Разработка урока «М. Горький. «Старуха Изергиль»: легенда о Данко» 8 класс


М. Горький. «Старуха Изергиль»: легенда о Данко

Цель: знакомство учеников с легендой о Данко и такими понятиями как «романтизм», «романтический герой»

Задачи:

  • развить навыки анализа текста

  • развить художественное мышление

  • развить художественный вкус

  • развивать логически связанную речь

  • формировать читательскую позицию

Тип урока: изучение новой темы


Форма урока: чтение и анализ текста


План урока:

  1. Знакомство с биографией М. Горького

  2. Выразительное чтение легенды о Данко

  3. Работа по вопросам

  4. Самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос)

Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Организационный момент





















2. Проверка Д/З







3. Изучение нового материала
































































































































































4. Итог урока







Метод: слово учителя

Прем: приветственное слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Открываем тетради, записываем дату и тему урока.

Образец оформления доски:

(дата)

М. Горький. «Старуха Изергиль»: легенда о Данко

 

  • Давайте сформулируем цель  вашего урока.




Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

— Сейчас мы проверим, как вы выполнили домашнее задание. Что вам нужно было

сделать дома?




Метод: Слово учителя

Прием: ведущее слово учителя

— Творческий путь писателя начался с публикации в сентябре 1892 г. в тифлисской газете «Кавказ» рассказа «Макар Чудра». Тогда же появился литературный псевдоним – Максим Горький. А в 1895 г. был напечатан рассказ «Старуха Изергиль». Горького сразу заметили, в печати появились восторженные отклики. Было очевидно, что рассказы носят романтические черты.

Романтизм – особый тип творчества, художественное направление, характерным признаком которого является отображение жизни вне реальных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной действительностью, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Романтический характер ранних рассказов Горького – выражение стремления молодого писателя «возвыситься над действительностью, взглянуть на дело текущего дня с высоты..прекрасных целей». Принципы романтизма Горького явно обозначены им самим: «Героическое дело требует героического слова»; «Настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого… чтобы не было похоже на жизнь, а было ваше ее, лучше, красивее»; романтические образы призваны «запечатлевать в красках, словах, звуках, форме то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного»



Метод: слово учителя

Прием: установочное слово учителя

— Познакомимся с одним из ярчайших романтических образов Горького – с героем легенды о Данко из рассказа «Старуха Изергиль». А для этого мы с вами откроем учебники на странице 340 и прочитаем эту легенду.


Метод: беседа

Прием: эвристическая беседа по вопросам

— Какое впечатление произвел на вас рассказ о Данко?

— Как вы бы могли охарактеризовать главного героя?

— Какую роль в рассказе играет портрет?




— В чем особенность пейзажа в легенде? Какова его роль?



— Каковы отношения Данко и остальных людей?










— Чего испугался «осторожный человек», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? С какими литературными персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?



— Легенда о Данко заканчивается словами: «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!» Какие искры имеются в виду?


— Какова позиция автора и как она выражена?

  • Что вы можете сказать об образе повествователя?















— Л.А. Трубина пишет, что в легенде о Данко утверждается «идея подвига во имя общего счастья».

— Какой поступок вы назовете подвигом?

— Кто и во имя чего в легенде совершает подвиг?






— Действительно ли в легенде утверждается идея подвига во имя общего счастья?


В одном из отзывов ученик писал: «Подвиг, который совершил Данко, был неразумен. Можно было зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса. Подвиг должен совершаться в разумных пределах».

— Разумен или неразумен поступок Данко?




— В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?


Г. Владимов убежден, что «нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться уважать его можно».

— Требует ли Горький в легенде о Данко героизма от людей?



— В чем заключен смысл легенды о Данко – в прославлении героизма или в стремлении научить людей уважать героизм? Или в чем-то другом?

А.Н. Семенов пишет: «В своем творчестве Горький решал вопросы о том, каким быть человеку и как ему жить среди людей».

— Присутствуют ли эти вопросы в легенде о Данко? Если да, то как на них отвечают герои Горького?





— Для чего написана легенда о Данко


Метод: слово учителя

Прием: установочное слово учителя

— Мы с вами поработали над легендой о Данко М. Горького, разобрали вопрос человеческого подвига, вопрос выбора позиции жизнь в человеческом обществе. Теперь вы в своих тетрадях дадите письменный ответ на следующий вопрос:

Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?



Метод: слово учителя

Прием: оценочное слово учителя

На уроке вы хорошо поработали, отметки получили следующие учащиеся (называет имена детей и комментирует их отметки)

Метод: слушание

Прием: глобальное, некритическое, неоценочное слушание











Записывают в тетрадях:

Дата

М. Горький. «Старуха Изергиль»: легенда о Данко









— На сегодняшнем уроке мы должны будем познакомиться с творчесвтом М. Горького, а также изучить его произведение «Старуха Изергиль», а в частности поговорить о легенде о Данко



Метод: слушание

Прем: критическое слушание

— Дома мы должны были подготовить сообщение о М. Горьком

(три ученика рассказывают сообщения о Горьком)



Метод: слушание

Прием: глобальное слушание













































































Метод: слушание

Метод: критическое слушание





Метод: чтение легенды.

Прием: комментированное чтение легенды о Данко



Ученики дают свои ответы



Учащиеся характеризуют героя



Учащиеся говорят о важности портрета героя в раскрытии его характера, подтверждают это текстом.

Говорят о важной роли пейзажа в изображении внутреннего мира людей и в описании событий легенды.

— Данко вступает в противостояние с миром людей. Этот герой, жертвующий собой из любви к другим, попадает в положение отверженного: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на их лицах благородства, и нельзя было ждать ему пощады от них».

— Он испугался того, что кто-нибудь увидит это пылающее сердце, и вдруг из этого что-нибудь выйдет. Этого героя можно сопоставить с героем А.П. Чехова «Человек в футляре» (Беликовым).



Варианты ответов учащихся









Варианты ответов учащихся



Варианты учащихся.

— Образ повествователя – один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но у Горького герой- рассказчик является важнейшим средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, неординарностью человеческой личности.









Пример ответа:

— На мой взгляд, подвиг – это самоотверженный поступок человека ради спасения других людей из любви к ним. Поступок Данко я считаю примером настоящего подвига.



— Да, потому что Данко жертвует собой ради счастья своего племени.















— Он разумен, потому что огромная любовь – это естественное состояние человека, и жертва собой во имя счастья тех кого ты любишь вполне разумна.





Варианты ответов











— Наверное, нет. Скорее он нас учит уважать подвиг героев, таких как Данко.



Варианты ответов учащихся















— Да, Горький показал нам несколько примеров жизни человека в обществе. Одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.

Варианты ответов учащихся



Метод: слушание

Прием: критическое слушание











Письменно отвечают на вопрос









Метод: слушание

Прием: оценочное слушание

На доске записана дата, тема, цель урока











































Оценки за сообщение выставляют все вместе после общего обсуждения



























































































Читает хорошо подготовленный ученик
























































































































































































































































5. Домашнее задание

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

— А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. К следующему уроку вы должны будете подготовить художественный пересказ легенды о Данко, а также письменно ответить на вопрос: «Стоили ли люди, которых Данко вывел на свет, вырванного из груди сердца Данко?» Напишите об этом небольшое эссе. А также по желанию можете нарисовать иллюстрацию к произведению.

Метод: слушание

Прием: критическое слушание





Запись домашнего задания в дневник

Домашнее задание записано на доске



Свежие документы:  Литературно-музыкальная композиция "Я с вызовом ношу его кольцо...": Марина Цветаева и Сергей Эфрон 9-11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: