Конспект урока на тему «Интересные факты из истории Крыма»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа №16 города Ейска

МО Ейский район Краснодарского края

учитель начальных классов

Задорожная Ирина Андреевна


Тема

 «Интересные факты из истории Крыма»

Форма проведения

заочная экскурсия

Цель

 показать историческую роль полуострова Крым в истории и современности России

Задачи

Образовательные: освоение нового о субъектах РФ, с использованием интерактивных форм обучения;
Развивающие: показать значимость мира на Земле; заинтересовать учащихся предлагаемым материалом, дать возможность самостоятельно продолжить изучение данной темы;
Воспитательные: воспитание у учащихся гордости и уважения к истории своей страны, толерантности и дружеских отношений между братскими народами.

УУД

  • Личностные УУД:

— положительное отношение к школе;

— соблюдение традиций;

— стремление жить в гармонии с одноклассниками и братскими народами;

— представление о ценностях жизни.

  •  Регулятивные УУД:

— жизненный оптимизм;

— развивать умение разрешать внутренние разногласия;

— учиться высказывать предположение (версию);

— вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

  •  Коммуникативные УУД:

представление о том, что важно понимать друг друга;

— уметь договариваться и разрешать конфликты;

— уметь работать в группах.

  • Познавательные УУД:

— расширить представление о Крыме как о ландшафтном и историко – культурном заповеднике, воспетом в произведениях литературы и искусства;

— развитие познавательного интереса в разных областях знаний и в проектной деятельности;  исследовательского опыта.

Формы урока

И – индивидуальная, Ф — фронтальная, Г – групповая

Оборудование и наглядный материал

 персональный компьютер, презентация, мультимедийное оборудование, песня о Крыме (Г.Буляков); смайлики для рефлексии. 




Этап урока

Содержание урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Организационный

момент


Учитель:

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Дети:

Мы готовы. Всё в порядке.
Начинается урок.



Учитель:

Вы обдумайте рассказ,

Не заучивая фраз.

И задумайтесь о том:

Что рассказано? О чём?

Что зачем произошло?

И к чему все привело?

Расскажите ещё раз –

И запомните рассказ.


Подготовка рабочего места

Приветствие учащихся, проверка готовности к занятию

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний

(Звучит песня о Крыме в исполнении хора из интерната, г. Евпатория)

Учитель: Послушайте внимательно песню в исполнении детского хора и догадайтесь,

о чём будет сегодня идти речь на нашем классном часе и каковы его цели и задачи.

(Дети прослушивают отрывок из песни и формулируют цели и задачи классного часа)


Слайд 1


Отвечают на вопрос учителя.

Учащиеся формулируют цели и задачи классного часа.

Организует диалог с учащимися.



Этап усвоения новых знаний


Слайд 2

Учитель: Крым — чудесный край. Вокруг — высокие скалистые горы; на склонах 

сосны, до самого берега; море переменчиво: мирно и лучисто на солнце и ужасно в бурю. Климат мягок, всюду цветы, очень много роз.

Крымский полуостров представляет собой некий сказочный кусочек суши, заброшенный глубоко в воды Чёрного моря и соединённый с материком лишь узенькой ниточкой Перекопского перешейка.

Учитель: Уникальна эта маленькая земля. За один день можно проехать её вдоль и

поперёк. Но на крымской земле удивительно соединились приметы почти всех

климатических зон нашей планеты, растения субтропических широт и севера…

На Ангарском перевале катаются лыжники, а в Ялте доцветают розы…

На Южном берегу Крыма витает специфический запах магнолий, а в горах только-только распустились фиалки…

Так причудливо сплетаются в Крыму времена года. И можно прикоснуться к любому из них, медленно поднимаясь от знойных пляжей к заоблачным вершинам гор…

(Учитель показывает на карте места, о которых идёт речь в рассказе, проводит работу с картой)

Слайд 3

Учитель: Как вы знаете, в ноябре 2013 г. в Украине разразился политический кризис. В феврале 2014 г. на фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве, Президент Украины В.Ф. Янукович был отстранен от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России, призывая её обеспечить защиту его жизни и безопасности.

Совсем недавно, 18 марта 2014 г., после проведения референдума, был подписан

международный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России.

— Как вы понимаете смысл слова «референдум»?

(Дети высказывают собственное мнение)

Учитель: Если заглянуть в словарь С.И. Ожегова, то можно выяснить значение этого

слова.

(Читает из словаря заранее подготовленная ученица)

Рефере́ндум (лат. Referendum)  — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

Учитель: В ходе революции на Украине в феврале 2014 года центральная власть Украины перестала контролировать Крым.

Сейчас создан новый Крымский федеральный округ в Российской Федерации. Безусловно, это очень значимое событие и наш сегодняшний классный час будет посвящен Крыму и его влиянию на русскую историю и культуру. На следующем классном часе вы сможете узнать много интересного о городе Севастополе и узнать, что связывает Крым и Севастополь.

Учитель: Сегодня классный час проведём в форме заочной экскурсии. Ребята

подготовили сообщения о разных этапах в истории Крыма. Послушайте внимательно своих одноклассников и задумайтесь об услышанном, чтобы к концу нашего занятия вы смогли ответить на вопросы и устно составить рассказ об историческом прошлом полуострова Крым.

Ученик 1: История Крыма уникальна. Тысячелетия по его земле прокатывались волны

народов и завоеваний – киммерийцы, эллины, скифы, сарматы, римляне…

В русских источниках Крымский полуостров именовался как «Таврида».

С VI века Крым попадает под влияние Византии. Византийские императоры начинают укреплять имеющиеся крепости и застраивать Тавриду новыми, чтобы защититься от набегов степняков-кочевников. Так появляются Алушта, Гурзуф и другие укрепления. Крым становится форпостом распространения православия в регионе.

Ученик 2: Начиная со 2-й половины VII века и до середины IX, территория Крыма, без Херсонеса, во всех западноевропейских источниках именуется Хазария. Эти тюрки приняли иудаизм и создали могущественное государство на Северном Кавказе и в степях Прикаспия и Северного Причерноморья. В X веке Хазарский каганат перестал существовать в результате победы русских дружин. Однако потомки иудеев (караимы и крымчаки) остаются жить в горных районах Крыма и сейчас.

Слайд 4

Ученик 3: Киевский князь Владимир – креститель Руси, принял христианство из рук

Византийской церкви именно в крымском Херсонесе, который отныне у русских будет именоваться Корсунь. Таким образом, отсюда, с Крыма, пошло распространение православия по русской земле. Эта духовная скрепа усиливается и созданием на части территории полуострова и на Тамани русского Тмутараканского княжества. С этого времени, в ряде арабских летописей Чёрное море начинает именоваться Русским.

Слайд 5

Ученик 4: Начиная с XIII века и до середины XV, полуостров фактически находится

под влиянием Золотой Орды. Золотоордынцы именуют его Крым. Население подразделяется на кочевое, обитающее в степных районах, и оседлое, освоившее горную часть и южное побережье. Бывшие греческие полисы превратились в центры генуэзской торговли. Ханы основывают как столицу – город Бахчисарай. Одним из наиболее известных крымских правителей того времени был Мамай, разбитый русскими войсками на Куликовом поле в 1380 г.

Ученик 5: Опасность, исходящая от Крымского ханства многократно усиливалась для России наличием у него династических и военных связей с другими осколками Золотой Орды – Казанским и Астраханским ханствами. В результате, русский царь Иван Грозный в течение 4-х лет (1552-1556) подчинил Казань и Астрахань. Это привело к серьезному конфликту интересов укрепляющейся России с Крымом и Османской империей.

Ученик 6: Уже в конце XVII – начале XVIII вв. Россия начала наступление на земли крымских ханов. Это произошло после присоединения в 1654 г. Украины к России. Основным внешним фактором, побуждавшим нашу страну продвигаться на юг, была необходимость ликвидации грабительских набегов со стороны отдельных крымско-ногайских феодалов и всего Крымского ханства на соседние страны.

Слайд 6

Ученик 7: Результатом очередной русско-турецкой войны 1768-1774 годов стал

Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 года, по которому турки отказались от притязаний на Крым. Через несколько лет, 7 апреля 1783 года императрица Екатерина II подписала Манифест о присоединении Крыма к России.

Таким образом, столетняя «южная битва» увенчалась триумфальной победой России, которая обеспечила себе выход к Черному морю и закрепила за собой тем самым статус великой державы. Регулярная армия на южных и западных границах, эскадры Черноморского флота, караваны торговых кораблей были зримым подтверждением ее нового положения в мире. Теперь, как образно заметил канцлер России при Екатерине Великой А.А. Безбородко, без позволения России «ни одна пушка в Европе выпалить не смела». Победы русского оружия и дипломатии XVIII в. заложили основу дальнейшего политического и социально-экономического развития страны в XIX-XX вв.

Учитель: Невозможно рассказать в течение классного часа обо всех исторических событиях, происходящих в Крыму. Вам представится возможность узнать об этом самостоятельно или во время посещения уроков истории в средних и старших классах.

Мы вспомним с вами исторические события XX века.

Ученик 8: После Гражданской войны Крым вошел в состав Советского Союза (1922 г.) с образованием Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе РСФСР. С 1945 г. — Крымская область РСФСР.

Ученик 9: В 1954 году Крымская область была передана в состав УССР согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР без указания статуса Севастополя, являвшегося на тот момент городом республиканского подчинения РСФСР.

Ученик 10: 18 марта 2014 года в Георгиевском дворце Кремля был подписан договор о вступлении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации на правах новых субъектов.

Слайд 7

Работа в группах

Учитель: Сейчас проведём работу в группах и выясним, как внимательно вы слушали

сообщения своих одноклассников.

(Класс разделён на 4 группы, идёт обсуждение и высказывания детей)

Слайд 8

Учитель: Крым на протяжении XIX-XX веков стал местом паломничества писателей,

поэтов, художников, композиторов. Памятные места связаны с именами великих россиян А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, И.А. Бунина, М.А. Волошина, А.С. Грина, С.С. Прокофьева и многих других.

«Прекрасны вы, брега Тавриды…» — писал Пушкин, вспоминая о счастливейших днях, проведённых им на Южном берегу Крыма, где он гостил в семье генерала Н.Н.Раевского в августе-сентябре 1820 года.

Спустя пять лет Крым посетил А.С.Грибоедов. В том же году там побывал мятежный польский поэт А.Мицкевич.»Передо мной страна волшебной красоты. Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица…» — пишет поэт, потрясенный очарованием Южного берега.

«И это сон? О, если б мне проснуться невозможно!» — вторит ему в своих «Крымских очерках» спустя три десятилетия А.К.Толстой.

«Шел в немом восхищении…» — признавался М.Горький в рассказе «Мой спутник».

Слайд 9

Учитель: Прочитайте стихи замечательных поэтов А.А. Ахматовой и А.П.Чехова.

(Дети читают отрывки из стихотворений и высказывают собственное мнение о них)

  О Крыме много написано, еще больше сохранилось фольклора — легенд, сказаний, преданий. Трудно, к примеру, найти коренного крымчанина, который рассказывал бы о достопримечательностях Крыма сухо и сдержанно, не украшая свой рассказ какими-нибудь лирическими или эпическими произведениями.  

Но почему о маленьком  Крыме собрано много — преданий, легенд, сказок. Зачем?

(Дети высказывают свои предположения)

Учитель: Потому что это — часть культуры и истории нашего удивительного уголка земли и не может не представлять интереса.

Слайд 10

Учитель: Посмотрите, как изобразили красоту Крыма знаменитые русские художники. Что хотели показать они в своих картинах?

(Дети высказывают свои мнения)





Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы учителя.























































































































Работа в группе. Отвечают на поставленные вопросы.











Организует заочную экскурсию. Задаёт вопросы, даёт возможность высказать собственное мнение.

Обобщение и систематизация

Учитель: Крым – это край особенной энергетики, а по-другому – священная земля, подобно иерусалимской.

Крым, кто ты и чей ты?

Ты свободолюбив и не дал себя покорить ни одному народу. Ты, имея ауру живого существа, вздрагиваешь и негодуешь, когда к тебе несправедливы, и, зажмурившись от солнца, отдаёшь тепло людям, когда к тебе приходят с добром.

Ты всё понимаешь и чувствуешь. И принадлежишь в равной мере народам всех 160 национальностей, проживающих в Крыму. Тебя любят миллионы людей, побывавших в гостях, и, несомненно, полюбят те, которым предстоит ещё с тобой познакомиться.

Учитель: Итак, вспомним, что нового вы узнали сегодня во время классного часа:

— Когда был подписан международный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России? (18 марта 2014г.)

— Кто из русских князей считается крестителем Руси? (Киевский князь Владимир)

— Какой манифест издала Екатерина II в 1783 году? (Присоединение Крыма к России)

— Назовите фамилии писателей, поэтов, художников, восхищающихся красотой Крыма.











Индивидуальная работа.

Отвечают на поставленные вопросы.

Организует выступление групп, обмен мнениями, побуждает к высказыванию своей точки зрения.

Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Меняется время, сменяются народы, но любовь к Крыму остается неизменной…Любовь к этому удивительному уголку Земли.

— Закончить классный час я хочу строками из стихотворения А.С.Пушкина:

Всё живо там, всё там очей отрада

Сады татар, селенья, города;

Отражена волнами скал громада,

В морской дали теряются суда,

Янтарь висит на лозах винограда;

В лугах шумят бродящие стада…

Учитель: А сейчас покажите смайлики, которые по-вашему мнению, могут рассказать о ваших знаниях и выскажите своё мнение о сегодняшнем классном часе.

Оценивают свою работу и общее впечатление от занятия.

Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения.

Домашнее задание.

Учитель: На следующем классном часе мы поговорим с вами о замечательном городе Севастополе, его историческим прошлом и настоящем.

Задание на дом по выбору:

  1. Составить устное сочинения «Заочное путешествие в историческое прошлое Крыма».

  2. Нарисовать рисунок на тему «Природа Крыма».

  3. Сочинить стихотворение или синквейн о Крыме.

  4. Создать проектную работу по теме «Крым и Севастополь: их значение для России».


Интернет — ресурсы

Источник шаблона: Мурысева Галина Ивановна, МОУ «СОШ №2 г. Калининска Саратовской области,

https://pedsovet.su/.

Источники фона презентации сайты: http://blog.i.ua/ , http://www.photosight.ru/

Иллюстрации http://yandex.ru/images/search?source=wiz&img_url

Песня о Крыме http://muzofon.com/search/Песня%20о%2


Свежие документы:  Конспект урока по истории "Страны промышленной цивилизации в конце 19 – начале 20 в." 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: