Конспект урока по литературному чтению ««Зима недаром злится…». Ф.И.Тютчев»


«Зима недаром злится…».

Ф.И.Тютчев

Цели: 1) способствовать полноценному

восприятию учащимися произведения;

2) формировать систему читательских

умений, особое внимание, уделив умению

сопоставлять художественные образы;

3) совершенствовать навык чтения, обучать

выразительному чтению;

4) познакомить учащихся с русскими

обычаями;

5) воспитывать умение чувствовать прекрасное.

Оборудование: мультимедийная установка, сказочный персонаж Петрушка, карточки с кроссвордами, карточки с тестами.

Ход урока

  1. Организационная часть.

  2. Основная часть.

— Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, как провожают зиму и встречают весну. Узнаете, с какими птицами в руках принято встречать весну. Увидите, того, кто был главным героем всех ярмарок. Вы познакомитесь с новым стихотворением. А в конце урока нам предстоит решить кроссворд. Но для этого нужно быть очень внимательным и наблюдательным.

1) Подготовка к первичному восприятию.

— Вот и подходит к концу самое суровое время года. Наступил последний зимний месяц – февраль. Зима была холодная, морозная, но, не смотря на это, много хороших воспоминаний оставила она о себе.

— Расскажите, о своих самых ярких впечатлениях от этого

времени года.

— Как много хороших воспоминаний оставила в вашей памяти зима. Мне же хочется обратиться к нашей истории, к традиции праздновать проводы Зимы.

— Кто из вас знает, как называется этот праздник?

— Что вы знаете о праздновании Масленицы?

— Во время масленичной недели проходили различного рода развлечения. В больших деревянных балаганах (помещения для народных театральных зрелищ с клоунадой и комическими сценами) давали представления во главе с Петрушкой.

Звонкий голос Петрушки был слышен на всю ярмарку.

(Показываю Петрушку)

— Добрый день, судари и сударушки!

— Красные девицы! Добры молодцы!

— Зазываем гостей – и девиц и парней.

.(Показ, с помощью мультим. устан., эпизодов народных гуляний на Масленицу.)

На улицах попадались большие группы ряженых в масках .Наиболее важным днём масленичной недели было воскресенье. В России этот день называли Прощёным. Это был день, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые им обиды и неприятности. Во всех домах накрывали столы с вкусной едой, пекли блины. Взрослые и дети катались на санках, устраивали народные гуляния. Основным эпизодом были «проводы Масленицы». В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или из тряпок и несли за село. Выйдя за село, чучело либо сжигали, либо топили в проруби. Это действие означало гибель Зимы под лучами весеннего солнца.

Существовал и другой обычай – призыв весны. Призыв весны начинался в начале марта. Дети влезали на крыши амбаров, выходили на ближайшие холмы, на пригорки и оттуда причитывали:

Весна, Весна красная!

Приди, Весна, с радостью,

С великою милостью!

— Давайте и мы с вами выучим эту закличку. (Речевая разминка).

А когда прилетали жаворонки, люди пекли из теста изображения этих птичек, обмазывали их мёдом, золотили им крылья и головы и с такими самодельными «жаворонками» ходили закликать Весну.

— А сейчас я познакомлю вас со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»

2) Первичное восприятие. Чтение стихотворения учителем. (Показ слайдов с репродукциями весны и зимы.)

3) Проверка первичного восприятия.

— Понравилось ли вам стихотворение?

— Кто является главными героями этого стихотворения?

4) Словарная работа. (На доске.)

— Как понимаете смысл слов:

взбесилась – пришла в ярость, сильный гнев;

нудит – принуждает, заставляет уйти.

5) Постановка учебной задачи.

— Прочитайте стихотворение и подумайте, в каком образе предстаёт Зима и Весна у Тютчева.

6) Вторичное восприятие. Самостоятельное чтение учащимися стихотворения.

Физминутка.

7) Анализ.

— Почему слова Весна и Зима написаны с большой буквы?

— Какие слова подтверждают ваш ответ? Найдите слова, называющие действия. (ответы учащихся)

(Находят слова в тексте, а затем выставляют карточки с этими словами на доску.)

Зима Весна

злится стучится

хлопочет гонит

ворчит хохочет

взбесилась шумит

пустила умылася

У Тютчева нет застывших картин природы, на наших глазах происходит постоянное её изменение и обновление.

— Прочитайте ещё раз первую строфу. Почему Зима «недаром злится»?

— Как встречает Весну всё живое в природе? Найдите и прочитайте эти строчки. Почему всё вокруг так радуется приходу Весны? Как нужно читать эти строчки?

— Найдите и прочитайте те слова и словосочетания, которые помогут нам увидеть Зиму и Весну такими, какими их видел поэт.

— Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение. С каким чувством будем читать? Всё ли одинаково?

— В каком темпе будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо?

— А где будем делать небольшие остановки при чтении?

(В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.)

— Какие слова будем выделять голосом при чтении стихотворения?

(Дети читают по строчке, выделяя голосом слова, обсуждают, пробуют, спорят.)

— А теперь, когда мы подготовились к выразительному чтению, давайте прочитаем его по частям.

(Дети читают по частям и коллективно оценивают чтение каждого ученика, делают замечания, стараются повторно прочитать ещё лучше.)

-Приготовьтесь прочитать стихотворение целиком. Кто лучше прочитает?

(Чтение каждого ученика обсуждается, оценивается.)

8) Выразительное чтение стихотворения.

9) Обобщение.

— Вот и подходит к концу наш урок. Сейчас мы проверим, кто же из вас был сегодня самым внимательным и наблюдательным. Давайте ответим на вопросы и заполним кроссворды, которые лежат перед вами.

— Кого Ф.И.Тютчев называл «прекрасным дитём»?

— Как называется праздник, когда прощаются с Зимой?

— Каких птиц пекли из теста, и зазывали, с ними весну?

— Кто написал стихотворение «Зима недаром злится…»?

10) Итог урока.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Д/з. Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.



(Если останется время можно предложить сочинить сказку о Зиме и Весне )








Свежие документы:  Книга о первой юношеской любви. Урок внеклассного чтения по повести Р.И.Фраермана "Дикая собака динго или Повесть о первой любви" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: