Конспект урока по географии «План местности и карта» 6 класс


Сорокопуд Валентина Николаевна

Учитель географии

МБОУ СОШ № 10 г. Ростов-на-Дону


Урок географии 6 класс

по теме «Обобщение знаний по теме «План местности и карта»»




Цель урока:

Обобщение и проверка знаний, умений и навыков работы, учащихся с планом местности и картами.

Задачи:

1 Учебно-образовательные:

закрепить изученный материал и практические навыки работы с картой.

2 Учебно-развивающие: развивать способность применять имеющиеся знания и умения в выполнении практических заданий с картами и условными топографическими знаками.

3. Учебно-воспитательные повысить интерес к изучению географии.

Формировать у школьников умения работать коллективно.


Оборудование: физическая карта полушарий, России, условные топографические знаки, набор заданий по каждому направлению, таблички с надписью станций, маршрутные листы для каждой команды, презентация.

Тип урока: обобщение знаний учащихся по изученной теме« План местности и карта»

Формы и методы проведения урока. Командный турни, групповая работа учащихся с предложенными заданиями на каждой станции.


Ход урока

I Организационный момент.

Учащиеся класса предварительно разделены на 6 команд. Из учащихся 8 классов подготовлены члены жюри, которые на станциях оценивают уровень знаний учащихся по данной теме.

В классе столы расставлены так, чтобы каждая команда могла свободно подойти к станции.


II Слово учителя.

Карта — замечательное изобретение человеческой цивилизации, один из самых удивительных способов познания окружающего мира. Историки и археологи обнаружили картографические рисунки на стенах пещер, каменных плитах, египетском папирусе, шелковых китайских тканях, русской бересте и медных скифских вазах.

Тысячелетия развития картографии принципиально изменили облик карт: наскальные рисунки сменились рукописными бумажными картами, затем – печатными гравюрами, многокрасочными полиграфическими оттисками, а теперь – электронными видеоизображениями. Но суть картографии осталась прежней: она остается средством познания и объяснения мира. И сегодня нет ни одной науки о Земле, которая обошлась бы без карт. Недаром известный географ Николай Баранский сказал: « Карта- «второй язык» географии»

Привычные карты и атласы представляют собой не просто яркие иллюстрации, но свод точной информации, накопленной человечеством, окно в окружающий мир. Мы с вами начали только изучать карту, познакомились с условными знаками плана местности, научились определять направления сторон горизонта, расстояния и абсолютную высоту местности, определять координаты географических объектов.

Цель нашего урок – закрепить полученные знания и умения при изучении данной темы, повысить интерес к изучению географии через карту.

На уроке проведем географический турнир между командами. Каждая команда получит маршрутный лист, на котором будут указаны станции и вы должны в течение урока пройти и выполнить предложенные вам задания.

Свежие документы:  Конспект урока географии в 6 классе «Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне»

Всего четыре станции:

1. Условные топографические знаки

2. Географические координаты

3. Определение направлений и расстояний на карте.

4. Абсолютная высота

На станциях будут ученики 8 класса, которые оценят ваши знания. Вы должны будете выполнить по два задания на каждой станции. За каждый правильный ответ получаете «подсказку», если команда правильно ответила на два вопроса – получает координаты географического объекта для итогового задания, но если только на один вопрос получает данные долготу или широту. Это вам поможет быстро определить в конце нашего турнира указанные географические объекты. Та команда, которая наберет больше всех «подсказок» и раньше других назовет правильно эти объекты займет первое место и каждый член команды получит зачетную оценку «5». Команды, занявшие 2 и 3 место — оценку «4», ну а последующие места — оценку «3»




III. Проведение турнира

1. Каждая команда получает маршрутный лист и самостоятельно определяет порядок прохождения всех станций. Станции расположены в разных концах учебного кабинета, на столах у руководителей станций стоят таблички с названием данной станции.


Маршрутный лист команды №_____


Название станции

Отметка

прохождения

станции

1.

Условные топографические знаки


2

Географические координаты



3

Определение направлений и расстояний на карте.



4

Абсолютная высота




Задания по станциям прилагается


2.Итоговое задание.

После прохождения станций учитель описывает географические объекты и одновременно показывает презентацию о них (Презентация прилагается). По описанию надо определить эти объект. Команды используют дополнительные «подсказки» (координаты объектов). При подведении итогов учитывается правильные ответы и скорость выполнения заданий. Задания для всех команд одинаковые.


1. Этот город родился из римского военного поселения, затем появилась могучая крепость Тауэр с ее кровавой историей. Вокруг нее квартал за кварталом нагромождались новые районы — хаотично и беспланово. Город нужен был для торговли, для набегов на чужие земли. Сейчас это один из крупнейших городов и портов мира. До 1953 г. в пригороде города находилась известная всему миру обсерватория, через которую проходил нулевой меридиан Земли. Назовите город. (Лондон) (51 с.ш. 1 з.д)


2 Этот водопад, образовавшийся на уступе куэсты и состоящий из двух потоков, принадлежит двум соседним государствам, граница между которыми проходит по реке. на которой он расположен. Левый поток шириной около 800 м и высотой падения воды 48 м принадлежит одному государству, правый шириной 300 м и высотой 51 м- другому. Назовите водопад. На какой реке он расположен? ( Ниагарский) ( 43 с.ш. и 79 зд)

Свежие документы:  Моря как крупные природные комплексы, 8 класс


3.Это самый большой город Урала был основан еще при Петре I. расположен на очень удобном месте, где сходились пути с востока и запада, севера и юга, город быстро вырос и стал крупным центром горной промышленности огромного края, на границе двух частей света. В нескольких километрах от его центра высится пограничный столб «Европа-Азия» (Екатеринбург) (56 с.ш. и 60 в.д)


4. Одно из толкований древнего названия этой страны — Ямато- -«Путь гор».И действительно, это прежде всего страна гор. Для большинства ее жителей солнце всегда поднимается из-за моря и опускается за горы. Вся дугообразная вереница островов, на которых она расположена, вздулась волдырями вулканов. Вся эта суша без конца сотрясается от землетрясений. Эта страна имеет и другое название-Страна восходящего солнца. Что это за страна? (Япония) (35 с.ш. и 1400 в.д)



IV.Подведение итогов урока.
























Задания по станциям.

1. Задания станции «Географические координаты»

Карточка №1

1 10 января 1821 г. русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Координаты его 60 ю.ш. и 910 з.д. Как он называется и в каком океане находится?

2. Определите координаты горы Народная (Уральские горы)

Карточка №2

1.В 1911 г. группа норвежцев под командованием Р.Амундсена достигла южного полюса. Началось это путешествие в бухте Китовой; 78 ю.ш. и 164 з.д. Покажите данную бухту на карте.

2. Определите координаты г. Норильска

Карточка №3

1.На большом острове, центральная часть которого расположена на 19ю.ш. и 47 в.д. водятся самые маленькие полуобезьяны (длина их тела 12 см). По карте определите, какой это остров

2. Определите координаты г. Ростова-на-Дону

Карточка №4

1.В 1881 г. французский путешественник Жорж де Лонг открыл остров под 77 с.ш. и 159в.д. и назвал его островом Жаннетты. Укажите его на карте.

2. Определите координаты г. Бразилиа

Карточка №5

1. На корабле, идущем из Европы в Австралию, возник пожар. С корабля по радио сообщили, что судно находится на 80 в.д. и 40 с.ш. капитан просит помощи. покажите на карте то место, куда надо направиться для оказания помощи терпящим бедствие.

2. Определите координаты г. Берлин

Карточка №6

1.Известный норвежский путешественник Тур Хейердал совершил плаванье на парусной лодке «Ра» из порта Сафи (33 с.ш. и 8 з.д.) до острова Барбадос (18 с.ш. и 59 з.д.) Покажите данный остров на карте.

Свежие документы:  Урок для 7 класса «Страны Азии»

2. Определите координаты влк. Ключевская Сопка



2. Задания станции «Определение направлений и расстояний на карте»


Карточка №1

1.В каком направлении от Ниагарского водопада расположено озеро Верхнее в Северной Америки?

2.По карте России определить расстояние от г.Ростова-на-Дону до г.Сочи.

Карточка №2

1.В каком направлении идет судно через Берингов пролив из Тихого океана в Северный Ледовитый океан?

2.По карте России определить расстояние от г.Екатеринбурга до г.Владивостока

Карточка №3.

1. Вы спускаетесь по реке Янцзы к Восточно-Китайскому морю. В каком направлении?

2.По карте России определить расстояние от г.Ростова-на-Дону до г.Санкт-Петергурга.

Карточка №4

1.Какая из вершин Южной Америки — вулкан Котопахи или гора Аконкагуа — расположены восточнее?

2.По карте России определить расстояние от г. Архангельска до г. Уфа.

Карточка №5

1.В каком направлении от России находится Япония?

2.По карте России определить расстояние от г.Москва до г.Мурманска

Карточка №6

1.В каком направлении надо двигаться, чтобы попасть из Средиземного моря в Красное через Суэцкий канал?

2.По карте России определить расстояние от г.Уфа до г.Новосибирска.



3. Задания станции «Абсолютная высота»


Карточка №1

Пользуясь, физической картой мира, назовите:

1) самую высокую вершину материка Африка и ее абсолютную высоту

2) определите, какой город расположен выше над уровнем моря Бразилиа или Буэнос-Айрес

Карточка №2

Пользуясь, физической картой мира, назовите:

1) самую высокую вершину материка Северная Америка и ее абсолютную высоту

2) определите, какой город расположен выше над уровнем моря Париж или Лондан

Карточка №3

Пользуясь, физической картой мира, назовите:

1) самую высокую вершину материка Южной Америки и ее абсолютную высоту

2) определите, какой город расположен выше над уровнем моря Вашингтон или Мехико

Карточка №4

Пользуясь, физической картой мира, назовите:

1) самую высокую вершину материка Евразии и ее абсолютную высоту

2) сравните абсолютные высоты территорий, на которых расположены озеро Чад (Африка) и Эри (Северная Америка)

Карточка №5

Пользуясь физической картой мира:

1) определите абсолютную высоту Амазонской низменности

2) сравните абсолютные высоты территорий, на которых расположены озеро Виктория (Африка) и Верхнее (Северная Америка)

Карточка №6

Пользуясь физической картой мира:

1) определите абсолютную высоту Тибета

2) сравните абсолютные высоты территорий, на которых расположены озеро Титикака (Южная Америка) и Эйр (Австралия)


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: