Программа научно-полевого практикума «География- биология» для 7-8 классов


Несколько лет в конце учебного года, я провожу летние научно-исследовательские полевые практикумы по географии, где с ребятами мы составляем топографические карты местности, занимаемся нивелированием, метеорологическими наблюдениями, гидрологическими исследованиями, ездим на экскурсии по достопримечательностям Пермского края, посещаем предприятия Пермского края. Для ребят все это очень интересно и познавательно.

Постепенно к моей работе стали присоединяться и другие учителя школы. Я представляю Вам программы летнего научного полевого практикума география-биология и география-литература.



Программа научно-полевого практикума

« География- биология»

Разработана преподавателем географии МБОУ «Средняя образовательная школа №65с углублённым изучением английского языка » г.Перми

Павловой И.В.

Пояснительная записка


Данная программа предназначена для учащихся среднего звена, интересующихся биологией и географией. В ходе исследовательского практикума, учащиеся ознакомятся с методами полевых исследований.

Практические занятия и экскурсии будут способствовать закреплению теоретических знаний, а проведение собственных исследований – отработке практических навыков и умений.


В программу включены такие вопросы, как осуществление наблюдений за природными объектами, метеорологические и гидрографические исследования, например, реки Кама, Чусовая, Кунгурской лесостепи.


Цель практикума:

Закрепить теоретические и расширить практические знания учащихся по биологии и географии путем знакомства с местными видами флоры и фауны, составом почв, геологическими породами, рельефом, климатом, воспитывать чувство гордости за свой край ,за историю своего края.

Задачи:
1. Ознакомление с полевыми методами исследований.

2. Формирование навыков исследовательской работы.

3. Привлечение учащихся к изучению и охране родного края.

4. Изучение работы и истории старейших предприятий Пермского края.


Время проведения: июнь (18 дней)

Состав учащихся: учащиеся 7-8 классов


Тематическое содержание курса

1. Введение

Ознакомление с содержанием программы и техникой безопасности полевого практикума.

2. Метеорологические наблюдения. Измерение температуры воздуха и давления, наблюдения за облачностью и видом осадков, обоснованность причин изменения погоды.

3. Определение географических координат на местности. Определение широты и долготы места.

4. Топографические исследования. Съемка местности, маршрутная и полярная, нивелирование берега реки.

5. Гидрологические исследования.

Измерение скорости течения реки, температуры, химического состава и прозрачности воды.

6. Изучение почв. Описание почвенных горизонтов, взятие почвенного монолита.

7. Изучение растительного покрова. Составление гербария, определение видов растений и их приспособляемости к окружающей среде (соснового леса, городского парка, берега реки).

8. Изучение водной и наземной фауны.

9. Обобщения.

10. Экскурсии:

— г.Чусовой, посещение краеведческого музея, металлургического комбината;

— посещение г. Лысьва, краеведческого музея, хозяйства по выращиванию рыб;

Свежие документы:  Тест по географии в 6 классе «Земной шар»

— посещение Белогорского монастыря;

— экскурсия на предприятие «Пермские моторы»;

— посещение г.Кунгура, Кунгурской лесотепи.



1 день

— Ознакомление с содержанием программ и техникой безопасности полевого практикума.

— Получение теоретических навыков составления гербария, метеорологических, гидрографических наблюдений.

2 день

— Нивелирование холма на берегу р. Камы.

— Взятие почвенного монолита берега р. Камы, соснового леса.

3 день

— Съемка местности маршрутная и полярная.

— Экскурсия в Белогорский монастырь.

— Работы с гербариями растений вокруг Белогорского монастыря.

4 день

— Гидрологические исследования реки Камы, родникового источника (взятие проб воды, определение скорости течения, прозрачности).

— Экскурсия в СЭС Кировского района г. Перми и химический анализ взятых проб воды.

5 день

— Экскурсия в г.Чусовой, посещение краеведческого музея, комбината полного цикла черной металлургии.

— Гидрология реки Чусовой.

6 день

— Метеорологические наблюдения.

— Сравнения ежегодного прироста зеленой массы разных экосистем (школьного участка, смешанного леса, антропогенного парка).

7 день

— Работа с экосистемой школьного леса, школьного участка.

— Экскурсия на предприятие «Пермские моторы».

8 день

— Экскурсия в г.Лысьва, посещение краеведческого музея, рыбного хозяйства при старейшем Лысьвенском металлургическом комбинате.

9 день

— Экскурсия по г. Кунгуру.

— Изучение карста.

— Изучение растений, почвы Кунгурской лесостепи (составление гербария, монолита чернозема).

10 день

— Обработка, получение результата.

— Сдача зачетов.

— Составление отчета по практике.

— Рефлексия.

11 день

— Минералы Пермского края.

— Работа в кабинете географии с коллекцией минералов (определение твердости, размера.)

12 день

— Сбор гербарного материала по семействам.

13 день

— Оформление гербария.

— Работа в кабинете биологии.

14 день

— Составление топографической карты.

— Полярная съемка местности.

15 день

— Оформление топографической карты.

— Работа в кабинете географии.

16 день

— Сбор раздаточного материала по морфологии (корневая система, листья, простые и сложные, и т.д.)

17 день

— Оформление собранного материала в кабинете биологии.

18 день

— Занятие – подведение итогов полевой практики по биологии и географии.



По итогам учебной полевой практики каждый ученик представил отчёт о практике.

















Программа курса «Неизвестное в известном»

Летний научно- практический практикум

география-литература.

Разработана программа преподавателем географии

МБОУ «СОШ №65 с углубленным изучением английского языка» г. Перми

Павловой И.В.



Пояснительная записка

Полученные знания по большинству школьным учебным дисциплинам носят в основном теоретический характер. Важным этапом в изучении географии и литературы является формирование практических знаний, умений и навыков. Реализуя исследовательский подход в обучении при формировании творческой и инициативной личности учащихся, была разработана и предложена программа исследовательского летнего практикума.

Свежие документы:  Урок географии в 7 классе «Физико-географическое положение Евразии. История исследования»

Данная программа предназначена для учащихся среднего звена, интересующихся литературой и географией.

Цель летнего практикума:

— Формирование практических умений и навыков по географии и литературе, воспитание патриотизма и чувства гордости за свой родной край.

Задачи:

  1. Ознакомление с полевыми методами исследований

  2. Формирование навыков исследовательской работы

  3. Ознакомление с основами журналистской работы

  4. Привлечение учащихся к изучению и охране родного края

Время проведения с 1 по 15 июня (10 дней)

Состав участников: учащиеся 7-8, 10 классов





Тематическое содержание курса

  1. Введение

Ознакомление с содержанием программы и техникой безопасности летнего практикума

  1. Определение географических координат на местности. Определение широты и долготы места

  2. Топографические исследования. Съемка местности, маршрутная и полярная.

  3. Нивелирование берега р. Камы

  4. Экскурсии в Пермский Государственный университет (ботанический сад, музеи)

  5. Работа с научной литературой, статистическими, информационными материалами.

  6. Знакомство с различными стилями журналистской публицистики (заметкой, репортажем, интервью)

1 день

— Ознакомление с содержанием программ летнего практикума и техникой безопасности

— Ознакомление с основами журналистской публицистики (статьей, репортажем, интервью)

— Работа с учебной научной литературой

2 день

— Работа с информационными материалами.

— Сбор материала о Пермском Государственном университете, о географическом, филологическом факультетах, о ботаническом саде, о музеях университета.

3 день

-Экскурсии в Пермский Государственный университет.

-Интервью у студентов Государственного университета.

4 день

— Написание статьи, репортажа о Пермском Государственном университете с использованием собранного материала.



5 день

— Составление топографической карты в районе утиного болота.

6 день

— Оформление полученной топографической карты.

— Работа с учебной и научной литературой.

— Обучение основам написания литературной творческой работы.

7 день

— Нивелирование берега р. Кама в районе школы.

— Наблюдение и описание природы данной местности.

8 день

-Составление профиля берега р.Кама.

— Написание творческой литературной работы о данной местности.

9 день

— Экскурсия в минералогический музей Детского дома творчества.

10 день

— Составление отчета по практике.

— Создание презентации о практике.

— Рефлексия.

По итогам учебной полевой практики каждый ученик предоставил отчёт о практике. Учащаяся 8 « Б» класса Леханова К. составила свой отчёт в виде газеты, которую мы представляем Вашему вниманию.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: