОЕНИЕ.
Сообщение темы и целей урока
— Назовите тему.
СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.
— Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)
-Будем изучать строение растения на примере цветковых растений. Какие это растения?
Проблемный вопрос.
— А вот и сами части растений.
Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.
— Кто главный?
— Какую задачу будем решать?
(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).
Изучение нового материала.
– Какие части растения вы видите? (Корень, листья, стебель, цветы, плоды)
– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.
Корень.
– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)
ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ
БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ
УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ
ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)
— Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, редис, свекла, морковь) . (Демонстрация корнеплодов.)
— Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья)
— Нужен корень растению?
— Для чего?
(На доске обозначить корень).
Стебель.
–— А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)
-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.
— Посмотрите на слайд? Что увидели? Какой вывод можно сделать?
— Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.
— Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.
— Может растение жить без стебля?
(На доске обозначаем стебель.)
Физкультминутка. Во дворе растёт подсолнух
Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Руки в спину упираем,
Поясницу прогибаем.
А теперь давай, дружок,
Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)
Говорит цветку цветок
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка.
(Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук.)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)
3.Листья
— Какая у растений листва?
-Почему вверх тянутся листочки?
— В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл. С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.
— Важны листья для растения?
Обозначаем часть на доске.(Листья)
4. Цветок.
— Для чего создан цветок?
— Почему красивый? Так ароматен?
— Проверим ваши предположения.
— Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри которого семена)
Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)
Как понять, перед нами плод или нет? (разрезать)
У плода внутри семена.
Как назвать морковь, репу, редис, свёклу. (корнеплоды)
Игра «Плод ли?»
В мешочке лежат плоды и корнеплоды. Ребёнок достает, называет и отгадывает, что это. Учитель разрезает и проверяет, если там семена. Если есть – плод)
Нужны растению Цветок, плод, семена? Обозначьте на доске.
Закрепление
— Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)
— Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)
— Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)
— Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?
— Какая часть важнее всего?
ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.
Работа в тетрадях.
— Проверим, как вы их запомнили.
Откройте тетрадь на странице 21. Задание № 2.
— Какое растение изображено? (Ландыш)
— На что похожи цветки?
— Плоды — мелкие ягодки красного цвета. Они ядовитые, как и всё растение целиком. Не рвите незнакомые ягоды в лесу, многие из них – несъедобные.
— Укажи стрелками части растений. Проверьте друг друга.
Рефлексия. Итог.
Продолжите предложения, выбрав начало словами:
— «Я узнал …»
— «Я удивился …»
— «Я хочу узнать..»
Скоро мы услышим звонок,
Пора заканчивать урок.
Положите в корзину:
— зелёное яблочко, если на уроке было всё понятно и со всеми заданиями справились самостоятельно
— жёлтый апельсин, кому на уроке было не всё понятно, не сразу всё получалось
— красный помидор, кому многое на уроке было не понятно.