Урок по истории в 8 классе по теме «Социально — экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г»


7


Урок по истории в 8 классе по теме «Социально- экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г»

Автор: Антоненкова Анжелика Викторовна

Учитель истории МОУ Будинской ООШ

Тверской области

Цели: — на конкретных примерах показать начало нового этапа в социально-экономическом развитии страны, при котором становилась очевидной, с одной стороны, неэффективность крепостного труда, а с другой — растущие возможности развития фабричного производства, основанного на применении паровых машин.

— развивать умение рассуждать, сравнивать, делать выводы;



Оборудование: компьютер, презентация, тесты для проверки домашнего задания;



Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Тестирование по теме: « внутренняя политика Александра I в 1815- 1825 гг.»

1. Какой выбор встал перед Александром I после разгрома Наполеона?

А) сохранить существующие порядки;

Б) возможность проведения в стране крупных реформ

В) срочно отречься от престола

2. Свободомыслящее дворянство мечтало о:

А) отмене крепостного права

Б) конституции

В) о завершении победоносной войны;

3. Что должен был учитывать Александр I при подготовке реформы?

А) консервативно настроенное дворянство не видело необходимости в проведении реформ

Б) либерально настроенных дворян

В) ничего не учитывал

4. Как проходила подготовка нового законопроекта?

А) в строжайшей секретности

Б) обсуждалось в Государственной Думе

В) был проведён референдум

5. В каком году была принята конституция в Польше?

А) 1813 г.

Б) 1814 г.

В) 1815 г.

6. Какого положения не содержала в себе конституция Польши?

А) неприкосновенность жилища

Б) использование польского языка как государственного

В) глава польского государства – русский император

7. Как называлась законодательная власть в Польше?

А) Избранная Рада

Б) Сейм

В) парламент

8. Как часто польский парламент должен был собираться?

А) 1 раз в месяц

Б) 2 раза в год

В) 3 раза в 5 лет

9. Кто занимался разработкой конституцией?

А) Н.Н. Новосильцев

Б) С.Ю. Витте

В) М.М. Сперанский

10.В каком году был готов данный законопроект?

А) в 1818 г.

Б) в 1820 г.

В) в 1826 г.

11. Как назывался законопроект новой конституции?

А) « Уставная грамота Российской империи»

Б) « Жалованная грамота русскому дворянству»

В) Конституция

12. Какой вопрос не был рассмотрен в конституции?

А) Провозглашение суверенитета императорской власти

Б) создание двухпалатного парламента

В) отмена крепостного права

13. С какими проблемами столкнулся Александр I при принятии конституции?

А) массовые восстания

Б) активное сопротивление дворян

В) бездействие основной массы дворянства

14. Какими были взаимоотношения Александра I к церкви?

А) усилилась его религиозность

Б) отошёл от религии

В) враждовал



Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Б

Б

А

А

В

А

Б

Б

А

Б

А

В

Б

А



3. Сообщение темы и целей урока.

( сл. 2) План урока:

1.Экономический кризис 1812-1815 гг.

2. Отмена крепостного права в Прибалтике.

3. Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения.

4. Развитие промышленности и торговли.



4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

1. Экономический кризис 1812 – 1815 гг.

( сл. 3)Как , по – вашему, отразились на экономике Российской империи заграничные походы и Отечественная война?

Свежие документы:  Конспект урока для 7 класса "Наречия образа действия. Повторение"

— Они стали серьезным испытанием для экономики России:

( сл. 4) 1) Общая сумма материальных убытков за эти годы составила 1 млрд. рублей. Это была астрономическая сумма, если учесть, что годовые доходы государства не превышали обычно 100 млн. рублей.

2) Разоренными оказались западные районы страны, наиболее пострадавшие от войны.

— Но положение России не было столь печальным, как кажется на первый взгляд. От окончательного экономического краха Россию спасли тарифный устав, подготовленный Сперанским еще в 1810 г. (он обеспечил преобладание вывоза товаров над их ввозом в страну), и денежная помощь Англии.

3) Тяжелым бременем стали и заботы по восстановлению разрушенных городов, в первую очередь Москвы. Правительство выплачивало жителям пострадавших городов специальные пособия, сумма которых в общей сложности составила 15 млн рублей.

4) «Континентальная блокада», а затем и война нанесли самый тяжелый удар по основе российской экономики — крестьянскому хозяйству. Помещики в свою очередь стремились восполнить свои убытки за счет нажима на крестьян. Все это вело к упадку крестьянских хозяйств.

— Как вы думаете, что нужно было предпринять Александру, чтобы вывести страну из кризиса?

( сл. 5)

— Необходимо было принять срочные меры для выведения экономики страны из кризисного состояния. Александр I и другие наиболее дальновидные представители власти понимали, что коренное улучшение возможно лишь при решении крестьянского вопроса, прежде всего ограничении и отмене крепостного права.

2. Отмена крепостного права в Прибалтике.

( сл. 6) Полигоном для проведения этой реформы стали западные губернии страны.

1) В 1811 г. немецкие помещики Прибалтики обратились к царю с предложением освободить их крестьян от крепостной зависимости, но земли им при этом не давать.

2) В 1816 г. Александр I утвердил закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками.

3) В 1818—1819 гг. такие же законы были приняты в отношении крестьян Курляндии и Лифляндии.

( сл. 7) — Работа с документом: стр. 50 – Профессор К.И. Арсеньев.



3. Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Военные поселения.

— Как вы думаете, как помещики отнеслись к отмене крепостного права в Прибалтике?

( сл. 8)

— Вскоре о желании подобным же образом решить крестьянский вопрос стали заявлять помещики белорусских, псковских, петербургских и пензенских земель.

— Как Александр мог отреагировать на такое предложение?( Император дал секретное указание о разработке общероссийской крестьянской реформы.)

— А кому он мог поручить такое деликатное дело? ( Поручил он это дело человеку совершенно неожиданному, ближайшему к нему в то время чиновнику — генералу А. А. Аракчееву)

(сл. 9)

— Однако такое решение могло показаться странным лишь на первый взгляд.

( сл. 10) Аракчеев был известен успешным ведением хозяйства в своем имении Грузино (Новгородская область).

( сл. 11) — высказывание Зубова А.Б.

( сл. 12) Ему удалось создать там крупное хозяйство, ориентированное на рынок. Аракчеев открыл для крестьян Заемный банк, выдававший ссуды на постройку домов, покупку скота. Поощрял он и предпринимательство своих селян. Правилом стало оказание помощи беднякам.

Свежие документы:  Конспект урока по истории для 7 класса «Жизнь по «Домострою»

( сл. 13) Однако методы создания образцового хозяйства были жесткими: крестьяне строго наказывались за малейшее нарушение и бесхозяйственность. Прибыль от имения была настолько велика, что большие деньги направлялись на постройку дорог, храмов и каменных домов для крестьян, создание парков, конных заводов. В 1810 г. Грузино посетил Александр I, который был просто изумлен результатами, достигнутыми Аракчеевым.


— Давайте о нём узнаем поподробнее ( стр. 47 – 48)
Работа с документом – стр. 50 – Из воспоминаний об Аракчееве

 — Как вы думаете, были ли у Александра какие-либо указания относительно законопроекта?
( сл. 14) Поручая Аракчееву подготовку проекта, Александр I поставил лишь одно условие: реформы должны осуществляться постепенно и «не заключать в себе никаких мер, стеснительных для помещиков». В 1818 г. проект был готов.

— Что включает в себя законопроект вы сейчас узнаете, прочитав материал на стр. 48 ( 1 абзац)

— Для решения крестьянского вопроса Аракчеев предлагал царю выделять ежегодно по 5 млн. рублей (это была рыночная стоимость крепостных, ежегодно выставляемых на торги) на выкуп имений у тех помещиков, которые будут согласны на это. Таковыми могли стать в первую очередь дворяне, которые заложили свои поместья и едва сводили концы с концами. После этого выкупленные земли должны были распределяться между освобожденными крестьянами (по 2 десятины на душу). Наделы были небольшими, что заставило бы крестьян, по замыслу Аракчеева, «подрабатывать» у помещиков.

— Чьи интересы защищал проект Аракчеева? ( помещиков, продажа крестьян была делом добровольным, необязательным)

— Крестьяне наделялись бы землёй?

— Был ли реален проект Аракчеева в условиях России первой четверти XIX века?

— Был ли принят этот законопроект? Почему? ( министр финансов заявил, что денег на покупку крестьян – нет)

— Другим планом Александра I, проведение в жизнь которого было поручено Аракчееву, стало введение военных поселений.

( сл. 15) 1) В условиях экономического кризиса решено было сократить расходы на содержание армии.

2) Солдаты должны были совмещать военную службу с хозяйственной деятельностью.

3) Поселенные в сельской местности войска («поселяне-хозяева») состояли из семейных солдат, отслуживших не менее 6 лет, и бывших государственных крестьян в возрасте от 18 до 45 лет.

4) Дети поселенцев зачислялись на службу.

Размещение военных поселений проходило лишь на государственных землях. Это вызывало многочисленные восстания государственных крестьян, которых превращали в военных поселенцев. С точки зрения экономии военных расходов поселения выполнили стоявшую перед ними задачу. За период с 1825 по 1850 г. было сэкономлено 45,5 млн. рублей. Однако создание военных поселений ограничивало возможности свободного развития хозяйства.

— Давайте узнаем, что о поселениях думали современники – стр.50-51

( сл. 16) Аракчеевщина — политика реакции, система мер полицейского деспотизма для сохранения феодализма; насаждение военных поселений и палочной дисциплины в армии, подавление общественного свободомыслия и недовольства, значительное увеличение бюрократического аппарата.



2) самостоятельная работа:

4. Развитие промышленности и торговли.

— Прочитайте материал на стр. 48 – 49 и докажите примерами, что в Российской империи развивалась промышленность и торговля

Свежие документы:  Технологическая карта урока по истории Урок «Возникновение искусства и религиозных верований»

— После преодоления послевоенного кризиса промышленность и торговля в России развивались достаточно устойчиво. Если в 1804 г. в стране было 2423 фабрики, то в 1825 г. их стало 5261. Общая численность рабочих за это время выросла с 95 тыс. до 210 тыс., а наемных работников среди них — с 45,6 тыс. (они составляли 48% от общего количества рабочих) до 114,5 тыс. (54%).

Большинство фабрик и заводов были заняты выполнением заказов государства, связанных в основном с производством оружия и сукна для армии, а также изготовляли товары для вывоза за рубеж. Однако еще до войны 1812 г. начала ускоренно развиваться легкая промышленность. Ее изделия шли уже в основном на продажу внутри страны, что свидетельствовало о расширении внутреннего рынка. К концу 20-х гг. Россия перестала ввозить ситцы из-за границы.

Основными промышленными центрами по-прежнему оставались Петербург, Москва, Тула, Владимир, район Урала. В послевоенный период началось применение паровых машин на предприятиях.

Потребности растущего внутреннего рынка требовали совершенствования путей сообщения, главными из которых оставались водные. В 1803—1805 гг. каналами были соединены Кама и Северная Двина, Днепр и Висла, Западная Двина и Неман. В 1810 г. вступила в строй Мариинская система каналов, а в 1811 г. — Тихвинская, в 1815 г. был спущен на воду первый русский пароход «Елизавета». Началось строительство мощеных дорог (в 1825 г. их насчитывалось уже 390 км).

Внутренняя торговля по-прежнему оставалась преимущественно ярмарочной. Крупнейшими ярмарками страны были Макарьевская (переместившаяся из Макарьевского монастыря в Нижний Новгород), Коренная (Курск), Киевская, Харьковская, Ирбитская, ярмарка в Ростове Великом.

— Как вы думаете, что вывозили за границу из России? ( основном зерно, пеньку, сало, древесину)

— А что ввозили? ( предметы потребления и промышленные полуфабрикаты) .

Экономическое развитие России в начале XIX в. показало, с одной стороны, неэффективность крепостного труда и необходимость отказа от него, а с другой — возможности развития фабричного производства, основанного на применении паровых машин. Все это свидетельствовало о том, что в экономическом развитии страны начинается новый этап.
— Работа с документом – стр.51

3) Расширяем словарный запас:
Легкая промышленность — производство изделий, предназначенных для потребления, отличается от тяжелой промышленности — производства средств производства (металла, машин, топлива и т. д.).
Пенька — волокно из конопли для производства канатов.
Полигон — место испытаний чего-либо.

Полуфабрикат — продукт труда, который должен пройти еще одну или несколько ступеней обработки, прежде чем стать готовым изделием.
Ситец — покрашенная хлопчатобумажная ткань.

Сукно — шерстяная ткань.
Тариф — норма взимания налога или платы за пользование чем-то.
Устав — свод правил, определяющий устройство, порядок деятельности организации или государственного органа.
Экономический кризис — тяжелая ситуация в развитии экономики, время ее упадка.


5. Подведение итога урока:

Вопросы на стр. 49-50


6. Домашнее задание:

Параграф 7. записи, задания в рабочей тетради

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: