Программа элективного курса «Экология человека»





МОУ Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №7





















Автор –

учитель высшей категории

Гостева Вера Александровна






г. Красноярск

2011-2012 учебный год

 Пояснительная записка

Актуальность

Элективный курс «Экология человека» является профильным курсом для учащихся 10-11 классов. Актуальность предлагаемой программы обусловлена неблагоприятной экологической обстановкой в стране и мире, спецификой школы, обучение в которой базируется на основе здоровьсохраняющих технологий, а также результатами исследований российского рынка труда, согласно которых профессия эколога в ближайшее время и у нас в стране станет одной из самых востребованных.

Курс «Экология человека» направлен на формирование у учащихся дополнительных знаний целостной системы знаний о биосфере, ее системной организации и эволюции. Поэтому программа включает в себя сведения об общих биологических закономерностях биосферы, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего эколога. Особенностью данного курса является его практическая ориентированность на установления интегративных связей биологии, экологии, физики. Из запланированных 34 часов — 6 часов отводятся на лабораторные и практические работы и 5 часов на проектную и исследовательскую деятельность. Основу структурирования содержания курса экологии человека составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности биосферы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Человек в ноосфере, Человек в биосфере, Человек в экосистеме.

Концептуальной основой программы является связь психического, физического и социального здоровья личности, его укрепления с целью дальнейшего интеллектуального и личностного развития в условиях профессиональной и повседневной жизни

Цель: Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни в условиях неблагоприятной экологической среды

Задачи

  1. Сформировать у учащихся теоретические знания и практические умения в области анатомии, физиологии и экологии человека.

  2. Развивать научные, интеллектуальные, творческие способности в ходе проведения простейших экологических исследований и практик.

  3. Научить использовать естественно-научные знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья и окружающей среды.

  4. Формировать у учащихся умения самостоятельно приобретать знания в области экологии.

  5. Способствовать самоопределению школьников при выборе будущей профессии.

Требования к уровню подготовки учащихся.


Знать

Термины и понятия: здоровье общества, демография; исторические типы взаимодействия общества и природы, компоненты, локальные и глобальные социоэкоситемы, биосферные функции человечества. Учение о ноосфере; Учение Вернадского о биосфере, космические условия, обеспечивающие жизнь на планете Земля.

Уметь

объяснять

Различия индивидуального и популяционного духовного и физического видов здоровья, причины и следствия образа жизни человека, свойства экологически комфортной среды; закон Ле Шателье-Брауна, законы Барри Коммонера, идеи устойчивого развития, экологической культуры, деятельности; химические основы круговорота веществ и преобразования энергии.

Уметь использовать в ситуациях

Оценки состояния здоровья населения, состояния окружающей среды по данным мониторинга, анализа родословной, поиска нравственного и физически здорового человека. Знания в учебных, реальных экологических ситуациях: учувствовать в решении местных экопроблем, собирать и анализировать экологическую информацию, формулировать конкретную экологическую проблему и обосновывать способы решения экопроблем своей местности, объяснять причины, последствия, результаты опасности загрязнения и деградации биосферы, объединения ресурсов, уменьшения генофонда планеты, приводить факты, подтверждающие реальность экологических катастроф, обосновывать этические подходы к решению экологической проблемы, показывать роль экономики и права в решении экопроблем. Экологической опасности «парникового эффекта», общения с организациями и должностными лицами, от которых зависит состояние окружающей среды.

 

Оценка качества деятельности учащихся проводится методом модульно-рейтинговой системы контроля достижений. Качество знаний обеспечивается регулярностью работы учащихся в течении всего периода обучения, что переводится в баллы и складывается в итоговый показатель качества освоения курса. Дополнительные баллы могут быть получены за выполнение индивидуальных работ: рефератов, презентаций, заданий повышенной сложности.


2. Основное содержание.
На изучение курса экологии человека 34 часов, с расчетом 1раз в неделю.


Модуль №1 (12 час) «На пути к новой цивилизации».

Задача: Углубить знания учащихся в области общей и частной экологии. Познакомить с Концепцией устойчивого развития, учением Вернадского о биосфере. Раскрыть понятия: политическая экология, экологическое право, экологическое образование, экологическая информация, экологизация экономики, инженерная экология, биотехнологии.

Рекомендуемая форма проведения занятий: пропедевтика форм работы высшей школы — семинарские занятия с элементами лекции, практикум.

Ожидаемый результат: Учащиеся составят представления об основных экологических понятиях, приобретут опыт исследовательской деятельности через выполнение практической работы «Пищевые добавки и здоровье человека», сформируют коммуникативные компетентности через овладение способами сотрудничества в группе на занятиях.


Модуль №2 (9 час) «Человек в биосфере»

Задача: Показать глобальное влияние человека на развитие земли. Познакомить с историческими аспектами взаимодействия общества и природы. Познакомить с основными экологическими проблемами человечества: народонаселения ресурсов, энергии. Раскрыть культурно-исторические истоки экологического кризиса. Научить объяснять законы Ле Шаталье-Брауна, Барри Коммонера, выстраивать графики толерантности лимитирующих факторов. Раскрыть понятия: загрязнение, источники загрязнения, последствия загрязнения, экологическая ниша.

Рекомендуемая форма проведения занятий: пропедевтика форм работы высшей школы — семинарские занятия с элементами лекции, представление проектов на тему «Проблема народонаселения земного шара и пути ее решения».

Ожидаемый результат: Учащиеся составят представления о сущности и размерах антропогенного воздействия на развитие земли. Приобретут опыт проектной деятельности. Научатся моделировать различные экологические процессы и нормы безопасного поведения.


Модуль №3 (10 час ) «Человек в экосистеме»

Задача: Способствовать формированию экологической культуры учащихся Содействовать воспитанию физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных качеств. Показать решающую роль экологии и наследственности в определении здоровья и долголетия человека. Раскрыть понятия: здоровый образ жизни, труд и здоровье человека, наследственность, экстремальные условия, качество природной среды. Рекомендуемая форма проведения занятий: семинарские занятия с элементами школьной лекции, исследовательские занятия по самодиагностики здоровья и развития, практические занятия по определению влияния человека на качество природной среды.

Ожидаемый результат: Будет сформирован уровень знаний о гражданско — правовой ответственности за нарушение норм экологической безопасности. Учащиеся освоят методики самодиагностики здоровья и развития, качества природной среды. Приобретут навыки безопасного поведения в экстремальных экологических ситуациях.

Модуль №4 (3 часа ) «Мониторинг и рефлексия». Итоговые занятия.

Задача: Определить уровень мотивации учащихся в изучении данного курса.

Рекомендуемая форма проведения занятий: Презентации итоговых работ учащихся с использованием Интернет – технологий, презентации портфолио.

Ожидаемый результат: Учащиеся продемонстрируют опыт работы с первоисточниками: отбор информации, изучение и описание результатов отбора информации и представление через различные формы. Освоение основных экологических понятий данного курса, которые помогут в перспективе усвоению в профильных курсах темы «Экология» на углубленном уровне. Уровень мотивации учащихся может стать основой для выбора последующего профессионального обучения выпускников школы.

Лабораторные и практические работы:
  1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

«Измерение осаждения загрязнений из воздуха»

«Загрязнение воздуха выхлопными газами»

«Загрязнение поверхностных вод»

«Анализ состояния почвы дачного участка»

«Выявления парникового эффекта»

  1. Самодиагностика

«Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям»

«Определение гармоничности физического развития по соматометрическим данным»

  1. Биотехнологии

«Пищевые добавки и здоровье человека»

Методические рекомендации

Методы проведения занятий соотнесены с содержанием программы и дают возможность ориентировать учащихся на усвоение способов решения значимых для них проблем, выходящих за рамки школьной программы. Различные виды занятий позволяют разнообразить работу на уроках. Структура программы имеет модульный характер и включает теоретическую практическую части, проектные и исследовательские задания. Занятия по данной программе рекомендовано проводить в форме лекций, семинаров, конференций посвященных разреше­нию проблемных ситуаций, разработке мини-теорий в группах, об­суждению результатов индивидуальных и коллективных исследова­ний и т.д. Преподаватель выступает в роли инструктора, информатора, организатора и консультанта. Ученики самостоятельно, в микрогруппах, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания в соответствии со своими познавательными приоритетами и возможностями, на занятиях организуется обсуждение результатов работы, а также разно­образных творческих заданий, рефератов, проектов.

Принципы организации работы на занятиях: доступность, наглядность, продуктивность, практичность, системность, научность


3. Календарно -тематическое планирование.


п/п

Тема

Содержание деятельности

Кол-во

часов


Модуль №1

«На пути к новой цивилизации»





12

1

Учение о ноосфере

Лекция

1

2

Основные вопросы и объекты экологии

Семинар

2

3

Экологическое образование

Лекция.

1

4

Экологическая информация

Лекция

1

5

Экологическое право Законы социальной экологии

лекция

1

6

Экологизация экономики

Лекция

1

7

Биотехнологии.

Семинар. Практикум «Пищевые добавки и здоровье человека»



2

8

Освоение космоса и проблемы экологии.

Семинар

1

9

Обобщающий урок по модулю

Конференция

1

10

Контрольный зачет

Зачет

1


Модуль

«Человек в биосфере»





9 часов

11

Сущность экологической проблемы.

Лекция

1

12

Социоэкосистемы.

Лекция

1

13

Антропогенное воздействие на биосферу

Семинар

1

14

Проблемы народонаселения и экологии

Семинар. Представление проектов

2

15

Проблемы ресурсов и получения энергия

Семинар

1

16

Культурно-исторические истоки экологического кризиса.

Лекция

1

17

Принципы охраны окружающей среды.

Семинар

1

18

Урок- обобщения по модулю

тест

1


Модуль №3

«Человек в экосистеме»

.




10час

19

Наследственность-фактор здоровья человека.

Лекция. Практикум по самодиагностики

2

20

Природная среда и болезни человека

Лекция

1

21

Человек в экстремальных условиях

Семинар

1

22

Качество природной среды и здоровье человека.

Практикум «Антропогенное воздействие на биосферу»


2

23

Радиация и здоровье человека.

Лекция

1

24

Здоровый образ жизни.

Конференция

1

25

Труд и здоровье человека

Лекция

1

26

Урок- обобщения по модулю

Контрольная работа

1


Модуль №4

«Мониторинг и рефлексия»




3 часа

27

Урок- обобщения по курсу

Представление ЦОРов

1

28

Урок- обобщения по курсу

Защита портфолио

2

Итого: 34 часа

4. Перечень учебно-методического обеспечения программы.


Демонстрации (ЦОР – презентационные материалы)

  • Экологические факторы и их влияние на организмы

  • Биологические ритмы

  • Экосистема

  • Правила экологической пирамиды

  • Биосфера

  • Круговороты углерода, азота, фосфора, кислорода

  • Биоразнообразие

  • Глобальные экологические проблемы

  • Последствия деятельности человека в окружающей среде

  • Биосфера и человек

  • Заповедники и заказники России

Компьютеры с подключенным интернетом; интернет – сайт. http://med-lib.ru — Большая медицинская энциклопедия; справочники, пособия по экологии поисковые системы интернет-ресурса.

Библиография

Медицинская экология.  Келлер А.А., Кувакин В.И. (1999, 256с.)  

Общая экология. (Учебное пособие) Маглыш С.С. (2001, 111с.)    

Опасные промышленные отходы. (Учебное пособие) Кувыкин Н.А., Бубнов А.Г., Гриневич В.И. (2004, 148с.)   

Основы общей экологии. (Учебник) Воронков Н.А. (1999, 4-е изд., 96с.)

Промышленная экология. Курс лекций. (Учебное пособие) Калыгин В.Г. (2000, 240с.) 

Радиация. Дозы, эффекты, риск.  Пер. с англ. Ю.А. Банникова (1990, 79с.)  

Социальная экология. (Учебное пособие) Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. (2000, 280с.)  

Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях. (Уч. пос.) Гринин А.С, Новиков В.Н. (2000, 336с.)

Экологический менеджмент предприятия. (Учебное пособие) Белов Г.В. (2006, 240с.) 

Экологическое сознание. (Учебное пособие) Медведев В.И., Алдашева А.А. (2001, 2-е изд., 384с.)

Экология. (Учебное пособие) Лебедева М.И., Анкудимова И.А. (2002, 80с.) 

Экология. (Учебник) Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. (2004, 3-е изд., 624с.) 

Экология. (Учебник) Степановских А.С. (2001, 703с.) 

Экология.  В 2-х томах.   Юджин Одум (1986; 328с., 376с.)  

Экология. Курс лекций.   Тихонов А.И. (2002г.)  

Экология и безопасность жизнедеятельности. (Учебное пособие) Кривошеин Д.А., Муравей Л.А. и др. (2000, 447с.)

Экология. Особи популяции и сообщества. В 2-х томах. М. Бигон, Дж. Харпер, К. Таунсенд (1989; 667с., 477с.)     

Экология. Природа — Человек — Техника. (Учебник) Акимова Т.А, Кузьмин А.П, Хаскин В.В. (2001, 343с.) 

Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности. (Уч. пособие) Павлов А.Н. (2005, 343с.) 

Экология человека. Словарь-справочник.   Агаджанян Н.А. и др. (1997, 208с.) 

Шпаргалка по экологии. (Учебное пособие) Хасаинова Н.В., Скорик А.В. (2005, 40с.)   

Шпаргалка по экологическому праву. (Учебное пособие) Кулакова О.С. (2005, 64с.)   

101 Ключевая идея: Экология.  Пол Митчелл  (2001, 224с.) 









скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Экология: