Конспект урока по географии «Демография» 9-11 класс

Внеклассное мероприятие для участников телекоммуникационного проекта « Семья 2008»

ТЕМА: « Демография»

Название


« Демографическая ситуация Чухломского района»



Класс

Предмет.

9-10

География. Население и хозяйство России  в рамках изучения темы «Население»

Экономическая и социальная география мира. Тема « Население мира»

Тип

Форма

Внеклассное мероприятие

Круглый стол.

Технология мероприятия :


Технология « Дебаты»

Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит.

Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.

И.С. Тургенев

Мероприятие построение по технологии « Дебаты»

Страница 258 « Круглый стол»

Энциклопедия образовательных технологий. Том 1

Г.К. Селевко. Москва НИИ школьных технологи 2006

Цели :

Образовательные цели:

  • Проанализировать демографическую ситуацию на территории Чухломского района.

Развивающие цели:

  • Сформировать логическое и критическое мышление школьников

Воспитательные цели:

Привлечь внимание учащихся к проблеме депопуляции. Оттоку населения из Чухломского района.

Задачи:

  • Проанализировать динамику численности населения, возрастной состав семей, миграционные процессы населенных пунктов Чухломского района.

  • Изучить демографические показатели населенных пунктов Чухломского района.

  • Выявить особенности рынка туда населенных пунктов Чухломского района.

  • Отработать навык организации своих мыслей, устной речи;

  • Научить концентрироваться на сути проблемы;

  • Работать над манерами публичного выступления

Применяемые формы работы

 Коллективное обсуждение проблемы, аргументированные высказывания

На основе проведенных исследований.

Оборудование

  • Раздаточные материалы по материалам исследования института демографических проблем

  • Проектные задания « Демографическая ситуация Чухломского района»

  • Исследовательская работа «Рынок труда Чухломского района»

  • Исследовательская работа «Динамика численности сельского населения на территории Чухломского района»

  • Социологический опрос учащихся старших классов Чухломской школы

  • Исследовательская работа «Естественное движение населения в Чухломском районе»

  • Индивидуальные исследования учащихся: д. Носово, село Лаврентьевское, поселок Вига

  • Раздаточные материалы « Политики о демографии»


План урока

Время

1.

Постановка проблемы.

мин

2.

Организация обсуждения

35

мин

3.

Подведение итогов

5

мин

 Ход

В течение недели учитель осуществляет подготовку к работе :

1.Обсуждение проблемы с учащимися 10 классов, подготовка двух учениц к проведению круглого стола.

2. Совместный (10класс) отбор материалов, просмотр исследовательских работ учащихся 9 классов.

3. Задание для учащихся 9 классов – провести отбор Интернет- ресурсов по данной теме.

3.Определение основных этапов обсуждения, составление алгоритма проведения

Пункт плана №1. Постановка проблемы

Работа учителя

Работа учащихся

Участники рассаживаются за стол по кругу, лицом друг другу .

Учитель выступает в соведущего и собеседника.

Передает слово учащимся, участникам творческой группы по составлению проектных заданий , ученицам 10 класса (социально- экономического профиля)

Макарчук Ирине

Ксенофонтовой Оксане

Предполагаемый ход беседы.

Ирина.

Уважаемые гости и учащиеся Чухломской школы!

Сегодня мы проводим круглый стол « Наше будущее», организаторами круглого стола являются учащиеся профильной группы 10 класса Чухломской школы.

Оксана

Ведущие кругового стола Макарчук Ирина.

Ирина

И моя одноклассница Ксенофонтова Оксана.

Оксана

Сегодня в нашей аудитории присутствуют участники активной зоны( я попрошу представиться каждого , если можно назовите учебное заведение)и участники пассивной зоны ( которые имеют право переходит в активную зону и задавать вопросы ).

Учащиеся сообщают, что в активной зоне работают представители МОУ ЧСОШ имени А. А. Яковлева, МОУ Вигской средней СОШ, МОУ школы №1 города Неи.

Учитель.

Я думаю, что сегодня здесь собрались те, кто работал над выполнением этих заданий. Основная задача нашего круглого стола, попытаться ответить на вопрос « Если будущее у населенных пунктов Чухломского района?» и провести промежуточные результаты исследований

Ирина

Проектные задания, которые опубликованы на страницах Интернет – представительства, с ноября 2007 были представлены вашему вниманию.

Цель проекта: «Изучить демографическую ситуацию
населённых пунктов района»

Учитель зачитывает :

«За прошедшее столетие наше Отечество проделало скорбный путь: из страны с ежегодным приростом населения около миллиона человек в начале XX века Россия, к началу XXI века, превратилась в вымирающий регион планеты с ежегодной убылью населения до одного миллиона человек коренного населения». Диакон Михаил Першин

Слайд №2


Ирина

Как Вы думаете, почему именно эта тема привлекла наше внимание?

Ученица 9 класса

Сейчас очень большое внимание уделяется демографической ситуации. Например, работая с Интернет ресурсами и материалами ежегодных посланий Федеральному собранию РФ можно найти высказывание президента «Главное – сбережение народа». Мне кажется, что эта тема является актуальной.

Высказывание других учащихся по актуальности исследуемого вопроса.

С какими источниками информации

Вы работали ?

Ученица 9 класса

Анализируя данные сайта « Института демографических исследований», четко видно, что к 2002 уже наблюдался отрицательный естественный прирост. Мне интересно узнать изменилась ли ситуация в нашем районе вследствие проводимых правительством социальных реформ.

Пункт плана №2. Организация обсуждения

Работа учителя

Работа учащихся

Учитель представляет слайды №3-4

Оксана

Первым заданием нашего проекта был анализ динамики численности населения. Мы проживаем на территории Центрального федерального по данным сайта « Института демографических исследований», видно, что численность данного округа увеличивалась. А как обстоит ситуация в наших населенных пунктах?

Учитель предлагает посмотреть работу « Демографическая ситуация Чухломского района» слайд №5


Учащиеся 9 классов. Обсуждение и анализ графика. Высказывают мнение по исследованию в селе Лаврентьевское, поселке Вига.

Делают вывод: численность населения в районе уменьшается с 29 786 человек до 13 129 человек.

Ирина

В чем причина?

Учащиеся 9 классов, высказывают мнение о возможном оттоке населения и отрицательном естественном приросте.






Учитель предлагает посмотреть слайд №6


Ирина

Достаточно важным демографическим показателем является возрастной состав населения. Как вы думаете почему?

Учащиеся 9 классов

Чем моложе население , тем перспективнее населенный пункт.

Ирина

Зайцева Анна и Наташа Федотова проводили исследования в деревни Носово.

Обсуждают.

Общие выводы : в сельских населенных пунктах идет процесс старения населения.

Оксана. Давайте попробуем объяснить эти процессы

Учащиеся 9 классов

В обсуждении приходят к понятию воспроизводство

Учитель

Демографическая ситуация, или иначе — состояние воспроизводства населения наконец-то начинает привлекать к себе внимание правительства страны и интеллигентной части общества. В ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации президент Российской Федерации  В. В. Путин сказал, что «успех нашей политики во всех сферах жизни тесно связан с решением острейших демографических проблем, стоящих перед страной.»

Слайды №7-8








Ученица 9класса . Алексеева Т. Я занималась исследованием по этому направлению.

Проанализировала термин в словаре. Провела опрос 10 семей. Кратко проанализировать. Сделать вывод , что в семьях старшего поколения

Средний показатель рождаемости составлял 2,4. В молодых семьях он превышает 1,5.Пока дети маленькие они проживают с родителями, а потом составляют категорию, тех, кто уезжает.

Для нашего района характерны процессы урбанизации и миграция населения.

Ученицы 9 класса.

Соглашаются, отмечают, что во всех населенных пунктах района наблюдаются подобные процессы.








Слайд №9-10

























Какие прогнозы на будущее?

Ирина Депопуляция — устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся — затронула практически всю территорию Российской Федерации и почти все этнические группы. Одна из причин депопуляции – низкая рождаемость. Какие данные характерны для нашего района?

Учащаяся 9класса. Анохина Е.При проведении исследований по данному вопросу я проанализировала данные исследовательской работы Максимовой Ксении за период с 1976 года по 2005 . По графику видно, что до начало 90 годов в Чухломском районе наблюдался естественный прирост и явление депопуляции не наблюдалось. По данным отдела статистики, с которыми работала Ксения с 1995 года в районе идет естественная убыль населения. Для продолжения исследований, я обратилась в районную поликлинику. По данным поликлиники на территории района прослеживается процесс – естественной убыли населения. Рождаемость остается стабильной 2004-2006 год, смертность уменьшается , но естест. убыль остается достаточно высокой.

Обсуждение проблемы. Выявление причин.

Если сравнивать с данными по стране (сайт института демографии), то видно, что на территории государства наблюдался до 2002 отрицательный естественный прирост.

Оксана.

Вы знаете, что в среднем число жителей нашей страны становится меньше ежегодно на 700 тысяч человек. Население России к 2050 году при соблюдении определенных условий может возрасти до 159-161 млн человек, а не сократиться до 124 млн.

Учащиеся 9 классов.

Данные из Интернета. МОСКВА, 30 сентября. За семь первых месяцев 2007 года рождаемость в России возросла на 7%, смертность упала на 5%. Как передает корреспондент «Росбалта», об этом сообщил сегодня на медиа-форуме партии «Единая Россия» первый вице-премьер Дмитрий Медведев.




Учитель. Слайд №11

Отрицательный естественный прирост населения Центрального, Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов в немалой степени был компенсирован миграционным притоком населения, в то время как в Северо-Западном и  Сибирском округах миграционный прирост был, хотя и положительным, но небольшим.



Слайд 13



Учитель. Звучит музыка. Предлагает посмотреть слайд- шоу « Путешествие по Чухломскому краю».



Учитель. Демонстрирует работу «Рынок труда»

Ирина

Для нашей территории характерны миграции?

Учащиеся 9 классов.

По данным на 1962 год самым многочисленным сельским советом был Судайский ( 4151) , самым малочисленным сельским советом был Тормановкий(700) . По данным 1991 года Судайский поселение осталось самым крупным , но численность уменьшилась2620.При этом самым малочисленным является населения Чертово (178)

Итак, одной из причин снижения численности населения Чухломского района является процесс урбанизации. На территории района наблюдаются урабанизационные потоки направленные в крупные города России.

Учащиеся 9 классов.

Отмечают красоту живописных уголков природы: леса, озеро, реки. Высказывают мнение.

Оксана .Почему наблюдается отток?

Учащиеся 9класса. Станислав Линти и Булкин Вячеслав комментируют работу.

Учащиеся 9 класса. Обсуждают данные. Приходят к выводу, что одна из причин миграций населения из района — отсутствие рабочих мест, преобладание низкооплачиваемых рабочих мест, слабая инфраструктура .

Учитель. Слад №14-15

Оксана. И все- таки будущее нашего района определяется именно нами. С этой целью в нашем проектном задании был запланирован социологический опрос среди старшеклассников. Ознакомьте с его результатами.

Учащиеся 9 класса. Обсуждают данные. Приходят к выводу, что большинство выпускников школы не желают возвращаться в район.

Учащиеся школы №1 города Неи высказывают свое мнение.


Учитель. Зачитывает высказывание.

«Краеугольным камнем для изменения демографической и экономической ситуаций в стране, — пояснил Алексей Шевяков, — должно стать снижение неравенства в доходах населения. Это можно обеспечить за счет радикального пересмотра распределительных отношений и увеличения налоговой нагрузки на сверхдоходы богатейшей части населения страны, составляющей, примерно, 10-15%.

Оксана

Многолетние исследования факторов рождаемости и репродуктивного поведения, проведенные в нашей стране и других странах по всему миру, показали, что причины развития массовой малодетности кроются не в недостатке благ для содержания нескольких детей и их воспитания, а в особенностях индустриальной цивилизации, при которой дети постепенно теряют свою полезность для родителей.

Учащиеся. Обсуждают высказывание


Пункт плана № 3. Подведение итогов

Работа учителя

Работа учащихся

Учитель предоставляет слово учащимся .













В чем причины?







Какие перспективы решения проблемы вы предлагаете.

Ирина

Если у нашего города, поселка будущее ?

Все учащиеся высказывают свое мнение по кругу.

Учащиеся 9 класса

Естественный прирост отрицательный, наблюдается процесс старения населения, особенно в сельской местности.

На территории Чухломского района наблюдается интенсивный процесс урбанизации, численность города Чухломы остается стабильной за счет притока населения из сельской местности. Жители города Чухломы уезжают из города.

Отсутствие рабочих мест, низкооплачиваемая работа, слабое развитие инфраструктурного комплекса, закрытие школ на селе .

Проводимая демографическая политика будет способствовать росту рождаемости. Однако остановить отток населения могут только инвестиции, которые необходимо привлечь в экономику района.

Новые рабочие места – будущее района.?





Литература

1.В.П. Дронов, В.Я Ром; География России население и хозяйство.9класс М. «Дрофа» 2005

2.Интернет-ресурсы. Институт демографических исследований .Demographia.ru

3. Г.К. Селевко. Энциклопедия образовательных технологий. Том 1. Москва НИИ школьных технологи 2006

4. Исследовательские работы учащихся, проведенные на основе работы со статистическими данными отдела статистики по Чухломскому району, архивами методического кабинета Чухломской поликлиники, материала отдела занятости населения по Чухломскому району.


  • Исследовательская работа «Рынок труда Чухломского района»

  • Исследовательская работа «Динамика численности сельского населения на территории Чухломского района»

  • Социологический опрос учащихся старших классов Чухломской школы

  • Исследовательская работа «Естественное движение населения в Чухломском районе»

  • Индивидуальные исследования учащихся: д. Носово, село Лаврентьевское, поселок Вига

















Свежие документы:  Рабочая программа по алгебре и началам анализа для 10 класса 136 часов (профильный уровень)

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: