Бондарева Елена Федоровна, учитель географии МКОУ «Екатерининская средняя общеобразовательная школа» Третьяковского района Алтайского края
Культурологический подход в географическом образовании как средство формирования гуманистических качеств личности.
Работая учителем географии в течение почти 18 лет, я убедилась в том, что роль географических знаний в гармонизации отношений человека с природой, в выработке навыков рационального природопользования, в сохранении жизненной среды человечества, его культурного наследия велика. Не менее значима роль географии в воспитании человеколюбия, толерантности, уважения к другим расам и народам, их религии, культуре. Особенно это актуально в связи с увеличением очагов международной напряженности, с терроризмом, нацизмом и национализмом.
Для большинства людей главным, если не единственным, источником географических знаний является школа. И я, как учитель географии, осознаю, что от того, как я организую процесс обучения и воспитания, какие цели и задачи буду реализовывать, какие ценности пропагандировать, зависит уровень географической культуры и гуманистических качеств личности ученика.
Для решения вышеназванных задач я применяю культурологический подход в обучении.
В качестве теоретической базы мною использован труд В.А.Щенева «Культурологический принцип в изучении географии своей области».
География обладает огромным культурологическим потенциалом во всех сферах изучения: природе, населении, его хозяйственной деятельности. При культурологическом подходе природные и социально-экономические объекты рассматриваются как целостные образования, формирующие бытие человека.
Рассматривая программный материал через призму культуры, анализируя возможности применения культурологического подхода, я определила темы с культурологическим потенциалом, выделила культурологические объекты и явления, с опорой на которые реализую данный подход в обучении. Кроме этого, учитывая, что культурологические знания имеют межпредметный характер, мною определены уроки, на которых возможна межпредметная интеграция. (Смотри таблицу 1)
Таблица 1.Тематическое планирование уроков географии
(фрагменты)
Тема | Культурологические объекты | Личностная значимость | Интеграция, предмет | |
6 | Введение | Первые представления людей о форме и размерах Земли, изображения, первые приборы для ориентирования | Общеобразоват-ое значение, расширение кругозора | История (путешествия), астрономия (смена дня и ночи, ориентирование по звездам) |
6 | План местности | Первые изображения местности, азимут, компас, топографическая карта | Умение ориентироваться Практическое значение топогр. карты | История (наскальные изображения, древние племена) математика (угол, градусная мера окружности) |
6 | Карта | Глобус, карта, условные знаки, геогр. координаты
| Возможность видеть модель и поверхность Земли, источник информации, умение ориентироваться в пространстве | История (первые глобусы), математика (окружность, градусная мера, параллельные и перпендикулярные прямые)
|
6 | Гидросфера
| Батискаф, акваланг, скафандр, морские суда, каналы, плотины речные суда, водохранилища, мосты, ГЭС колодцы | Изучение подводного мира, судоходство, рыболовство, морской туризм, получение электроэнергии, добыча торфа, нефти и газа, пресная вода | Физика (техника), история (великие мореплаватели) биология (жизнь в воде) изобразит. иск. (изображения рек, озер, морей ит.д.) Литература (описания водоемов) Музыка (песни о реках, озерах) |
6 | Атмосфера | Термометр, барометр, гигрометр, флюгер, осадкомер, синоптическая карта, воздушные и космические суда, зонт | Наблюдение за погодой, поездки, путешествия, спутниковая связь | Физика (техника, приборы, атм. явления) изобразит. иск. (худ. изобр-е атмосферных явлений) Литература ( описания атм. явлений) |
7 | Южная Америка | Бразильские карнавалы, футбол, коррида, латиноамериканские танцы, кофе, культура древних индейских племен родина картофеля, томатов, табака, Мачу-Пикчу | Расширение кругозора Латиноамерик. танцы | История (древние индийские племена) Музыка (латиноамер. мелодии, танцы) |
7 | Северная Америка | Иглу эскимосов, вигвамы индейцев, небоскребы, статуя Свободы, Дисней-ленд, Голливуд, штаб-квартиры ООН, канадский хоккей, национ. парки | Расширение кругозора | История (война севера с югом) Литература (песни и стихи негров, «Хижина дяди Тома») Политика и право (организации ООН) Музыка (кантри) |
9 | Население | Религии, особенности размещения, города и села, народные промыслы | Общеобразоват-ое значение | История (как происходило освоение и заселение России) |
8,9 | Восточная Сибирь | Жизнь в экстремальных условиях, национальные традиции, быт, еда, одежда | Общеобразоват-ое значение | Основы безоп-сти жизнед-сти (выживание в экстр. условиях), технология(выделка шкур, национальная одежда, обувь, головные уборы,блюда) |
Эффективность любого обучения определяется его системностью и последовательностью.
Осуществляя культурологический подход, большое внимание уделяю особенностям быта, народным традициям населения материков, отдельных стран. Мы рассматриваем и сравниваем особенности жилья, национальную кухню, костюмы, музыкальные предпочтения разных народов. Особенный акцент делаю на вкладе разных народов в мировую культуру: латиноамериканские танцы, восточные виды борьбы, искусства, африканская музыка, археологические и исторические достопримечательности Европы, Азии и т.д. Ребята выполняют творческие задания в виде проектов. Изготавливают макеты жилищ, кукол. В Антарктиде нет постоянного населения, поэтому мы знакомимся с особенностями жизнедеятельности в экстремальных условиях. Урок по этой теме я назвала «Человек в Антарктиде». Провожу его как урок-проект. Работая в группах, учащиеся составляют Кодекс полярника (определяют, какими знаниями, умениями, навыками, человеческими качествами, должен обладать полярник), разрабатывают экипировку, рацион питания, инфраструктуру (связь с внешним миром, тип бытовых и производственных зданий, места проведения досуга).
Курсы социально-экономической географии России и мира, особенно их региональная часть, обладают большим культурологическим потенциалом, что дает возможность проводить уроки, посвящая их одному региону или какой — то одной стране, знакомясь с национальными традициями, особенностями быта, ведения хозяйства, народными промыслами, вкладом в мировую цивилизацию. При изучении Центрального района России, проводится урок, посвященный народным промыслам (Гжельская, Хохломская и Городецкая росписи, Вологодское кружево, Жостовские подносы, Великоустюжское чернение серебра). При изучении Японии, учащиеся знакомятся с искусством ношения кимоно, составления икебаны, чаепития, национальными праздниками, блюдами, видами борьбы, японским театром. Изучая Индию, Китай, учащиеся узнают об особенностях демографической политики в этих странах, чудесами архитектуры, национальной одежде. В проведение предметной декады включаю мероприятия культурологического характера. Проект «География за чашкой чая» объединил учащихся 8-11 классов. Каждый класс готовил церемонию чаепития в определенной стране – России, Японии, Китае, Англии. Предваряли чаепитие презентации о культурных особенностях стран.
Большую роль в осуществлении культурологического подхода играет использование фольклорного материала. Пословицы и поговорки, загадки и стихи, народные приметы метко отражают своеобразие природы, быта и жизненного уклада народа, раскрывают причинно-следственные связи многих географических явлений. А также дают понять учащимся, что независимо от цвета кожи мудрость народная безгранична и одинаково точна. Установив соответствие между пословицей африканских народов «Один гнилой банан всю ветвь портит» и русской «Одна паршивая овечка все стадо портит» ребята в этом убеждаются.
На уроках в 9 и 10 классах с целью формирования политической культуры я провожу «минутки информации», на которых мы обсуждаем актуальные события, как в нашей стране, так и в мире. Это позволяет формировать у детей собственное мировоззрение, потребность жить «здесь» и «сейчас». И дает возможность проявить себя, получить положительную оценку. Осознание проблем, обнаружение причин их возникновения поможет учащимся глубже понять те социально-экономические условия, в которых они живут, избежать критиканской оценки изучаемых явлений.
Огромное воспитательное значение имеет изучение культурно-географических особенностей своего края, района, села.
Понимая, что любовь и бережное отношение к природе малой Родины – залог любви к Родине большой, особое внимание я уделяю изучению географии нашего села и его окрестностей. Начинается изучение в 6 классе с наблюдений во время экскурсий, выполнения практических работ по изучению рельефа, водных объектов, составления простейших планов местности, использования личного опыта, знаний учащихся. В качестве творческих домашних заданий ребята проводят опросы населения, исследования, узнавая, как происходило заселение и освоение села, о происхождении названий местных географических объектов.
В результате к курсу географии России уже имеются основные знания о селе и окружающей природе. В 8 классе знания систематизируются, углубляются и расширяются за счет знакомства с природными комплексами, природными ресурсами, памятниками природы в окрестностях нашего села. В 9 классе добавляются знания о численности и составе населения, демографической ситуации и рынке труда в нашем селе (Приложение 2), особенностях социокультурного уклада (народные традиции, промыслы, быт), об основных видах деятельности в базовом хозяйстве и частном секторе, о развитии инфраструктуры. Результатом такой целенаправленной и последовательной исследовательской работы является методическое пособие — «Екатерининское и его окрестности» (Приложение 2). Данное пособие для учащихся позволяет вызвать интерес, сформировать серьезное отношение к изучению географии своей малой Родины. Ведь по географии села есть учебник, хоть и маленький, к созданию которого причастны сами ученики.