Баранова Наталья Александровна
МБОУ «ЦнинскаяСОШ №1» Тамбовского района Тамбовской области
Учитель русского языка и литературы
Тема: «Друзья мои, прекрасен наш союз» (Друзья Пушкина и их роль в жизни поэта, 9 класс)
Цели:
1. Образовательные
Дать представление об окружении поэта на протяжении всей жизни
Осуществить первичное знакомство: с лирикой, посвященной друзьям; воспоминаниями друзей; историями знакомств.
Создать атмосферу «погружения» в творчество мастера.
2. Развивающие
Определить роль друзей в развитии личности Пушкина, их влияние на судьбу поэта.
На примере стихов раскрыть особенности личности поэта.
Развитие навыков самостоятельной работы.
3. Воспитательные
Воспитание интереса к личности и творчеству А.С.Пушкина.
Оформление к уроку: портрет А.С. Пушкина, стенд с портретами друзей
Пушкина, книги стихов.
Форма урока: Анализ групповых заданий, подготовленных дома.
Ход урока:
I. Оргмомент.
II. Эмоциональная подготовка к уроку.
Учитель.
«Друзья мои, прекрасен наш союз», — так сказал поэт о своих отношениях с друзьями. Действительно, на протяжении всей жизни Пушкина отношения с друзьями были прекрасны. В жизни поэта окружало огромное количество людей. Они были разными и по-разному раскрывали его поэтический талант, особенности характера.
В детстве это был Иван Пущин, потом друзья лицея, о которых у Пушкина остались самые теплые воспоминания. Во взрослой жизни ангелы – хранители Жуковский, Соболевский, Тургенев, друзья-поэты… Всех не перечислишь. И вот сегодня на уроке мы будем говорить о дружбе великого поэта и великих людей золотого века.
III. Создание проблемной ситуации.
Наша задача в течение разговора попытаться определить, кем же были друзья для Пушкина, какое значение имели они для него и какую роль сыграли в его жизни.
1. Учитель. Слово предоставляется творческой группе, которая расскажет первом друге А.С.Пушкина.
Учащиеся I группы.
Историк. Рассказ об истории знакомства А.Пушкина с И.Пущиным.
Литератор. Чтение наизусть стихотворения «мой перый друг…», сообщение об истории создания стихотворения.
Биограф. Сообщение биографических сведений о Пущине.
Учитель.(обращаясь к классу)
— Как вы думаете, какое значение имела дружба с Пущиным для Пушкина? Кем был Пущин для Пушкина? (Ответы учащихся)
2. Учитель.
Лицей. Это слово навевает о многих событиях, которые произошли в жизни великого поэта. Это и годы учения, и становление личности Александра Сергеевича, и проба пера, и первая любовь, и, конечно же, первые друзья.
Что же значили лицейские друзья в жизни Пушкина? Какова их роль в жизни поэта? Сообщение следующей группы.
II. группа учащихся
Литератор. Чтение стихотворения Пушкина «19 октября».
Историк. Сообщение о судьбе лицейских друзей поэта, их роли в жизни Пушкина (Дельвиг, Горчаков, Кюхельбекер).
Литератор. (читает стихи Пушкина после сообщения о каждом из друзей).
Учитель. Какова же роль друзей лицея в жизни Пушкина?
(Ответы учащихся)
3. Учитель. Всем известно, что произошло в декабре 1825 года. Если бы поэт был в Петербурге, то он был бы на Сенатской площади. Но там были только его друзья. После восстания Пушкин проявил к нему двойственное отношение: остался лично верен своим друзьям – декабристам на всю жизнь, но отнесся с полной объективностью к событию. Что же объединяло Пушкина и декабристов? Каковы были их отношения? Слово нашей следующей группе.
III. группа учащихся.
Историк. Рассказ об истории знакомства Пушкина с декабристами.
Литератор. Чтение наизусть «Во глубине сибирских руд…» А.Пушкина.
Литератор. Чтение наизусть стихотворения Одоевского «Струн вещих пламенные звуки…»
Историк. Сообщение о судьбе друзей-декабристов.
Учитель. Что же объединяло Пушкина и декабристов? Каковы были их отношения? (Ответы учащихся).
4. Учитель. В окружении Пушкина были люди, которые пробовали себя на литературном поприще. Со многими из них Александр Сергеевич связан был узами дружбы. Кто же они? Какова их роль в жизни поэта? Сообщение четвертой группы.
IV. группа учащихся.
Биограф. Сообщение о Вяземском.
Биограф. Слово о Языкове. Чтение наизусть «К Языкову» 1824 г.
Биограф. Жизнь и судьба Батюшкова. Стихи Пушкина о Батюшкове.
Биограф. Отношения с Баратынским.
Биограф. Сообщение о Плетневе. Стих. «Плетневу».
Учитель. Какова же роль друзей-поэтов в жизни А.С.Пушкина? что они вносили в его жизнь? (ответы учащихся).
5. Учитель. А.С. Пушкину в жизни встретились люди, которые были не просто друзьями. Они были его ангелами-хранителями. Прослушав следующее выступление, попробуйте сказать, почему же эти люди стали ангелами-хранителями великого поэта?
V. группа учащихся.
Биограф. Сообщение о П.Я.Чаадаеве и его отношениях с Пушкиным.
Литератор. Чтение наизусть «К Чаадаеву» 1821г.
Биограф. Сообщение об Александре Ивановиче Тургеневе.
Литератор. Чтение стихотворения «К Жуковскому» 1816г.
Биограф. Слово о Жуковском и его дружбе с Пушкиным.
Биограф. С.А. Соболевский и Пушкин.
Учитель. Почему же эти люди стали ангелами-хранителями Пушкина? Как Пушкин относился к ним?
6. Обобщение по теме.
Учитель. Давайте же определим, как Пушкин относился к друзьям?
Каким мы видим Пушкина в стихах, посвященных друзьям?
Какую роль сыграли друзья в жизни поэта?
Что дала ему дружба?
Существует ли такая дружба и такие отношения в какие времена?
(Ответы учащихся с доказательством).
7. Домашнее задание и его инструктаж.
Еще раз подумать над тем, о чем говорилось на уроке, и написать эссе «Мой друг» от лица Пушкина.
Анализ стихотворения Пушкина о дружбе.
Литература:
Пушкин А. С. Избранное.- М.: Просвещение,1983.
1799 – 1837: Пушкин и его время. – М.: ТЕРРА, 1997.