Конспект урока по истории «Московское государство в конце ХV– начале ХVI века» 6 класс


МОУ «Ивановская СОШ»








Разработка урока по истории

в 6 классе на тему:

«Московское государство в конце ХV– начале ХVI века».










Подготовила: Жертунова Е. Н.,

учитель истории.




Тема: «Московское государство в конце ХV– начале ХVI века».


Цели урока:

  • охарактеризовать политическое устройство русского государства в конце ХV — начале ХVI века;

  • сформировать у учащихся представление о поместно — вотчинном землевладении;

  • познакомить учащихся с Судебником 1497 г. и зарождением феодально-крепостнической системы;

  • способствовать развитию навыков работы с исторической картой, с источниками, умений обобщать и систематизировать материал, активно воспринимать информацию.


Оборудование:

1) А. А. Данилов, Л.Г. Косулина. «История России с древнейших времен до конца ХVI века», учебник для 6 класса.

2) Карта «Образование русского централизованного государства».

3)Схемы: «Образование централизованного государства в ХV веке», «Создание органов центральной власти».

4) Таблица «Оформление крепостного права в России».

5) Раздаточный материал.


План.

  1. Создание органов управления страной.

  2. Административно — территориальное устройство.

  3. Судебник 1497 г. Изменения в порядке владения землей.

  4. Создание московского войска.

  5. Ограничение крестьянской свободы.


Структурные компоненты и методические приёмы.

Организационный момент —> Актуализация спорных знаний —> Переход

к изучению нового материала —>Изучение нового материала (рассказ учителя; анализ схем, исторического документа, текста учебника; проблемные задания) —> Закрепление изученного —> Итог урока —> Организация домашнего задания.






Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

— В течение нескольких уроков мы с вами изучали процесс объединения русских земель.

Фронтальный опрос.

  • Вспомните, какие княжества претендовали на первенство в Северо- Восточной Руси и почему именно они?

  • Назовите причины возвышения Москвы.

  • Покажите на карте территории, вошедшие в состав Московского княжества в конце ХV– начале ХVI века.

  • Какая внешнеполитическая задача была решена с объединением русских земель вокруг Москвы?


— Создание единого русского государства с центром в Москве означало, что теперь на Руси был один правитель, великий князь, представитель московской династии.

Вопрос: Как Иван III подчеркивал свое особое положение.


III. Изучение новой темы.

Итак, при Иване III начался процесс формирования централизованного государства, т.е. государства с сильной центральной властью.

Вопрос: Иван III провозгласил себя самодержцем. Что это значит? (ответы учащихся)

Вывод: — Самостоятельность, независимость — один из главных признаков государства. Сегодня мы с вами познакомимся с устройством Московского государства в конце ХV– начале ХVI века.

Вопрос: Какие признаки государства вам еще известны? (ответы учащихся).

Подводя итог ответам учащихся, предлагаю обратиться к схемам: «Образование централизованного государства в ХV в.», «Создание органов центральной власти» (см. приложения №1, №2).


  • Один из признаков государства — единая система управления людьми.

а) Вопрос: Как вы считаете, какими полномочиями обладал Иван III, как самодержец и государь всея Руси?

(ответы учащихся)

Итог: великий князь — издавал законы, вел переговоры с другими странами, объявлял войну, заключал мир, назначал и смещал должностных лиц, возглавлял наиболее значительные военные походы.

б) — Совещательным органом была Боярская дума. (Изучение ее состава на основе схемы «Создание органов центральной власти» — см. приложение № 2).

в) — Существовали два общегосударственных учреждения, которые исполняли распоряжения государя всея Руси: дворец и казна.

Вопрос: Кто возглавлял эти учреждения и в чем заключались их функции? (Работа по вариантам по тексту учебника стр. 175: 1 вариант — дворец; II вариант — казна).


  • Следующий признак государства: единство территории.

Объединение земель вокруг Москвы и создание единого государства произошло при Иване III.

Изучение административно — территориального устройства страны. (Работа со схемой — см. приложение №2).

В чем заключались функции наместников и волостелей? (Работа с текстом учебника стр. 176.)

Порядок их содержания назывался кормлением. Как вы думаете, почему? Выслушав ответы учащихся, делаем вывод: кормление — система содержания должностных лиц за счет местного населения.


Проблемное задание. Предположите, какой принцип был положен в основу назначения на должности в государстве?

Выслушав версии учащихся, даю характеристику местничества (порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должностей, занимаемых предками).


  • Один из признаков государства — существование единых законов.

В 1497 г. Иван III издал Судебник — первый свод законов единого государства. В нем были собраны все законы, существовавшие в Московском княжестве, но теперь они становились общеобязательными на всей территории Русского государства. Судебник закрепил изменения в порядке владения землей.

Вопрос: С какой формой землевладения вы уже знакомы?

Создание единого государства привело к увеличению численности войска. Иван III стал давать воинам земельные владения на время службы «испомещая», переселяя на новгородские и тверские земли людей, находящихся у него на службе. Такие люди «испомещенньие » на новые земли, стали называться помещиками, а их владения — поместьями, землевладение — поместным. Оно было условным.

Характеристика поместного землевладения.


  • Для охраны границы единого государства нужна была сильная армия. Создание единой военной организации — еще один признак государства.

Вместо дружин было создано московское войско, состоящее из помещиков.

По требованию князя они должны были явиться «конно, людно, оружно».

Вопрос: Что это значит? (использование знаний, полученных при изучении

истории Тульского края).


  • Земля помещикам давалась вместе с крестьянами. Владельцы поместий были заинтересованы в том, чтобы заставить крестьян при помощи закона работать на своей земле, им было не выгодно, чтобы крестьяне переходили от одного владельца к другому.

Вопрос: Как вы считаете, почему?

Работая с историческим документом «Судебник 1497 года о крестьянских переходах» (с.182) учащиеся должны выяснить каким образом Иван III учел интересы помещиков.

Вывод: Введение Юрьего дня было первым ограничением крестьянской свободы.

Характеристика владельческих крестьян.

Предложить учащимся дома соотнести размер пожилого к ХV– н.ХVI века с современными ценами.

Кроме владельческих были и другие категории крестьянства:

черносошные,

дворцовые,

беглые — «вольные люди», т.е. казаки.

Проблемное задание: учащиеся должны самостоятельно в предложенном перечне найти объяснение соответствующим категориям крестьянства (задание №5 в рабочей тетради).

Проверка задания.


IV. Закрепление изученного.

Вопросы:

1) Что вы можете сказать о власти великого князя?

2) Какая категория населения и почему была заинтересована в усилении власти великого князя?

3) Как изменилось положение крестьян?

Выполнение задания №4, №6 в рабочей тетради.


V. Итог урока.

VI. Домашнее задание. §21. Составить устный рассказ по иллюстрациям учебника: I вариант — стр. 176, II вариант — стр. 180.


Приложение № 1.

Образование централизованного государства в ХV веке.









































Приложение № 2.

Создание органов Центральной власти.


Государь всея Руси



С

Административно-

территориальное

устройство

Волости

Общегосударственные органы

Станы

Уезды

Казна


Деньги


Государственный архив


Государственная

печать




Дворец


Управление

Царскими

землями

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "Ноль и десять"

скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: