Конспект урока по биологии в 5-х классах
на тему: «Обобщение по теме «Питание живых организмов»».
С применением компьютерных технологий.
Цель: Обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы «Питание живых организмов».
Задачи: Обобщить у учащихся знания по теме «Питание живых организмов»; об особенностях питания живых организмов (растений и животных), о значении минеральных солей и воды для жизни человека и животного; о влиянии нитратов на развитие и формирование основных физиологических процессов в организме человека; об основных способах накопления и расхода энергии в живых организмах. Продолжите формирование понятия «фотосинтез» и его роль, «цепи питания». Закрепить умения правильно и биологически грамотно составлять цепи питания. Воспитать бережное отношение к природе, аккуратность и эстетический вкус у учащихся. Развить логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и синтезировать полученные знания на прошедших уроках.
Методы и методический приемы: словесный (беседа, рассказ, выступление учеников) наглядная (демонстрация газет учащихся).
Оборудование: компьютер с заранее подготовленными слайдами (презентацией); карточки с названием животных, жетоны для начисления баллов.
Ход урока.
Организация класса.
Подготовительная часть урока. Класс делится на группы (по числу рядов). Дома каждой команде необходимо придумать название и девиз, а так же изготовить газету на тему «Питание живых организмов».
Основная часть урока.
Сегодня на уроке ребята мы с вами проведем не большое состязание и узнаем какая из команд лучше всех знает о питании живых организмов, но для этого вам необходимо с начала выполнить несколько заданий. В нашем соревновании победит тот, кто больше всех наберет баллов. Удачи всем и пусть победит сильнейший.
Первое задание «Давайте познакомимся»
В начале идет выступление учащихся по группам, представление своей команды ее девиз.
Второе задание «Пресса»
Каждая группа проводит защиту, изготовленной газеты.
Третье задание «Биологический тир»
На доске высвечивается основные биологические понятия, на которые команды должны будут дать определения. За каждый правильный ответ команда получает балл.
Примеры определений: Паразиты, энергия, наблюдения, биология, клетка, цепи питания, половые клетки, гермафродит, опыление, опыт, клетка, спора, яйцеклетка, рубчик, хищники, фотосинтез, микроскоп, ярусность, среда обитания, спермий, оплодотворение, семядоля, пища, деление, препарат, зигота.
Четвертое задание «Реклама»
Запись на доске «Вода- это самое необыкновенное и необходимое вещество на Земле»
Гимном этому веществу стали строки знаменитого французского писателя Антуана де Сант-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которою не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились»
Задание командам: изобразить рекламный ролик на тему: «Вода – жизнь для…
растений;
животных;
человека»
Оценивается оригинальность и артистичность.
Пятое задание «Энергия – это жизнь»
Командам раздаются карточки со словами. Необходимо за определенное время составить как можно больше «пищевых цепочек».
Волк, человек, муха, корова, клевер, пшеница, бычий цепень, воробей, лиса, заяц, мышь, паук, мухоловка, печеночный сосальщик, туберкулезная палочка
Оценивается количество «пищевых цепочек» и их размер.
Шестое задание «Ты – мне, я — тебе»
Команды, посовещавшись, задают вопросы по теме другой команде. Оценивается и вопрос, и ответ.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: выполнить задание к §27