Конспект урока «Антропогенное воздействие на экосистемы Балтийского моря и его последствия»



ГБПОУ «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»










Конспект урока


Антропогенное воздействие на экосистемы Балтийского моря и его последствия






Шахова Т.Е.















2015



Антропогенное воздействие на экосистемы Балтийского моря

и его последствия (2 часа)



Ведущие идеи урока

  • Экосистемы Балтийского моря уязвимы, их стабильность завтра зависит от наших действий сегодня

  • «Будущее — это не то, куда мы идем, а то, что мы создаем» (Д.Шаар)


Актуальные потребности развития студентов, на удовлетворение которых направлен урок

  • Понимание необходимости координации усилий стран Балтийского региона для решения проблем Балтийского моря

  • Представление о международном сотрудничестве стран Балтийского региона в области охраны окружающей среды.

  • Осознание возможности на личном уровне решать проблемы, связанные с улучшением экологического состояния Балтийского моря.


Цель урока

Формирование представлений об антропогенном воздействии на экосистемы Балтийского моря, его последствиях и путях решения экологических проблем.


Задачи урока

  • Закрепление знаний о географическом положении Балтийского моря

  • Формирование представлений о структуре пищевых взаимосвязей в экосистемах Балтийского моря

  • Обобщение знаний о причинах загрязнения Балтийского моря

  • Освоение понятия эвтрофикация

  • Формирование умения анализировать информацию, выявлять причинно-следственные связи и выявлять пути решения экологических проблем

  • Формирование умения работать в малых группах


Предполагаемый результат

  • Формирование представлений об основных проблемах Балтийского моря и возможности их решения на разных уровнях

  • Овладение знаниями о биогенном загрязнении и наиболее опасных его последствиях.

Антропогенное воздействие на экосистемы Балтийского моря и его последствия (2 часа)


Структура урока




Предварительная



Просмотр фильма



Связь с опытом



  • Викторина

  • Работа с контурной картой Балтийского моря



Представление общей картины



  • Обзор


Ожидаемые результаты



  • Представление цели урока


Представление новой информации


  • Экосистемы Балтийского моря

  • Процесс эвтрофикации Балтийского моря



Учебные упражнения



  • Причины загрязнения Балтийского моря.

  • Решение проблем Балтийского моря



Демонстрация результатов



  • Обсуждение: на каком уровне решаются проблемы



Обзор и рефлексия



  • Что Вы можете сделать для решения проблем балтийского моря.






Ход урока



  1. Вводная часть (10 мин). Фронтальная работа.


Цель: Активизация интереса студентов к изучаемому вопросу, создание благоприятной атмосферы, актуализация имеющихся знаний.


  • Просмотр фильма о Балтийском море (3 минуты)

  • Викторина.


Материалы:

ОЭРэлектронная презентация (возможно – без использования ЭОР)

(приложение 1)



  1. Особенности географического положения Балтийского моря

(5-7 мин). Работа в малых группах.


Цель: Закрепление знаний о географическом положении Балтийского моря странах Балтийского региона


Материалы:

  • контурная карта Балтийского моря, вопросы для работы (приложение 2)

  • политическая карта Балтийского моря (приложение 3)


Задание 1: Пользуясь раздаточными материалами, найдите указанные географические точки. (Аланские острова, Ботнический залив, Датские проливы, Рижский залив, Финский залив, Невская губа)

Задание 2: Используя контурные карты, найдите и назовите страны, расположенные на берегах Балтийского моря (Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Россия)


Обзор: Балтийское море – закрытое море, его питают воды более 200 рек море малосоленое уникальные экосистемы уязвимость морских экосистем.


Представление цели урока


  1. Экосистемы Балтийского моря (10мин). Работа в малых группах

Цель: Закрепление знаний о структуре экосистемы. Знакомство с обитателями и экосистемами Балтийского моря. (связь с более общей теорией)


Материалы:

  • схема «Экосистемы Балтийского моря» с поясняющим текстом

(приложение 4)

  • ЭОР — Эндемичные и редкие виды растений и животных Балтийского моря (приложение 5) (возможно – без использования ЭОР)


Задание 1: Пользуясь раздаточными материалами, найдите соответствие между цифрами и частями схемы.


Новые знания

  • Понятия литораль, пелагиаль.

  • Эндемичные и редкие виды растений и животных Балтийского моря

  • Стабильность экосистем возможна при сохранении основных параметров среды и многообразия организмов в биотопах. Это особенно важно для эндемичных и редких видов.


Задание 2: Составьте пищевую цепь литорали и пелагиали.



  1. Процесс эвтрофикации Балтийского моря (10 мин) Работа в малых группах


Цель: Освоение понятия эвтрофикация, выявление причин и последствий явления. (Применение знаний в новой ситуации)


Материалы:

  • ОЭР – фотографии и графики, показывающие проблемы загрязнения Балтийского моря (приложение 6)

  • схема с поясняющим текстом (приложение 7)

  • карточки для ранжирования (приложение 8)

  • ОЭР – фотографии Балтийского моря (возможно – без использования ЭОР) (приложение 9)


Задание 1: Пользуясь раздаточными материалами, определите, какие изменения происходят в экосистемах


Новые знания

Основные источники загрязнения: водный транспорт, разливы нефти, промышленные предприятия и коммунальные стоки городов, расположенных на побережье.

Эвтрофикация – повышение концентрации биогенных элементов (в основном — фосфора и азота), приводящее к необратимым изменениям в экосистемах

Последствия эвтрофикации

Увеличение количества соединений азота и фосфора приводит к бурному росту водных растений, которые являются кормовой базой для многих животных (консументов первого порядка) и вызывает повышение их численности. Отмершие растения и животные разлагаются редуцентами, численность которых значительно возрастает в связи с увеличением пищевой базы. Редуценты используют для дыхания много кислорода, что приводит к уменьшению кислорода в воде. Это служит причиной замора рыб и замедления роста водных растений. В условиях недостатка кислорода идет процесс гниения органической массы, сопровождающийся выделением вредных веществ, в том числе, сероводорода, метана и т.д. Экосистема гибнет.


Задание 2: Пользуясь раздаточными материалами, постройте последовательность процессов, проходящих в экосистеме под воздействием эвтрофикации (работа с карточками для ранжирования)



  1. Причины загрязнения Балтийского моря (10 мин) Работа в малых группах. (дополнительное задание)


Цель: Выявление причин загрязнения Балтийского моря и возможных последствий.


Материалы:

  • Комиксы (приложение 10)

  • Алгоритм ответа (приложение 11)

  • Карточки для ранжирования (приложение 12)


Задание 1: Рассмотрите ситуацию, представленную в комиксе, и расскажите о ней в соответствии с предложенным алгоритмом


Новые знания

Антропогенное воздействие – любое воздействие на живые объекты и экосистемы, вызванное деятельностью человека

Основные загрязнители

  • Нефть и нефтепродукты (снижено на 15% по сравнению с 2007 годом)

  • Тяжелые металлы (свинец, ртуть, медь и т.д.),

  • Биогенные вещества (соединения фосфора и азота)


Последствия отравления ДДТ

Погибают в состоянии зародыша птенцы орлана-белохвоста, крачки, баклана и других птиц. Причиной этого явления считают влияние ДДТ на формирование яичной скорлупы. Скорлупа становится тонкой и не защищает птенца от внешних воздействий.



  1. Решение проблем Балтийского моря (10 мин) Работа в малых группах


Цель: Выявление путей решения экологических проблем.

Задание 1: Пользуясь раздаточными материалами, найдите соответствие между проблемой, ее последствиями и решением. Определите, на каком уровне решаются проблемы.



  1. Заключительная (3-4мин). Индивидуальная работа


Цель: Рефлексия


Задание:

На листочках бумаги с клейкой полосой напишите, что Вы можете сделать для решения проблем балтийского моря.


Все листочки после прочтения приклеиваются на подготовленный плакат «Поможем Балтийскому морю вместе!».





скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: