Сценарий урока на тему «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы»


Тема: «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы.»


Оборудование: раздаточный материал для проверки знаний, череп; модель уха; мультимедийная презентация, проектор, интерактивная доска.


Задачи урока: повторить материал по гигиене зрения, первой помощи при травмах глаз, зрительном экологическом комфорте; показать единство строения зрительного и слухового анализаторов; познакомить учащихся со строением и функциями наружного, среднего и внутреннего уха; показать преобразование воздушных звуковых волн сначала в механические колебания, а затем в нервные импульсы, несущие информацию в кору больших полушарий; дать понятие о гигиене слуха, профилактике ушных заболеваний и экологических факторах, влияющих на слух.


Методические рекомендации

Несмотря на то, что органы слуха и равновесия рассматриваются в одной теме, их анализ целесообразно разделить, потому что слух по значению является вторым органом чувств после зрения и с ним связана звуковая речь. Важно еще и то, что совместное рассмотрение органов слуха и равновесия иногда приводит к путанице: мешочки и полукружные каналы школьники относят к органам слуха, что неверно, хотя органы равновесия действительно находятся по соседству с улиткой, в полости пирамид височных костей.

Перед объяснением на доске полезно составить следующую таблицу и заполнять ее по ходу объяснения:


Отдел уха

Среда

Структура

Функция

Наружное

ухо

Воздушная

Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка

Направление ушной раковиной звуковых колебаний в слуховой проход и превращение колебаний звуковой волны в механические колебания барабанной перепонки

Среднее

ухо

Воздушная

Слуховые

косточки:

молоточек,

наковальня,

стремечко


Слуховая труба

С помощью костных рычагов усиливаются механические колебания и передаются перепонке овального окна



Уравнивает давление

воздуха в среднем ухе с давлением наружного воздуха

Внутреннее ухо

Жидкая

Перепонки

овального

и круглого окон


Улитка

со слуховыми рецепторами

Способствуют передаче механических колебаний жидкости внутреннего уха


Улавливает механические колебания жидкости рецепторами органов слуха и полученную информацию в форме нервных импульсов направляет в мозг



После заполнения таблицы можно перейти к рассмотрению слухового анализатора, заболеваний уха. Полезно рассказать, как следует делать компресс на область среднего уха, подчеркнув, что ушную раковину при этом закрывать не надо.

Закончить изложение можно разъяснив вред шума и способы экологической защиты от него: насаждение деревьев и кустарников, использование материалов, ослабляющих шум. Полезно показать на опыте значение слуховой тени. Для этого достаточно открыть дверь класса в шумный коридор, а затем закрыть ее — шум уменьшится. Комфорт в помещении может создать негромкая музыка, которая заглушает разговоры соседей.

Свежие документы:  Конспект урока по истории "Казачьи войска на территории Казахстана" 8 класс


Ход урока


I. Проверка знаний (10 минут)

Тестирование по теме: Органы чувств. Анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз.

(смотри приложение 1)

(Время, отведенное на работу, контролируется часами на слайде 1.)


II. Изучение нового материала (20-25 минут)

  1. Объявление темы урока. Значение звуков в жизни человека. (Вводное слово учителя, иллюстрация рассказа с помощью слайдов 2,3)

  2. Демонстрация отделов уха на презентации; демонстрация внутренней части черепной коробки с пирамидами височных костей, где находится среднее и внутреннее ухо. Выполнить работу 169 в рабочей тетради № 2.

  3. Рассказ учителя о строении и функции каждого отдела уха с заполнением таблицы, (слайды 4-15).

  4. Строение слухового анализатора, работа слухового анализатора, рассмотрение схемы передачи звуковых волн (слайд 16, 17,18)

  5. Разъяснение правил гигиенического ухода за ушной раковиной и слуховым проходом. Разбор причин, приводящих к заболеванию среднего уха, сведения об экологическом слуховом комфорте, вреде шума и необходимости борьбы с ним,

(слайды 19-21).

  1. Заболевания уха – отит, тугоухость, глухота, (слайд 22). Основные принципы профилактики заболеваний органов слуха (слайд 23).


III. Закрепление знаний (5-10 минут) проводится с помощью интерактивной игры-лабиринта «Орган слуха». На слайде 24 представлена игра — лабиринт «Орган слуха». Предполагается, что в игре принимают участие два обучающихся, ответы которых могут быть оценены учителем.

Задача: пройти лабиринт, получив как можно меньше красных карточек. Лабиринт можно пройти двумя путями, для выбора пути игрок делает щелчок по кнопке «I» или «II».

Далее нужно прочитать фразу в открывшемся блоке и выразить свое согласие-несогласие с ней, нажав кнопку «Да» или «Нет». При правильном ответе открывается новый блок, и можно подумать над ответом, пока очередной ход делает соперник. Затем количество правильных ответов суммируется и ответ оценивается (на усмотрение учителя).


IV. Домашнее задание

Изучить § 54 до статьи «Орган равновесия». Выполнить работу 162 в рабочей тетради № 2.





Приложение 1

Тест. Органы чувств. Анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Вариант 1


А1. Как называется оболочка, покрывающая снаружи глазное яблоко?

1) плевра

2) склера

3) радужная оболочка

4) эпителий


А2. Что расположено в центре радужной оболочки?

1) зрачок

2) хрусталик

3) носослезный проток

4) зрительный нерв


А3. Что защищает глаза от пыли и яркого света?

1) сетчатка

2) радужная оболочка

3) склера

4) веки и ресницы


А4. Что воспринимает световое изображение, прошедшее через зрачок?

1) сосудистая оболочка

2) радужная оболочка

3) клетки сетчатки

4) хрусталик


В1. Как называется состояние зрения, при котором человек лучше видит предметы на удалении, потому что изображение фокусируется за сетчаткой?________________________________________________


В2. Какой процент информации человек получает с помощью зрения?

___________________________________________________________

С1. Перечислите пять основных органов чувств. _________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________














Тест. Органы чувств. Анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Вариант 2


А1. Что фокусирует лучи на сетчатку глаза?

1) зрачок

2) хрусталик

3) роговица

4) радужная оболочка


А2. Как называют место, откуда выходит зрительный нерв?

1) слепое пятно

2) глазницы

3) зрительный центр

4) глазное яблоко


А3. Благодаря чему осуществляется движение глазного яблока?

1) хрусталику

2) зрачку

3) радужной оболочке

4) мышцам


А4. Как называется оболочка, цвет которой определяет цвет глаз?

1) сосудистая оболочка

2) склера

3) радужная оболочка

4) сетчатка


В1. Можно ли при проникающем ранении глаза извлекать инородное тело самостоятельно?_________________________________________


В2. Как называется прозрачная полужидкая масса, заполняющая внутреннее пространство глазного яблока?

____________________________________________________________

С1. Что такое «анализатор»?____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________






















Использованные ресурсы:

Источники материалов презентации

https://didaktor.ru/animirovannye-chasy-na-multimedijnom-uroke/ анимированные часы А. Баженова

https://105plus.files.wordpress.com/2012/07/section-ear.jpg строение внутреннего уха

https://www.liveinternet.ru/users/3152136/post125069255/ природа

https://volgograd.3dn.ru/ город Волгоград

https://totalday.ru/191.html разговор людей

https://www.braintools.ru/article/9761 наружное, среднее, внутреннее ухо

https://www.medclub.ru/disease/furuncle_ear.html/tab/photo наружный слуховой проход

https://www.hifinews.ru/advices/details/99.htm строение слухового анализатора

https://www.medical-enc.ru/2/barabannaya_pereponka.shtml барабанная перепонка https://infodoctor.ru/shpoint.php?p=22 улитка внутреннего уха https://mnogobayanov.ru/post/6522 волосковые клетки

https://www.med2.ru/story.php?id=7620 использование ватных палочек https://popdoc.ru/publication/525//отит

https://allmake.ru/topic/Hobbi-i-razvlecheniya/Hobbi/Kak-nauchitsya-pet.html пение

https://cavespirit.com/urok_39 ухо

https://www.hip-hop.ru/forum/id173854-concretteone-touch/albums/1-1965-picturefon-15451/ наушники

https://dom.pln24.ru/house/sovpror/82852.html воздействие шума

https://www.surdocenter1.ru/profilaktika основные способы профилактики заболеваний органов слуха

https://vam-polezno.ru/nasmork-profilaktika-nasmorka/ насморк

https://www.intim-news.ru/dieta/razdelnoe-pitanie-24814.html рациональное питание

https://www.gazeta.ru/health/2013/07/10_a_5421617.shtml ухо

https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81755/?interface=catalog&class=50&subject=29 работа слухового анализатора ( флэш-ролик)

http:/Kontren.narod.ru Шаблон интерактивной презентации игры Можаева Г.М.



Литература



Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Биология. 8 класс: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. — М.: «Вентана – Граф» 2008;



Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Вентана-Граф, 2011;



Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 2.— М.: Вентана-Граф, 2006;


Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс. / Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2011.

Свежие документы:  Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: