Химический турнир











Химический турнир


















Стрижова Ирина Алексеевна,

учитель химии

высшей квалификационной категории

МОУ «Лицей» г. Новотроицка






Цели:

Формирование учебно-познавательных, информационных, общекультурных, коммуникативных компетенций.

Развитие познавательного интереса учащихся, закрепление умений работы с лабораторным оборудованием, развитие мышления, памяти, внимания, речи.


Реактивы и оборудование: графопроектор, компьютер, мультимедийный проектор, пробирки, спиртовка, держатель, асбестированная сетка, кристаллизатор, вода, натрий, концентрированная серная кислота, сахарная пудра, растворы: соляной кислоты, серной кислоты, гидроксида натрия, сульфита натрия, сульфида натрия, сульфата натрия, карбоната натрия, хлорида натрия, хлорида железа (III), сульфата железа (II), сульфата цинка, нитрата серебра, хлорида бария, индикаторы.





















КОНКУРСЫ:


  1. РАЗМИНКА

  2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

  3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ

  4. ОБЪЯСНЯЛКИ

  5. ОБГОНЯЛКИ

  6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ




















КОНКУРС: РАЗМИНКА

Для разминки используются

ребусы, кроссворд (см.приложение).




КОНКУРС: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ

Каждая команда получает на обсуждение вопроса 1 минуту. Вопросы для конкурса из книги

«Химия для любознательных» (В.В. Девяткин).


1.В средние века домашнюю оловянную посуду и утварь часто поражала странная «болезнь»: без видимых причин эти предметы рассыпались в серый порошок. Эта же «болезнь» стала причиной гибели экспедиции Скотта, направлявшейся к Южному полюсу: экспедиция лишилась жидкого топлива, хранившегося в спаянных оловом металлических контейнерах. Моторные сани, используемые для передвижения, оказались непригодны. Объясните, что за «болезнь» поражает олово.

Ответ: При температурах ниже -13 о С олово начинает переходить из обычной серебристо-белой аллотропной модификации в порошкообразное серое олово. Процесс идет особенно быстро при – 39о С и ускоряется в присутствии серого олова. Вот и разгадка оловянной «чумы».


2. Мрачная криминальная слава цианистого калия известна давно. Убийцы Распутина использовали именно его. Когда они готовили ему отравленное пирожное, то положили как можно больше яда, судя по рассказам князя Юсупова, несколько граммов. И все же Распутин остался жив, почувствовав небольшое недомогание… Объясните, почему так не удалось отравить Распутина.

Ответ: Цианистый калий – соль слабой и летучей синильной кислоты. Эта кислота настолько слаба, что ее соли – в том числе, цианистый калий – в присутствии влаги разлагаются даже углекислым газом, который всегда есть в воздухе.

2KCN+H2O+CO2 → 2HCN+K2CO3






Убийцы Распутина не знали этого свойства солей синильной кислоты и не принимали никаких мер предосторожности при хранении яда. Скорее всего, они держали его завернутым в бумажку, на манер лекарственного порошка. Это «лекарство» лежало на воздухе наверняка

не день и не два – ведь на убийство нужно было решиться и выбрать подходящий момент. В результате Распутин проглотил пирожное, содержащее не несколько граммов цианистого калия, а несколько граммов поташа.

3. Под давлением 69 атм. при комнатной температуре углекислый газ сжижается. Если жидкий диоксид углерода быстро выливать из баллона, значительная часть его испаряется, а так как на испарение расходуется большое количество тепла, то часть углекислого газа затвердевает, превращаясь в снегообразное вещество – сухой лед. По цвету он похож на спрессованный снег, по твердости напоминает мел. А если «тает», то не оставляет ни капли влаги: весь кусок сухого льда испаряется, превращаясь в углекислый газ. Объясните, почему его можно держать в руке, не ощущая холода, хотя температура достигает – 78 оС. Но если сжать этот же кусок между пальцами, они будут отморожены.

Ответ: Дело в том, что испаряющийся углекислый газ создает газообразную прослойку между рукой и холодным куском и пальцы не чувствуют разницы температур.

4. Объясните, почему крупные кристаллы поваренной соли трещат на горячей сковороде?

Ответ: Кристаллы поваренной соли имеют внутри полости, заполненные раствором, из которого соль выкристаллизовалась. Чем крупнее кристаллы, тем больше в них жидкости. На горячей сковороде вскипающая вода «взрывает» кристаллы. ( По этой же причине трещат и сырые дрова в печке)













КОНКУРС: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ


Каждая команда получает практические задания, которые надо выполнить.

1 команда. В трёх пробирках находятся: KCl; K2SO3; KNO3.

Распознайте каждое вещество.

Аналогичные задания для других команд: распознать выданные вещества:

2 команда. NaOH; H2O; HCl.

3 команда. K2SO3; K2SO4; K2S.

4 команда. K2CO3; K2SO4; KCl.

5 команда. FeCl3; FeSO4; ZnSO4.

Нужны реактивы: индикаторы, AgNO3; BaCl2; H2SO4 (или HCl); NaOH.





КОНКУРС: ОБЪЯСНЯЛКИ


Задание командам: объяснить продемонстрированный учителем опыт (кто точнее и быстрее).


Опыт №1. В пробирке смешать концентрированную серную кислоту и сахарную пудру, нагреть. Объяснить наблюдаемое.

Опыт №2. В пробирку с гидроксидом натрия добавить 1 каплю фенолфталеина. Потом добавить кусочек натрия (соблюдать меры безопасности). Объяснить, почему появляется малиновая окраска индикатора и что происходит при реакции натрия с водой.

Опыт №3. В пробирку с NaOH добавить фенолфталеин, а потом соляную кислоту. Объяснить, почему произошло обесцвечивание?









КОНКУРС: ОБГОНЯЛКИ

(ответить на большее количество вопросов за 1 мин.)

Отвечает один человек – капитан.

Вопросы 1 команде:

  1. Тип кристаллической решётки алмаза? (атомная)

  2. Самый активный неметалл? (фтор)

  3. Вещества, растворы или расплавы которых проводят ток, называются… (электролиты)

  4. Единственный жидкий металл? (ртуть)

  5. Вещества, изменяющие U реакции? (катализаторы)

  6. Вещество, состоящее из двух элементов, один из которых кислород со степенью окисления -2 (оксид)

  7. Реакции, при которых Q выделяется? (экзотермические)

  8. В побочных подгруппах расположены … (металлы)

  9. Биологически активные вещества, регулирующие работу органов человека и животных? (гормоны)

  10. Бесцветный газ с резким запахом, применяется для получения HNO3 и удобрений? (аммиак)

  11. Это вещество гасят водой, хотя оно не горит. (негашеная известь)

  12. Существование элемента в виде нескольких простых веществ? (аллотропия)

  13. Как называется соль HNO3? (нитрат)

  14. Формула соляной кислоты (HCl)

  15. Создатель периодической системы? (Менделеев)

  16. Создатель планетарной модели атома (Резерфорд)

  17. Способность атома химического элемента притягивать к себе электроны (электроотрицательность)

  18. Разрушение металлов под действием окружающей среды (коррозия)

  19. Положительно заряженная частица (катион)

  20. Быстрое окисление с выделением тепла и света (горение)


Вопросы 2 команде:

  1. Аллотропное видоизменение кислорода (О3)

  2. Автор учебника химии (Габриелян)

  3. Какое молоко не пьют? (известковое)

  4. Отрицательно заряженная частица (анион)

  5. Реакция, при которой из одного вещества получается несколько других (разложение)

  6. Формула серной кислоты (H2SO4)

  7. Соль соляной кислоты (хлорид)

  8. Вода в твёрдом состоянии (лёд)

  9. Самый тяжёлый металл (осмий)

  10. Химически неделимая частица (атом)



  1. Вещество, состоящее из водорода и металла (гидрид)

  2. Самый электроотрицательный элемент (фтор)

  3. Вещества, изменяющие окраску в зависимости от среды, в которой находятся (индикаторы)

  4. Самый лёгкий газ (Н2)

  5. Печь для получения чугуна (доменная)

  6. Продукт коррозии металла (ржавчина)

  7. Форма S-орбитали (шар)

  8. Число электронов у атома Н (1)

  9. Самый распространённый элемент во вселенной? (Н)

  10. Реакция, при которой Q поглощается (эндотермическая)


Вопросы 3 команде:

  1. Соль кремниевой кислоты (силикат)

  2. Формула ортофосфорной кислоты (Н3РО4)

  3. Форма р-орбитали (8)

  4. Максимальное число электронов на 1 уровне? (2)

  5. Элементы 1 гр. главной подгруппы (щелочные металлы)

  6. Химическая реакция, при которой из нескольких веществ образуется одно (соединение)

  7. Металл, обладающий бактерицидными свойствами (Ag)

  8. Запись реакции с помощью знаков и формул (уравнение)

  9. Помещение для проведения реакций (лаборатория)

  10. Галоген, соединения которого успокаивают нервную систему (Br)

  11. Совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра, но с разной массой (изотопы)

  12. Оксид водорода — это… (вода)

  13. Сплав Cu и Zn (латунь)

  14. Техническое название карбоната натрия (сода)

  15. Металл, входящий в состав гемоглобина (Fe)

  16. Незаряженная частица атома (нейтрон)

  17. Единица массы (г, кг)

  18. Чему равен Vm (22,4 л/моль)

  19. Формула мела, мрамора, известняка (CaCO3)

  20. Самый легкоплавкий металл (Hg)


Вопросы 4 команде:

  1. H2SO4 сильный или слабый электролит ?(Сильный)

  2. Заряженная частица (Ион)

  3. Самый легкий металл (Литий)

  4. Какой элемент не имеет «постоянной прописки» в периодической системе? (Н)



  1. Что легче Н2 или воздух? (Н2)

  2. Кислота, содержащаяся в желудочном соке (НCl)

  3. Самый распространенный неметалл в земной коре (О)

  4. Цвет фенолфталеина в щелочной среде (Малиновый)

  5. Какой элемент всегда рад (Радон)

  6. Реагирует ли H2SO4 c Au (Нет)

  7. Относительная масса H (1)

  8. Вещество, состоящее из металла и кислотного остатка (Соль)

  9. Тип кристаллической решетки в NaCl (Ионная)

  10. Формула Азотной кислоты (HNO3)

  11. Соль H2SO4 (Сульфат)

  12. Недостаток какого элемента приводит к кариесу (F)

  13. Автор атомно-молекулярного учения (Ломоносов)

  14. Число ковалентных связей, которые образует атом (Валентность)

  15. Растворимое в Н2О основание (Щелочь)

  16. Степень окисления простых веществ (0)


Вопросы 5 команде:

  1. Самый распространённый металл в природе (Al)

  2. Самый твёрдый металл (хром)

  3. Угольная кислота стабильная или нет? (нет)

  4. Формула плавиковой кислоты (HF)

  5. Соль угольной кислоты (карбонат)

  6. Что легче: углекислый газ или воздух (воздух)

  7. Реакция между кислотой и основанием? (нейтрализация)

  8. Элемент, из которого состоят алмаз и графит (С)

  9. Бывает пластическая, ромбическая (S)

  10. Заряд электрона (-1)

  11. Максимальное число электронов на втором энергетическом уровне (8)

  12. Горизонтальный ряд химических элементов, расположенный в порядке увеличения Ar (период)

  13. Элементы 7 группы главной подгруппы (галогены)

  14. Вещество, состоящее из Н и кислотного остатка (кислота)

  15. Формула «сухого льда» (СО2)

  16. В центре атома находится … (ядро)

  17. Вещество, образующееся при сгорании S (SO2)

  18. Число Авогадро (6,02·1023)

  19. Суммарная степень окисления в сложных веществах (0)

  20. Заряд протона (+1)


Пока жюри подводит итоги, показываю опыт «ВУЛКАН»:

t

(NH4)2Cr2O7 N2 + 4H2O + Cr2O3






Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Соли аммония. Оксиды азота (II) и (IV)" 9 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Химия: