Великий старец
Касатина Татьяна
Анатольевна
учитель начальных классов
Великий старец
(Урок внеклассного чтения по творчеству Л.Толстого)
Цели:
Познакомить учащихся с творчеством Л.Толстого. Развивать читательский интерес.
Развивать внимательность, наблюдательность, память.
Воспитывать патриотические чувства к России, гордость за историческое прошлое.
Оргмомент.
Добрую сказку помню я с детства,
Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты…
— Жил-был старец с длинной косматой бородой с устрашающим именем Лев и добрыми глазами (Слайд 1). Жил он на поляне с очень светлым названием Ясная. Старец сочинял рассказы и сказки для детей, в которых был заложен очень глубокий смысл, которые и, правда, были ясными, учили добру, отзывчивости, любви. Догадались, о ком речь? Это наш великий писатель Лев Толстой (Щелчок по портрету)
— Сегодня мы познакомимся с жизнью Толстого, вспомним произведения, написанные Львом Николаевичем и «напишем» книгу, посвященную этому великому человеку. Итак, перед вами содержание нашей будущей книги (Слайд 2). Давайте выберем раздел.
Биография.
— Граф, русский писатель Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии (Слайд 3).
Он был четвёртым ребёнком в семье. Его мать Мария Николаевна, урожденная княжна Волконская, умерла, когда маленькому Толстому не было еще двух лет, Отец Толстого Николай Ильич, участник Отечественной войны, тоже умер рано (1837) (Слайд 4). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство». (Слайд 5).
В юности Лев Толстой изучал юридические науки, увлекался практической медициной, изучал языки, сельское хозяйство, историю, географию, старался достичь совершенства в музыке и живописи (Слайд 6).
В 1851 году старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, участвуя в военных действиях (Слайд 7).
Осенью 1856 года Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну (Слайд 8).
В 1859 году Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны (Слайд 9).
В сентябре 1862 Лев Толстой женился на Софье Андреевне Берс. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей (Слайд 10).
В Ясной поляне Лев Николаевич пишет «Азбуку» и «Новую азбуку», для которых сочиняет оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре «Русские книги для чтения» (Слайд 11).
Умер Лев Толстой 20 ноября (по старому стилю — 7 ноября) 1910 на станции Астапово Рязано — Уральской железной дороги (ныне станция Лев Толстой Липецкой области). Похоронен он в Ясной Поляне. Граф Лев Николаевич Толстой покоится не кладбище, а в лесу. Его могила ухожена, но на ней нет ни креста, ни памятника, ни ограды. Граф Толстой похоронен как простой человек. При подходе к этому памятному месту есть указатель «Зона тишины» (Слайд 12).
— Как вы думаете, что он обозначает? Зачем в этом месте нужно соблюдать тишину?
— Но по всей стране установлено много памятников Льву Толстому, отрыто большое количество музеев. Не одно поколение помнит и любит этого замечательного человека. И наши бабушки с дедушками, мамы с папами, мы с вами, а также наши дети и внуки читают, и будут читать произведения Льва Николаевича Толстого, и учиться добру, любви, почитанию взрослых (Слайд 13).
— Имея большую семью, потомки великого писателя живут в наши дни по всему миру, некоторые достигли определённой известности, есть даже продолжатели его дела. Это Татьяна Толстая – писательница, Пётр Толстой – ведущий первого канала, журналист, Фёкла (Анна) Толстая – ведущая телевидения (Слайд 14). Потомки писателя гордятся принадлежностью к роду Толстых. Они следят за памятниками и музейными комплексами. В день рождения Льва Николаевича родственники изо всех уголков мира приезжают в Ясную поляну, таким образом, многие годы, почитая талант своего великого предка.
«Найди лишнее» (Слайд 15)
— А мы продолжаем писать книгу, посвященную Толстому. Нашей следующей главой будет «Найди лишнее».
— Перед вами книги Льва Толстого. Посмотрите внимательно, все ли они принадлежат перу Толстого.
Если ответ правильный при нажатии на картинку, она увеличивается в размере. Неправильный ответ – картинка улетает (Ответ – «Колобок»). Переход на следующий слайд – лист в правом нижнем углу.
«Найди название» (Слайд 16)
— А перед нами следующая глава «Найди название». Художник – иллюстратор нарисовал картинки к книгам Льва Толстого. Да вот незадача: перепутал названия и иллюстрации. Давайте поможем ему найти нужную картинку.
Для того чтобы появилась стрелка, соединяющая картинку и название книги, следует нажать на изображение иллюстрации нужной книги.
Переход на следующий слайд – лист в правом нижнем углу.
Физкультминутка
Вот по сказке мы гуляли.
И, конечно же, устали.
Мы немного отдохнём,
Дальше в сказку мы пойдём.
Высоко поднимем руки.
Будем жить всегда без скуки.
Повернёмся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.
«Узнайте героя» (Слайд 17)
— А мы продолжаем. И наша следующая глава «Узнайте героя». По строкам из рассказа, догадайтесь, о каком герое идёт речь.
Учитель читает отрывок, после ответа детей, следует нажать на текст. Появится иллюстрация книги. Переход на следующий слайд – лист в правом нижнем углу.
«Расставьте по порядку» (Слайд 19)
— Чтобы написать следующую главу, нам необходимо расставить иллюстрации по порядку и вспомнить название и содержание рассказа.
После того, как учащиеся нашли первую картинку, учитель щёлкает, картинки меняются местами. Аналогично со второй и третьей картинкой. После трёх щелчков иллюстрации встают на свои места. Дети вспоминают название рассказа («Косточка») и пересказывают его содержание. Переход на следующий слайд – лист в правом нижнем углу.
«Животные – герои рассказов» (Слайд 20)
— Главными героями рассказов и сказок Толстого становились животные. Через происшествия, которые с ними случались, отношение других герое произведений, Лев Николаевич учил своих читателей состраданию и любви к «братьям меньшим», ответственности за поступки.
— Посмотрите на изображения животных и вспомните, в каких рассказах и сказках Толстого эти животные стали литературными героями.
После ответа детей, учитель щёлкает по картинке, она пропадает и появляется иллюстрация к рассказу Толстого и его название. Переход на следующий слайд – лист в правом нижнем углу.
Афоризмы Толстого (Слайд 22)
— Толстой в своих произведениях писал такие фразы, которые стали «крылатыми». До сих пор люди их помнят, цитируют и удивляются их точности. Давайте попробуем восстановить эти замечательные фразы.
Учащиеся находят окончания афоризмов. После одного щелчка, все слова встают на свои места. Переход на следующий слайд – лист в правом нижнем углу.
— Как вы понимаете смысл этих фраз?
Заключение (Слайд 22)
— Наша книга написана. Она посвящена великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому. И прологом к нашей книге могут быть только слова самого писателя: «Мы не любим людей за то добро, которое мы им сделали, и не любим за то зло, которое мы им делали»
— Надеюсь, вы будете читать произведения Льва Толстого и детские рассказы, и те, которые предназначены для более взрослого возраста, научитесь быть добрыми людьми, любить окружающих, уважать их интересы, помогать животным. То есть, как научил нас великий старец, сказочник и философ Толстой.