Конспект урока по истории «Образование Древнерусского государства у Восточных славян»


Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Гулькевичский строительный техникум»

Краснодарского края





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока

Образование Древнерусского государства






Подготовила: преподаватель истории

Крапивина Ирина Павловна



2012 год


Тема урока: Образование Древнерусского государства у Восточных славян.

Цели урока:

  1. Дать понять учащимся о предпосылках образования Древнерусского государства.

  2. Объяснить, смысл норманнской и антинорманской теории, образования Древнерусского государства, особенности образования государства у восточных славян.

  3. Способствовать воспитанию и формированию патриотических чувств, осознанию «русского начала», любви к своей родине и уважению к истории своей страны.

Оборудование:

1. Карта «Киевская Русь в IXXI века»

2. Проектор

3. Презентация

4. Учебник

Межпредметные связи: Литература, обществознание, всеобщая история.

Вид урока: Комбинированный.

Педагогическая технология: кейс технология.

Ход урока.

1. Организационный момент:

— приветствие;

— проверка отсутствующих;

— сообщение цели урока.

2. Опрос домашнего задания.

Работа с группой:

— кто такие индоевропейцы?

— почему Русский, Украинский и Белорусский народы мы называем братскими народами?

— кто такие славяне?

— покажите на карте места расселения восточнославянских племенных союзов.

— назовите основные занятия восточных славян.

— расскажите о социальном строе восточных славян.

— назовите соседей восточных славян.

— покажите на карте торговый путь «из варяг в греки», почему он так назывался?

Решение исторических задач из книги «История становится ближе» Александра Литвинова:

а) жилище славян:

Славяне еще не умели строить надежные жилища – сплетали себе жалкие лачуги из хвороста, покрывали соломой, лишь бы укрыться от дождя и непогоды. Печей и дымовых труб совсем не умели делать в древности – устраивали среди жилища очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или стене.

Жилища свои славяне устраивали иногда со многими выходами. Пожитки и запасы обычно закрывали в землю.



Вопрос. Предположите, зачем славяне устраивали в жилище много выходов и прятали пожитки?



б) нападение.

Над селениями славян, прижавшимся к берегу реки, с ночи висели тяжелые тучи. Жители, укрывшиеся в жилищах, казалось, предавались своим занятиям: женщины хлопотали у очагов, мужчины кто чинил, а кто мастерил что-либо из хозяйственного или военного снаряжения. И вдруг, раздался условный крик. Одно мгновение – и землянки опустели. Славяне поспешно садились в долбленки (лодки, сделанные из ствола толстого дерева) и устремлялись на противоположный берег, некоторые входили в реку и словно растворялись в ее серых водах.

Что же случилось? На землю славян напали византийцы. Всадники ворвались в селение на полном скаку, но было уже поздно – в селение никого не осталось. Разъяренные неудачей, византийцы принялись искать добычу.

Обшарив все углы и ничего не найдя, отряд византийцев покинул безлюдное селение. Через некоторое время стали возвращаться с противоположного берега долбленки и, СЛОВНО В СКАЗКЕ, ПОЯВИЛИСЬ ИЗ ВОДЫ ЖЕНЩИНЫ, ПОДРОСТКИ, СТАРИКИ.





Оказывается, как свидетельствует византийский историк, славяне пережили беду на дне реки.

Вопрос. Предположите, как им это удавалось?

в) тактика.

В бой славяне шли каждый с двумя небольшими копьями, а некоторые имели прочные и тяжелые щиты. Вооружение их составляли также лук и стрелы.

В сражении славяне избегали открытых местностей, предпочитая встречать врага в лесах, теснинах или у обрывов; при этом они хорошо пользовались искусством засады, прибегали к различного рода военным хитростям, были чрезвычайно искусны в переправах через реки..

Научились славяне хорошо прятаться и в высокой степной траве. Они ловко умели притворным бегством заманить неприятеля в лесную чащу и там, скрываясь за деревьями, поражали врагов стрелами, концы которых иной раз намазывали ядом.

Вопрос. Предположите , почему славяне предпочитали сражаться в лесу, избегали открытых местностей и старались заманить противника в лес, овраги?

г) переправа.

Для того чтобы успешно воевать со славянами, византийский автор советует заготовить против них конницу и пехоту, главным образом легковооруженную, и приготовить большое количество метательного оружия – не только стрел, но и различных видов копий. Советует византиец также по возможности заготовлять материалы для постройки так называемых плавучих мостов, чтобы переход через реки был за ранее подготовлен. Ведь в стране славян много труднопроходимых рек.

Вопрос. Предположите, что имеет в виду автор источника, говоря о сооружении плавучих мостов?

д) в зимнее время.

Византийский автор советует нападать на славян главным образом в зимнее время. Почему? Во-первых, у славян мало запасов пищи; во-вторых, у них плохая зимняя одежда, в-третьих зимой на снегу остаются следы. Реки зимой замерзают, деревья стоят без листьев, трудно прятаться.

Вопрос: назовите еще два довода в пользу ведения войны зимой.

е) для защиты.

Проходили годы, десятки лет, славяне уже владели всем арсеналом тогдашнего тяжелого вооружения. Особенно это проявлялось в 597 году при штурме древнего города Фессалоники. У славян теперь были осадные машины, железные тараны, огромные механизмы для метания камней. Были и так называемые «черепахи» — подвижные башни. Эти грозные сооружения медленно двигались к крепости. Помещавшихся на них воинов скрывали деревянные барьеры – щиты. Как только черепахи подбирались к крепости, воины выскакивали из укрытий и, осыпая защитников стрелами, овладевали стеной.

Византийцы признавали, что славяне к концу VI века «научились вести войну лучше, чем римляне» (то есть чем они сами).

Уязвимым местом на подвижной башне – «черепахе» были деревянные щиты, скрывавшие воинов, они могли загореться.

Вопрос: предположите, что придумали славяне для предохранения этих щитов от огня.

3. Объяснение нового материала.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли о делах родной страны…

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.



Объяснение нового материала.

В ходе повторения пройденного материала мы с вами изучили, что IX веке в восточнославянских землях появились племенные союзы славян и предпосылки к образованию государства.

Что такое государство?

Предпосылки к образованию государства?

Таких районов где сформировались предгосударственные образования было два: район Киева и район Новгорода. Этому способствовала борьба ильменских словений с варягами, и полян с хазарами. Сбросив власть варягов, и прогнав их за море, местные племена начали междоусобные войны, и эту междоусобицу решили прекратить традиционным способом – пригласить правителя со стороны. Выбор пал на варяжских князей.

Кто такие варяги? Что вам о них известно из курса всеобщей истории?

— летопись рассказывает «Земля наша велика и обильна»;

— призвание варягов привело к норманнской теории и антинорманской.

— своеобразие в образовании древнерусского государства объясняется наличием двух центров: Киева и Новгорода.

4. Закрепление изученного материала.

— Когда и пори каких обстоятельствах на Руси получила начало династия Рюриковичей?

— Почему 882 год считается точкой отчета Древнерусского государства?

— Какие теории возникновения государства вы изучили?

5. Подведение итогов, выставление оценок.

6. Домашнее задание.



Свежие документы:  Конспект урока на тему "Святые имена Земли Русской"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: