Статья «Роль оборудования кабинета географии в создании условий успешного развития школьников»


Роль оборудования кабинета географии в создании условий

успешного развития школьников.


Уважаемые коллеги, современная жизнь предъявляет свои требования и требует активно использовать информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе. Выпускник двадцать первого века живет в мире компьютеров, в международном информационном обществе и умение пользоваться информационными технологиями во многом определяет его жизненный успех.

В рамках реализации национального проекта «Образование» в ноябре 2007 года наша школа получила учебное и учебно-наглядное оборудование кабинета географии для общеобразовательных учреждений.

В его состав входит: комплект видеофильмов, физические глобусы Земли, модель «Планеты солнечной системы», набор учебно-познавательной литературы, комплект таблиц и географических карт, ученические компасы, школьная метеостанция, коллекции горных пород и полезных ископаемых различных типов, гербарии растений природных районов России, комплект интерактивных карт, мультимедийных средств и демонстрационных материалов по курсам географии.

Эти современные средства обучения направлены на развитие кругозора, логического мышления, зрительной памяти, речи школьников, на формирование умений и навыков читать и понимать карту, отбирать необходимые им знания из видеофильмов, компьютерных программ.

Наличие в кабинете аппаратно — программного комплекса в составе компьютера и мультимедиа-проектора позволяет качественно улучшить процесс обучения, более предметно, наглядно рассматривать изучаемый материал, эффективно использовать различные методические приемы, организовывать активную деятельность обучающихся.

В течение 2008/2009 учебного года полученное оборудование стало активно использоваться на уроках и во внеурочное время. Комплекты видеофильмов и учебно-познавательной литературы позволили наглядно продемонстрировать изучение тем посвященных «Великим географическим открытиям», «Особенностям природы Земли и России» помогли ребятам в написании рефератов и сообщений. Модель «Планеты солнечной системы» активизировало познавательный интерес ребят при раскрытии материала «Земля во Вселенной».

Глобусы, таблицы, географические карты, в том числе и интерактивные, стали обязательным элементом большинства уроков помогая обучающимся понимать географические аспекты природных и хозяйственных особенностей отдельных территорий мира и России.

Изучая в 6 классе «Начальный курс физической географии» я использую мультимедиа средства по темам «План и карта, Литосфера, Гидросфера, Земля во вселенной».

Так изучая «Литосферу» учащиеся получают наглядное представление о строении Земной коры, типах горных пород, строении вулканов и т.д. Это помогает мне как учителю не только словесно, но и визуально познакомить учащихся с основными элементами изучаемых тем, воздействуя на ребят на эмоциональном уровне. Кроме этого данное оборудование способствует более глубокому усвоению материала и позволяет с помощью вопросов проверить знания ребят, полученные на уроке, а также активизировать их работу в тетрадях на печатной основе. (Демонстрация диска «Литосфера»).

Большой интерес вызывает у шестиклассников работа с лабораторным оборудованием, при выполнении практических работ на местности. Так благодаря работе с топографическим оборудованием, компасами, большинство ребят 6 класса научились составлять простейшие планы местности, определять стороны горизонта. При изучении темы «Атмосфера ребята смогут себя попробовать в роли метеорологов определяя с помощью школьной метеостанции основные элементы погоды. (Демонстрируется работа метеостанции).

Уроки географии должны быть яркими, формирующими познавательный интерес. Особенно это актуально при изучении курса « Материки и океаны» в 7 классе. Для достижения этой цели я использую возможности «Электронных уроков и тестов», которые не только позволяют проиллюстрировать новый материал, но и с помощью упражнений провести его закрепление и проверку. Кроме этого, применяю интерактивные карты материков и океанов, мультимедийный учебник для 7 класса, на основе которого разрабатываю практические работы помогающие расширить рамки изучаемого материала. (Демонстрация электронных уроков «Австралия и Океания).

Традиционно курс географии 8 класса «География – природа России» считается одним из трудных и неинтересных для ребят. Исправить ситуацию мне помогают: мультимедиа учебник «Природа России»; интерактивное наглядное пособие «Географическое положение России»; комплект короткометражных видеофильмов по темам изучаемого курса; демонстрационные комплекты горных пород и полезных ископаемых; коллекция гербария природных зон России. Применяя перечисленное оборудование, стараюсь привлечь ребят к самостоятельной познавательной деятельности, направленной на желание узнать больше о нашей стране. Для этого учащимся на основе материалов имеющихся в кабинете, школьной библиотеке, интернете предлагаю подготовить сообщения, презентации, которые в дальнейшем демонстрируются и обсуждаются на уроке. Как показала практика, эта форма работы дает положительный результат. Так по теме «Заповедные места России ребятами были выполнены достаточно хорошие презентации» (демонстрация одной из презентаций).

В девятом классе курс «География России – население и хозяйство» из представленного оборудования используются демонстрационные модели промышленного сырья, образцы полезных ископаемых, материалы интерактивных карт и карт на бумажных носителях, а также видеофильмы о Москве и Санкт-Петербурге как узловых районах России. Применяемое оборудование позволяет мне более увлекательно для ребят изложить достаточно сложный материал, а также как и в других курсах географии провести межпредметные связи с историей, химией, информатикой и др.

Изучая с помощью интерактивной карты тему «Электроэнергетика» я могу наглядно продемонстрировать электростанции различных типов, линии электропередач, сопоставить расположение электростанций с районами высокой плотности населения и сделать выводы о степени обеспеченности населения и экономики России энергией. В качестве проекта предлагаю детям написать эссе о проблемах и перспективах электроэнергетики, а на контурной карте нанести ветровые и солнечные электростанции в наиболее благоприятных с их точки зрения районах России. Подобные работы стараюсь проводить и по другим темам курса. ( Демонстрация интерактивной карты «Электроэнергетика»)

В 10 – 11 классе на уроках стараюсь большую часть времени отводить на самостоятельную практическую работу, которая строится на выполнении проектов, в последнее время чаще мультимедийных по различным темам курса «Социально – экономическая география мира». Лекционный материал строю на основе мультимедийного учебника 10 класс, интерактивных карт, таблиц и других демонстрационных материалов.

Так на уроке в 11 классе при изучении темы «Экономическая дифференциация мира» учащиеся знакомятся с теоретическим материалом, анализируют статистические данные, карты, а на уроке-практикуме по заранее известным заданиям готовят проекты в форме сообщений и презентаций, с которыми они выступают. Подобная форма работы развивает у выпускников научно-исследовательское мышление. (Демонстрация презентации по «Европейскому Союзу»).

Новое оборудование позволило разнообразить проводимые уроки, повысить интерес обучающихся к изучению географии. Применение электронных средств обучения активизировало ребят на самостоятельное создание мультимедийных презентаций по отдельным темам.

Наиболее увлеченные ребята стали заниматься научно-исследовательскими работами на более высоком уровне и представлять их на школьной и городской научно-практической конференции «Знание-поиск-творчество-труд» Результаты их работы оказались очень достойными:

В 2007 году на городской конференции Утков Юра занял 5 место с работой по теме: «Туризм как фактор социально – экономического развития Курганской области»

В 2009 году Решетникова Наталья заняла 3 место, выполнив исследование по теме: «Проблема кадрового дефицита в России и Курганской области» а Черепанов Игорь 5 место с работой «Уровень и качество жизни населения города Кургана и Курганской области».

По каждой работе были созданы мультимедийные презентации.

Повысились результаты участия ребят в школьных и городских олимпиадах.

В 2008 году среди 9 классов Ленских Сергей занял 4 место

В 2009 году среди 10 классов Ленских Сергей был пятым, а среди 11 классов на 5 месте Решетникова Наталья.

Часть моих выпускников в настоящее время продолжают обучение на специальностях связанных с географическими знаниями, пять человек являются студентами факультета естественных наук специальности география.

Таким образом, я считаю, что использование новых средств обучения и информационных технологий в образовательной деятельности учителя и учеников создает условия успешного обучения, позволяет взглянуть на предмет увлечено, почувствовать его глубину, дает возможность обучающимся реализовать свой творческий потенциал.

В ходе использования нового оборудования возникло несколько проблем, из которых главными являются:

  • Отсутствие интерактивной доски;

  • Стационарного мультимедийного проектора;

  • Большие временные затраты на освоение нового оборудования;

  • Наличие инструкций на иностранном языке (для метеостанции), что затрудняет полноценное использование оборудования.

Коллегам, которые только начинают работать с подобным оборудованием хотел бы посоветовать:

  • Всегда четко планировать время, отводимое на работу с оборудованием;

  • Начинать с малого. Использовать оборудование сначала только на одном из этапов урока;

  • Дифференцировать задания, имеющиеся в мультимедийных средствах обучения в зависимости от класса и выработанных навыков и имеющихся знаниях у учащихся;

  • Сохранять и накапливать весь созданный детьми материал. Использовать его на уроках повторения, подготовки к контрольной работе, практической работе, в качестве мотивации к уроку.

В заключении хочется надеяться, что подобный комплект оборудования появиться во всех школах, а имеющееся будет регулярно обновляться и поподлняться.














Свежие документы:  ВИРТУАЛЬНОЕ ШКОЛЬНОЕ ТУРИСТИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО для 6-11 классов

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории География: