РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА для 1-9 классов


РОЛЬ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Кожанова Людмила Викторовна, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение « Аннинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов», учитель, Воронежская область

Предмет (направленность): изобразительное искусство

Возраст детей: 1-9 -е классы

Место проведения: класс



«…Родина подобна огромному дереву,

На котором не сосчитать листьев…

Но всякое дерево имеет корни, которые связывают его с землей.

Корни – это то, чем мы жили вчера,

Год назад, сто, тысячу лет назад.

Это наша история. Это наши деды и

пращуры. Это их дела».

В. М. Песков.

Цель моей методической разработки – формирование у детей устойчивого интереса к своему родному краю, исторического сознания и занятиям художественным творчеством.

Народное и декоративно – прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения народных мастеров нашего края , отражают традиции, мировосприятие и художественный опыт народа. Знакомство ребенка с искусством родного края опирается на принцип общей дидактики – индивидуального подхода в обучении, связи с жизнью, последовательности и систематичности. Задача учителя изобразительного искусства, при ознакомлении учащихся с культурой и историей родного края – показать сложность, красоту, противоречивость своего родного края.

Каждый учебный год призван обеспечить поэтапное, постепенное погружение ребенка в осознание и многообразия связей искусства с жизнью каждого человека и каждого народа. Это погружение в мир народного декоративного искусства я стараюсь воплощать на своих уроках. С большим интересом и гордостью дети нашей школы слушают о народных промыслах Воронежского края: вышивке, керамике, ткачестве, резьбе по дереву.

В настоящее время в Воронеже живет и работает известный Воронежский мастер Галина Ивановна Арефьева. Она в течение практически всей жизни собирает и восстанавливает по архивным документам народные игрушки воронежского края.

Одним из энтузиастов возрождения промысла был житель села Карачун Рамонского района Василий Иванович Лямзин. Образы глиняных игрушек Лямзина – это те животные, которые важны для человека, ощущающегося себя связанным с окружающим миром:, лошадь, олень, баран, корова. Часто лепил для детворы свистульки.

Куклы из золы выполнялись Пелагеей Ильиничной Щербининой из села Шубное Острогожского района Воронежской области.

Тряпичные куклы из Богучара вызывают искренний восторг у маленьких и взрослых почитателей народной игрушки. Валентина Яковлевна Горбачева и Галина Яковлевна Сысоева – мастерицы, возродившие старинный промысел.

Бутурлиновские вырезные пряники выпекаются до настоящего времени в нескольких семьях горожан. Они воссоздают традиционные образы солдат, барынь, звезд, двуглавых орлов, всадников, коней, солнца, петухов.

Свежие документы:  Живописные полотна, в которых звучит музыка. 5 класс

Дерево было одним из самых любимых материалов среди воронежских мастеров. Лесные богатства края делали его легко доступным.В селе Пузево Бутурлиновского района изготавливали резные рубели, вальки, дудки и плошки.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. Краеведческий материл можно использовать не только на уроках декоративно – прикладного искусства, но и при изучении портрета, натюрморта, пейзажа, исторического и бытового жанров.

Таким образом, использование краеведческого материала на уроках изобразительного искусства помогает обобщить работу всех краеведов родного края, познакомить детей с их корнями, историей рода, земли где они родились. Краеведческий материал обладает большими воспитательными и обучающими возможностями, потому что доступен и интересен для обучающихся.

Литература

1.Аксенова,Е.Г. Элементы краеведения на начальной ступени образования/Е. Г. Аксенова // Начальная школа До и После-2008 -№10-с41- 43.

2. Уроки изобразительного искусства – одна из форм познания ребенком окружающего мира природы. Акиныпин А. Н. Два века воронежского краеведения: Люди, труды, события: кратк. Обзор / А. Н. Акиныпин. О. г. Ласунский. Воронеж, 2000 – 60 с.

3. Аносова Н. А. Нетрадиционные модели обучения/ Н. А. Аносова// Проф. Образование 2001. — №9. с. 22-29.

4. Кацюбова Д. В. Краеведение в воспитании учащимися; пособие для учителей/ Д. В. КацюбоваМ ., 1965 – 117с.

5. Храпова О. П. Краеведение на уроках изобразительного искусства как источник развития творческой личности ребенка. izo. poisk2020.orgdoc/Hrapova

6. Четина О. Л. Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы « Искусство и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства. nsportal.ruШколаИзобразительное искусствоrol-muzeynoy-pedagogiki… 05. 03. 2013



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: