Конспект урока «Антропогенное воздействие на экосистемы Балтийского моря и его последствия»



ГБПОУ «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»










Конспект урока


Антропогенное воздействие на экосистемы Балтийского моря и его последствия






Шахова Т.Е.















2015



Антропогенное воздействие на экосистемы Балтийского моря

и его последствия (2 часа)



Ведущие идеи урока

  • Экосистемы Балтийского моря уязвимы, их стабильность завтра зависит от наших действий сегодня

  • «Будущее — это не то, куда мы идем, а то, что мы создаем» (Д.Шаар)


Актуальные потребности развития студентов, на удовлетворение которых направлен урок

  • Понимание необходимости координации усилий стран Балтийского региона для решения проблем Балтийского моря

  • Представление о международном сотрудничестве стран Балтийского региона в области охраны окружающей среды.

  • Осознание возможности на личном уровне решать проблемы, связанные с улучшением экологического состояния Балтийского моря.


Цель урока

Формирование представлений об антропогенном воздействии на экосистемы Балтийского моря, его последствиях и путях решения экологических проблем.


Задачи урока

  • Закрепление знаний о географическом положении Балтийского моря

  • Формирование представлений о структуре пищевых взаимосвязей в экосистемах Балтийского моря

  • Обобщение знаний о причинах загрязнения Балтийского моря

  • Освоение понятия эвтрофикация

  • Формирование умения анализировать информацию, выявлять причинно-следственные связи и выявлять пути решения экологических проблем

  • Формирование умения работать в малых группах


Предполагаемый результат

  • Формирование представлений об основных проблемах Балтийского моря и возможности их решения на разных уровнях

  • Овладение знаниями о биогенном загрязнении и наиболее опасных его последствиях.

Антропогенное воздействие на экосистемы Балтийского моря и его последствия (2 часа)


Структура урока




Предварительная



Просмотр фильма



Связь с опытом



  • Викторина

  • Работа с контурной картой Балтийского моря



Представление общей картины



  • Обзор


Ожидаемые результаты



  • Представление цели урока


Представление новой информации


  • Экосистемы Балтийского моря

  • Процесс эвтрофикации Балтийского моря



Учебные упражнения



  • Причины загрязнения Балтийского моря.

  • Решение проблем Балтийского моря



Демонстрация результатов



  • Обсуждение: на каком уровне решаются проблемы



Обзор и рефлексия



  • Что Вы можете сделать для решения проблем балтийского моря.






Ход урока



  1. Вводная часть (10 мин). Фронтальная работа.


Цель: Активизация интереса студентов к изучаемому вопросу, создание благоприятной атмосферы, актуализация имеющихся знаний.


  • Просмотр фильма о Балтийском море (3 минуты)

  • Викторина.


Материалы:

ОЭРэлектронная презентация (возможно – без использования ЭОР)

(приложение 1)



  1. Особенности географического положения Балтийского моря

(5-7 мин). Работа в малых группах.


Цель: Закрепление знаний о географическом положении Балтийского моря странах Балтийского региона


Материалы:

  • контурная карта Балтийского моря, вопросы для работы (приложение 2)

  • политическая карта Балтийского моря (приложение 3)


Задание 1: Пользуясь раздаточными материалами, найдите указанные географические точки. (Аланские острова, Ботнический залив, Датские проливы, Рижский залив, Финский залив, Невская губа)

Задание 2: Используя контурные карты, найдите и назовите страны, расположенные на берегах Балтийского моря (Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Россия)


Обзор: Балтийское море – закрытое море, его питают воды более 200 рек море малосоленое уникальные экосистемы уязвимость морских экосистем.


Представление цели урока


  1. Экосистемы Балтийского моря (10мин). Работа в малых группах

Цель: Закрепление знаний о структуре экосистемы. Знакомство с обитателями и экосистемами Балтийского моря. (связь с более общей теорией)


Материалы:

  • схема «Экосистемы Балтийского моря» с поясняющим текстом

(приложение 4)

  • ЭОР — Эндемичные и редкие виды растений и животных Балтийского моря (приложение 5) (возможно – без использования ЭОР)


Задание 1: Пользуясь раздаточными материалами, найдите соответствие между цифрами и частями схемы.


Новые знания

  • Понятия литораль, пелагиаль.

  • Эндемичные и редкие виды растений и животных Балтийского моря

  • Стабильность экосистем возможна при сохранении основных параметров среды и многообразия организмов в биотопах. Это особенно важно для эндемичных и редких видов.


Задание 2: Составьте пищевую цепь литорали и пелагиали.



  1. Процесс эвтрофикации Балтийского моря (10 мин) Работа в малых группах


Цель: Освоение понятия эвтрофикация, выявление причин и последствий явления. (Применение знаний в новой ситуации)


Материалы:

  • ОЭР – фотографии и графики, показывающие проблемы загрязнения Балтийского моря (приложение 6)

  • схема с поясняющим текстом (приложение 7)

  • карточки для ранжирования (приложение 8)

  • ОЭР – фотографии Балтийского моря (возможно – без использования ЭОР) (приложение 9)


Задание 1: Пользуясь раздаточными материалами, определите, какие изменения происходят в экосистемах


Новые знания

Основные источники загрязнения: водный транспорт, разливы нефти, промышленные предприятия и коммунальные стоки городов, расположенных на побережье.

Эвтрофикация – повышение концентрации биогенных элементов (в основном — фосфора и азота), приводящее к необратимым изменениям в экосистемах

Последствия эвтрофикации

Увеличение количества соединений азота и фосфора приводит к бурному росту водных растений, которые являются кормовой базой для многих животных (консументов первого порядка) и вызывает повышение их численности. Отмершие растения и животные разлагаются редуцентами, численность которых значительно возрастает в связи с увеличением пищевой базы. Редуценты используют для дыхания много кислорода, что приводит к уменьшению кислорода в воде. Это служит причиной замора рыб и замедления роста водных растений. В условиях недостатка кислорода идет процесс гниения органической массы, сопровождающийся выделением вредных веществ, в том числе, сероводорода, метана и т.д. Экосистема гибнет.


Задание 2: Пользуясь раздаточными материалами, постройте последовательность процессов, проходящих в экосистеме под воздействием эвтрофикации (работа с карточками для ранжирования)



  1. Причины загрязнения Балтийского моря (10 мин) Работа в малых группах. (дополнительное задание)


Цель: Выявление причин загрязнения Балтийского моря и возможных последствий.


Материалы:

  • Комиксы (приложение 10)

  • Алгоритм ответа (приложение 11)

  • Карточки для ранжирования (приложение 12)


Задание 1: Рассмотрите ситуацию, представленную в комиксе, и расскажите о ней в соответствии с предложенным алгоритмом


Новые знания

Антропогенное воздействие – любое воздействие на живые объекты и экосистемы, вызванное деятельностью человека

Основные загрязнители

  • Нефть и нефтепродукты (снижено на 15% по сравнению с 2007 годом)

  • Тяжелые металлы (свинец, ртуть, медь и т.д.),

  • Биогенные вещества (соединения фосфора и азота)


Последствия отравления ДДТ

Погибают в состоянии зародыша птенцы орлана-белохвоста, крачки, баклана и других птиц. Причиной этого явления считают влияние ДДТ на формирование яичной скорлупы. Скорлупа становится тонкой и не защищает птенца от внешних воздействий.



  1. Решение проблем Балтийского моря (10 мин) Работа в малых группах


Цель: Выявление путей решения экологических проблем.

Задание 1: Пользуясь раздаточными материалами, найдите соответствие между проблемой, ее последствиями и решением. Определите, на каком уровне решаются проблемы.



  1. Заключительная (3-4мин). Индивидуальная работа


Цель: Рефлексия


Задание:

На листочках бумаги с клейкой полосой напишите, что Вы можете сделать для решения проблем балтийского моря.


Все листочки после прочтения приклеиваются на подготовленный плакат «Поможем Балтийскому морю вместе!».





Свежие документы:  Конспект урока по физкультуре "Овладение элементами игры в баскетбол" 8 класс

скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: