ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ С МАТЕМАТИКОЙ «ДЕТСКИЕ И ЛИЦЕЙСКИЕ ГОДЫ, ТВОРЧЕСТВО А.С.ПУШКИНА. ДЕЙСТВИЯ С ДЕСЯТИЧНЫМИ ДРОБЯМИ, РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ» 5 Класс


Интегрированный урок литературы с математикой в 5 «А» классе
Детские и лицейские годы, творчество А.С.Пушкина.
Действия с десятичными дробями, решение уравнений.



Цели:

Образовательная:
1.Обобщить и расширить знания учащихся о жизни и сказках А.С.Пушкина с помощью работы с различными источниками информации.
2.Обобщение знаний учащихся о правилах действия с десятичными дробями; закрепление навыка составления и решения уравнений.

Развивающая: развитие познавательного интереса, логического мышления. Развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельной.

Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности, воспитание и развитие коммуникативной культуры. Повышать ответственность не только за собственные знания, но и за успехи всего коллектива. Воспитывать у учащихся любознательность, чувства национальной гордости и патриотизма.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент


Учитель литературы. Жизнь и творчество А.С. Пушкина можно изучать всю жизнь. Впервые с его творчеством мы знакомимся еще в раннем детстве, его сказки – первое, что читают нам мамы и бабушки. В начальной школе вы начали знакомство с лирикой поэта. В 5 классе мы подробно говорили о детстве поэта, о его учебе в Царскосельском Лицее, и, конечно, приоткрыли мир его сказок. Но урок сегодня необычный. Как же связано творчество Пушкина с математикой?

Учитель математики.

Хорошо известно, что А.С. Пушкину математика не давалась с детства, и поэтому он ее не любил. По словам сестры А. Пушкина О.С Павлишевой «арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами». А мы с вами уже знакомы со всеми арифметическими действиями. Сегодня посмотрим, как вы с ними справляетесь. Будьте внимательны, каждый раз ответ, полученный вами, имеет определённое отношение к А.С. Пушкину. Мы с Вами знаем, что Пушкин много путешествовал. Вычислите, какое расстояние преодолел поэт, чтобы попасть из Петербурга на отдых в Пятигорск.



Задача № 1. Из Петербурга в Пятигорск выехал экипаж, в час экипаж проезжал 43,6 версты. Первый день они были в пути 8 часов. Во второй день проехали в 2 раза больше, чем в первый, после чего осталось проехать ещё 752,6 версты. Какое расстояние преодолел экипаж?

Ответ: 1799.
Как связано это число с А.С. Пушкиным?

Год рождения. А какого числа?


Группа «Детство»

Гришанова. Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Отец его отставной майор Сергей Львович Пушкин был старинного рода, но не богат. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была красива, пользовалась успехом в свете.

Свежие документы:  Методический комментарий к проведению урока литературы на тему: «Переосмысление темы и образа дома в современной русской литературе (на материалепьесы Л. С. Петрушевской «Три девушки в голубом»)»

Хлопенков. Интересна родословная Пушкина по материнской линии. Потомок знаменитого африканского рода, полководец Ганнибал Абрам Петрович, прадед поэта, 8 лет попал в плен, был продан одному султану. Наш посланник при турецком дворе перекупил его и отослал в Петербург в подарок Петру Первому.

Акопян. Домашнее образование Пушкин и его сестра и брат получили хорошее, учились рисованию, музыке, французскому языку. Общим любимым развлечением был домашний театр, где в роли драматурга выступал юный Александр.

Учитель математики:

Лицейский друг Пушкина И.И. Пущин вспоминал впоследствии, что «…все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: «Что ж вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! «Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».

Я предлагаю каждой группе решить по одному уравнению и доказать, что в математике не всё заканчивается нулём!

2 . Решите уравнение

103,8-х:9,5=101,8

Х:250+13,76=13,8

(1818,68-х):0,4=19,2

(каждая группа решает уравнение)

Ответы: 19. 10. 1811. — дата открытия лицея.

Учитель литературы. Лицейское братство – самая светлая глава биографии Пушкина. Лицеисты первого выпуска всегда обращались мыслью и сердцем к своему Царскосельскому отечеству. В 1810году в Царском селе под Петербургом было основано привилегированное закрытое учебное заведение для подготовки высших государственных служащих. 19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Лицея.

Абраменко. Самым близким другом Пушкина в Лицее был Иван Иванович Пущин. Познакомившись на вступительных экзаменах, юноши сразу же подружились. Учился Пущин прекрасно. Преподаватели отзывались о нем как о весьма способном ученике.

Скотников. Антон Антонович Дельвиг родился в 1798 году. Носил титул Барона. По отцу происходил из прибалтийских немцев. В Лицее отличался только познаниями в российской словесности. Все остальные лекции и занятия проходили для него как бы в тумане, он дремал.

Учитель математики: Нам предстоит определить год написания стихотворения «Воспоминания о Царском Селе», с которым он выступил на экзамене.

Выполняют на доске цепочки:

9-4,4

9∙0,8

9-7,08

:2

+0,4

:3

+3,07

:10

-0,04

10

-0,06

2

:3

100

+1,1

+2,1

-13,3

0,4

-10,5

-36,7

+0,48

:9,5

0,4

10

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Парадоксы любви в стихотворении В.В.Маяковского " Лиличка! Вместо письма" 11 класс



Учитель математики: А сейчас вам предстоит поработать в группах. Необходимо расшифровать строки А.С. Пушкина. Задание нужно сделать быстро, для этого необходимо правильно распределить работу. Учащиеся все вместе решают примеры, находят ответ и соответствующую ему букву.

4. Реши примеры и прочитай выражение.


у-0,7 =1,3

Ж

7∙х=2,1

Р

1,3+а=1,31

З

х:0,3=0,6

Т

4,3-у=3,4

Е

153:х=153

Л

3,3-х=3,27

П

3,5+в=10

Ь

х+1,4=1,9

Ч

0,35+в=5

О

в-1,5=0,04

А

4,8-с=3,5

И

0,6:с=6

Э

0,25+у=1

С

в:0,4=2

М

1,08+а=4

Я

2:в=5

К

с+0,03=0,4

Д












0,5

0,18

4,65

0,01

1,54

0,03

0,3

0,9

1

0,9











0,75

0,18

6,5

0,1

0,18

1,3

0,75

0,4

1,54

0,01











0,4

1,3

0,4

1,54

2

0,37

1,54

2,92

0,9

0,75











0,18

6,5

0,03

4,65

0,1

0,8

1,54






Зашифрованы строчки А.С. Пушкина:

«Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма».


Группа «Сказки»

Яковлев. Когда мы читаем сказки Пушкина, то попадаем в удивительный мир. Всем известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны.

Тушева. Трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он писал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкин создал пять замечательных сказок.

Учитель математики:

Составьте буквенное выражение и найдите его значение. Задание выполняется самостоятельно.



1.Расстояние между сёлами 13 км. Из них в противоположных направлениях вышли туристы. Один проходит в час 2 км, другой 3 км. Какое расстояние будет между ними через Х часов? Составьте выражение и найдите его значение при Х = 4.


№2. В классе 25 учеников. После уроков 7 человек ушли. Остальные остались убираться и разделились на Y групп. Сколько человек в каждой группе? Составьте выражение и найдите его значение при Y = 3.


№3. Баба-Яга утром прочитала 6 страниц сказок, а вечером на b страниц больше. Во сколько раз больше прочитала Баба-Яга вечером? Составьте выражение и найдите его значение при b=36.



Ответы: 6, 7, 33. Какое отношение эти числа имеют к сказкам Пушкина. В каких сказках встречаются эти числа?


Учитель литературы. В сказках отразилась глубокая любовь поэта к простому народу, неиссякаемая вера Пушкина в победу разума, добра и справедливости. А насколько хорошо знаете сказки Пушкина вы?

Свежие документы:  Сочинение на тему «Пародическое цитирование в «Безумном волке» Н. Заболоцкого»

Викторина.

Из каких сказок эти строки?

1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

2. Отпусти ты, старче, меня в море.

3. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок («Сказка о золотом петушке»)

4. И никто с начала мира не видал такого пира. («Сказка о мертвой царевне..»)

Кто из сказочных героев

1….зарыдал и пошел к пустому месту, на прекрасную невесту посмотреть еще хоть раз? (Королевич Елисей)

2. С первого щелка прыгнул…до потолка; со второго щелка лишился….языка? (Поп)

3. Смолоду был грозен он и соседям то и дело наносил обиды смело? (Царь Додон).

Чей это портрет?

1. В сарачинской шапке белой, весь как лебедь поседелый, старый друг его…(Звездочет)

2. Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла; но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива. (Царица-мачеха)

3….женка есть, что не можно глаз отвесть: днем свет божий затмевает, ночью землю освещает; месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.(Царевна Лебедь).

О ком из сказочных героев идет речь?

1…камушки грызет, мечет золото и в груды загребает изумруды. (Белка)

2. За столом сидит она царицей, служат ей бояре да дворяне, наливают ей заморские вины; заедает она пряником печатным. (Старуха)

3. Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор.(Тридцать три богатыря)

4. Спит себе на соломе, ест за четверых, работает за семерых; до светла все у него пляшет, лошадь запряжет, полсу вспашет. (Балда)

Подведение итогов урока. Оценки. Домашнее задание.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: