Использование кейс-метода на уроках изобразительного искусства


Использование кейс-метода на уроках изобразительного искусства

И. В. Селиванова

учитель изобразительного искусства

МАОУ «Кадетская школа № 49»

г. Набережные Челны

Из педагогов 18 века стоит выделить Ж.Ж. Руссо (1712-1778), который писал об учащихся так: «пусть он достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а постигает ее сам». Этот французский мыслитель считается одним из виднейших педагогов-гуманистов своего времени: он утверждал о самодостаточности детей, заявлял о необходимости самостоятельности и активности учеников в процессе обучения.

Вот слова другого деятеля. А.Эйнштейн когда-то сказал: «… обучение должно стать переживанием». Это высказывание перекликается с требованием образовательного стандарта, включающим умение применять приобретенные знания и навыки для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей (член семьи. работник. собственник, потребитель и т.д.). такие умения можно развивать, используя кейс-метод.

Что такое кейс-метод.

Кейс – многозначное понятие, которое трактуется как случай, казус. Следовательно, метод кейсов является методом, который предполагает рассмотрение предложенных случаев, жизненных или профессиональных ситуаций. Это метод анализа конкретной ситуации.

Суть метода:

Суть метода в том, что обучающемуся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию или взятую, например, из художественной литературы, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, которые необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя.

Кейс-метод можно представить как систему, в которую интегрированы другие, более

простые методы познания:

— объяснительно-иллюстративный метод,

— репродуктивный метод,

— метод проблемного изложения,

— частично-поисковый или эвристический метод,

-исследовательский метод,

— Моделирование, Системный анализ, Мысленный эксперимент, Методы описания,

Метод классификации, Игровые методы, «Мозговая атака», Дискуссия.


Примеры мысленного экспериментирования

Он представляет собой важнейший методологический атрибут кейс-метода. Образовательное и воспитывающее значение мысленного эксперимента заключается в том, что он учит видеть причинно-следственные связи, пути развертывания будущего. Фраза «Представьте себе, что…» совершенно незаменима при использовании мысленного эксперимента на уроках. Пример: «Представьте себе, что у нас открылась туристическая фирма. Нам заказали рекламный проспект о замечательных возможностях активного отдыха в наших местах. Подумайте, о чем можно рассказать? Что показать? Как оформить?»

Или, например, такая ситуация:

Открылась фирма по проведению новогодних праздников, визитов на дом Деда Мороза и Снегурочки. Задание: «Представьте себе, что вы – Дед Мороз и нужно одеться в соответствии этого образа.

Свежие документы:  Конспект урока по ИЗО "О чем рассказывают гербы?" 5 класс


И здесь нас поджидает проблема – как правильно одеться, чтобы выглядеть настоящим Дедом Морозом.


Так как сейчас сказывается влияние запада, то происходит смешение образов, стирание культурных традиций. Наши дети, порой, даже не знают как должен выглядеть настоящий Дед Мороз. Его часто путают с изображением Санта Клауса, а если и различают, то все равно в изображении то и дело появляются элементы западно-европейского Деда Мороза, т.е. Санта Клауса.

Поэтому для этой темы был взят кейс-метод, метод описания. Учащиеся все же знакомы визуально с данным персонажем и данный метод поможет точно расставить акценты, выявить точные элементы в изображении.


Обучающимся выдается кейс-метод для ознакомления.

Класс делится на группы:

Работа в группах: — проанализировать ситуацию,

— разобраться в сути проблем, (как же правильно одеться, элементы одежды)

— предложить возможные решения,

— и выбрать правильные из них.


Цель применения кейса-метода на данном уроке:

— иметь точное представление об облике персонажа;

— отметить отличия деда Мороза от Санта Клауса;

— развивать чувство патриотического долга;

— не забывать наши традиции, национальную культуру.



Процесс работы на уроке (этапы):

1 этап: учащимся выдается кейс для самостоятельного прочтения, изучения (под кейсом понимается письменное описание персонажей нового года разных стран: Россия, США)

2 этап: учащиеся делятся на группы, выбирается спикер (капитан команды, который будет представлять вариант ответа группы).

3 этап: характеризуется проблема (дать точное изображение Деда Мороза и Санта Клауса)

4 этап: задаются вопросы для диагностики кейса (т.е. как учащиеся усвоили данный кейс)

5 этап: предоставить решение в виде рисунка (т.е. нарисовать деда мороза).

6 этап: Учитель в конце урока должен дать оценку каждому ученику за работу на уроке.


Вопросы диагностики:

1. выявить основные элементы одежды и деятельности персонажей: (дети перечисляют, если не могут учитель помогает или на доске вывесить изображение героев):

— головной убор

— верхняя одежда

— борода

— посох

— обувь

— момент появления

— средство передвижения

— подарки.


2. найти различия в одежде героев и другие отличия:

Одежда и деятельность

Россия

Европа

Головной убор

Боярская шапка

колпак с помпоном

Верхняя одежда

Длинная шуба (красного, синего или белого цветов с узорами и вышивкой)

Короткая куртка (только красного цвета), кожаный ремень с пряжкой

Борода

Длинная, прямая

Коротко подстриженная, кудрявая

посох

Прямая палка с круглым наконечником или звездой

Палка с загнутым верхом

обувь

Валенки

Сапоги

момент появления

Через входную дверь

Через каминную трубу

средство передвижения

Тройка лошадей

Упряжка оленей

подарки

Прячет под елку

Прячет в носок у камина

Свежие документы:  КТП по ИЗО 3 класс - скачать


3. Здесь также задаются вопросы для обоснования одежды:

Например:

почему у Деда Мороза валенки, а не сапоги?

какая функция посоха у данных героев? (у Морозко – это волшебный посох, который морозит, замораживает, одевает все в снежное одеяние (деревья, землю; у Санта Клауса – с загнутым верхом – для того, чтобы когда он лезет в трубу цепляться за нее, чтобы не упасть),

почему Дед Мороз приезжает на лошадях? (в России – раньше это основной вид транспорта),

почему дед Мороз прячет подарки под елку?

для чего деду Морозу нужна длинная шуба? (для того, чтобы не замерз, в России трескучие морозы).

После такого описательно-исследовательского метода данной ситуации, на основе закрепленных знаний можно подвести итог и изобразить персонажа.

ИТОГ: На применение кейс-метода распространяется положение, по которому обучение в школе эффективнее, когда процесс обучения увязывается с самой жизнью и мы проходим на уро­ках то, что непосредственно видим, слышим и испытываем на себе. Применяемый на уроках кейс должен удовлетворять сле­дующим требованиям.

1. Кейс должен быть приближен к жизни и действительности, оформлен таким образом, чтобы он позволял установить непосредственную связь с накопленным жизненным опытом, а так­же с возможными будущими жизненными ситуациями школьников.


2. Кейс должен предоставить возможность интерпретации данной ситуации с точки зрения участников.


3. Кейс должен содержать проблемы и конфликты.


4. Кейс должен быть обозримым и решаемым в условиях существующих временных рамок и индивидуальных знаний, навыков и способностей школьников.


5. Кейс должен допускать различные варианты решения.


В ходе обработки кейса учащиеся не играют роль пассивных получателей знаний, а находятся в

центре процесса решения проблем, организованного как интерактивный процесс принятия решений.

Деятельность учителя при использовании кейс-метода включает две фазы. Первая – сложная работа по созданию кейса и вопросов для его анализа. Вторая – деятельность в классе, где учитель выступает со вступительным и заключительным словом, организует деловой настрой, оценивает вклад обучающихся в анализ ситуации.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: