« Тема для проектной исследовательской работы учащихся (Комнатные растения как фактор для психологического и умственного развития обучающихся)».


Городское Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная «Школа № 117» ШО-2

г. Москва







Проект

« Тема для проектной исследовательской работы учащихся (Комнатные растения как фактор для психологического и умственного развития обучающихся)».







подготовила

учитель биологии

первой категории

Абукаева Гульнара Мухтархановна











2013-2014 г.г.

Тема для проектной исследовательской работы учащихся  «Комнатные растения как фактор для психологического и умственного развития обучающихся».




В проекте федерального государственного образовательного стандарта общего образования поколения для получения обучающимися качественного образования предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками основной школы программы по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа. В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения. Разработанный ещё в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.

Проект  работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результатов проекта.

Исследовательская работа — работа, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Учебное исследование имеет целью приобретение учащимися навыка исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае – это лишь этап проектной работы.

Цель проектной деятельности – приобщить учащихся к активному обучению, помочь развитию их учебно-познавательных умений и навыков, научить их учиться, чтобы лучше усваивать учебный материал по биологии (в частности ботанике или зоологии).

Постоянно овладевая умениями и навыками рационального учебного труда, тренируя себя по вопросам и заданиям, наблюдениям и опытам с натуральными объектами, учащиеся самостоятельно приобретают знания, дополняя и углубляя их при изучении рекомендуемой для проектной деятельности биологической литературе.

Какие же конкретно задачи ставятся при обучении учеников проектной и исследовательской деятельности? Их можно наметить несколько, но ведущими будут следующие:

— формировать и развивать творческие способности ученика;

— развивать умения и навыки в постановке проблем и нахождения способов их решений;

— создать мотивирующий фактор в обучении и самообразовании;

— заложить основы чувства индивидуальной ответственности за свои поступки, принятые решения и действия;

— постараться развить у ученика коммуникативные умения и навыки и т.д.

В результате совместной деятельности педагога и ученика можно наблюдать выявление того, что учитель и ученик находятся в тесной взаимосвязи при работе над проектом.

Мы сотрудничаем: вместе ставим цели и задачи. Учитель корректирует наблюдения школьника, помогает отобрать факты, значимые в данной работе, сформулировать гипотезу, составить план для проведения наблюдения или постановке эксперимента, учит работать с огромным объемом информации по теме (искать, отбирать, анализировать и применять в работе). А самое главное, учитель всегда поможет применить полученные знания для достижения целей и задач проекта.

В ходе работы над проектом можно выделить следующие этапы:

Подготовительный, или вводный (погружение в проект):

1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).

2. Определение цели, формулирование задач.

3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).

5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.

6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления.

Поисково-исследовательский этап:

1. Определение источников информации.

2. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Подготовка к исследованию и его планирование.

4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.

5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.

Трансляционно-оформительский этап:

1. Предзащита проекта (в классе).

2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

3. Подготовка к публичной защите проекта:

3.1. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.);

3.2. стендовая информация о проекте.

Заключительный этап:

1.Публичная защита проекта.

2.Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

3.Итоговая конференция

Ученик, выполнив проект и защитив его, должен научиться:

— планировать работу;

— письменно и устно представлять результаты своей работы;

— защищать и отстаивать свою точку зрения;

— отвечать за результаты работы;

— оформлять работу и т.д.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность учащихся, как никакая другая учебная деятельность, поможет учителям сформировать у ученика качества, необходимые ему для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии.

Общие требования к проектной работе по биологии.


Представляемый проект должен иметь титульный лист с указанием: фамилии, имени, отчества исполнителя и руководителя (ей) проекта, название проекта, года написания работы, указанием целей и задач проектной работы.

Содержание проектной работы должно включать такие разделы, как:

— введение, в котором обосновывается актуальность выбранной или рассматриваемой проблемы;

— место и время выполнения работы;

— краткое описание используемых методик ссылками на их авторов (если таковые необходимы для работы или использовались в ней);

— систематизированные, обработанные результаты исследований;

— выводы, сделанные после завершения работы над проектом;

— практическое использование результатов проекта;

— социальная значимость проекта;

— приложение: фотографии, схемы, чертежи, гербарии, таблицы со статистическими данными и т.д.

Критерии оценки проектов по биологии:


— четкость поставленной цели и задач;

— тематическая актуальность и объем использованной литературы;

— обоснованность выбранных методик для проведения исследований;

— полнота раскрытия выбранной темы проекта;

— обоснованность выводов и их соответствие поставленным задачам;

— уровень представленных данных, полученных в ходе исследования выбранной проблемы (объекта), их обработка (при необходимости);

— анализ полученных данных;

— наличие в работе вывода или практических рекомендаций;

— качество оформления работы (наличие фотоматериалов, зарисовок, списка используемой литературы, гербарных материалов к проектам по ботанике и т.д.).

Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:


— обоснованность структуры доклада;

— вычленение главного;

— полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;

— использование наглядно-иллюстративного материала;

— компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы, задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);

— уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.

Исследовательские проекты:

1. Социальная значимость здоровья.

2. Изучение экологического состояния школьных помещений.

3. Туберкулёз лёгких: глобальная опасность!

4. Изучение экологического состояния пришкольной территории.

5. Комнатные растения как фактор для психологического и умственного развития обучающихся.

6. Здоровое поколение.

9. Интегрированная медицина.

10. Влияние внешних условий на нарушение функции органа чувств.























Литература:

  1. «Украшаем дом цветами»/-Доротея Вахтер,Юрген Шторк/.

  2. Аванта, Энциклопедия для детей. Биология.2003 г.

  3. //Лиза «Цветы в доме». № 11,2006 г.

  4. Хессайон Д.Г. «Всё о комнатных цветах». Одна из самых популярных книг в мире о комнатных растениях. Изд.: Кладезь – бук,2005 г.

  5. http^ // www.flovers/foka.ru/





скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Биология: