Тема : «Как хорошо уметь читать»


Как хорошо уметь читать

Сегодня на обсуждение выносится очень актуальный вопрос о развитии навыка полноценного чтения у наших младших школьников. Хорошо известно, что обучение чтению является не просто формированием одного из необходимых учебных навыков, а, прежде всего, способом развития у детей мышления. И если эта работа не будет проведена профессионально грамотно, то плохо читающий ученик, испытывающий к тому же недостатки в развитии интеллектуальных способностей, попадет в так называемую серьезнейшую «группу риска».

Начнем с того, что мы, учителя начальной школы, очень хорошо знаем, что традиционные занятия с ребенком, проводимые логопедами и педагогами, к сожалению, зачастую не приносят ожидаемых результатов. Дело в том, что если в процессе занятий основное внимание фиксируется на правильном произношении звуков и последующем озвучивании различных наборов звукосочетаний, часто абсолютно лишенных смысла, то ребенок обучается не чтению, а озвучиванию. Тренировка на звукослияние приводит к тому, что ребенок усваивает формальные законы звуковой организации слов русского языка, что на начальном этапе обучения чтению позволяет ученику легко и бегло читать вслух, не понимая смысла читаемого текста. Технику чтения такой ребенок успешно сдает, но читать книги не может и не хочет, так как часто не понимает смысла прочитанного. Для исправления дефектного навыка чтения в первую очередь надо обеспечить понимание ребенком читаемого материала. Именно поэтому тексты на начальном этапе обучения чтению должны быть короткими, фразы простыми, слова – знакомыми, шрифт крупный. Лучше, чтобы рядом с текстом была картинка, которая поможет плохо читающему малышу понять содержание прочитанного. И, конечно же, текст должен быть интересен ребенку. Может быть, кому-то это и покажется странным, но всеми этими качествами обладают комиксы и рекламные проспекты, на которых дети лучше всего и учатся правильно читать. Но не следует предлагать современному ребенку стилизованные «псевдорусские» комиксы, так как эти иллюстрации малопонятны детям.

Надо обратить внимание на то, что нельзя требовать от ребенка громкого чтения вслух, что бы он не читал. Пусть читает молча, «глазами» или пришептывая, как ему удобно. Дело в том, что озвучивание (чтение вслух) и осмысливание (понимание текста) – две независимые и параллельно осуществляемые операции. При беглом чтении они как бы сливаются, и кажется, что понимание происходит сразу с произношением.

Когда мы заставляем ребенка сразу читать вслух, ему не удается распределять свое внимание так, чтобы озвучивать и понимать прочитанное одновременно. Он может делать только что-то одно. И часто ребенок обучается озвучиванию читаемого без понимания. В результате ученик не может сразу пересказать прочитанное, его молча «про себя» и только потом пересказать.

А теперь о пересказе. Следует полностью исключить простой пересказ, когда мы просим ребенка близко к тексту по памяти воспроизвести содержание. Запоминание текста в этом случае достигается путем многократных прослушиваний или прочтений и пересказа (сначала по частям, а потом и в целом). Если этому упорно учить, то мы можем сильно затормозить процесс развития мышления ребенка. Ребенок должен научиться пересказывать, но другим способом – начиная с осмысления содержания текста.

Любой текст состоит из абзацев. Каждый абзац оформляет часть текста, представляющую собой законченную мысль. Прочитав абзац, ребенок не должен его пересказывать, а должен своими словами одним предложением сказать, о чем шла речь. Сделать это отнюдь не просто. Сначала нужно научить ребенка обсуждать содержание, выделять главную мысль и только потом пытаться ее коротко и более четко сформулировать. Если текст состоит, например из пяти абзацев, то в результате такой работы будет выделена его внутренняя смысловая структура или составлен план из пяти пунктов. Только после этого можно переходить к пересказу, но не с начала и не подряд всего текста, как делается обычно. Пересказывать следует вразбивку, например, пусть ребенок расскажет четвертый пункт плана, потом первый, и.т.д.

Такой пересказ необходим для того, чтобы ребенок ориентировался в первую очередь на смысл прочитанного, чтобы развивалось его мышление, а не память. В результате такой работы ребенок научится подходить к любому тексту аналитически, выделять его внутреннюю смысловую структуру и логику. Главное же, что обучение в целом станет более осмысленным, и понятийное мышление ребенка, которое не рождается само по себе, а лишь формируется в процессе обучения, будет эффективно развиваться.

Если мышление ребенка хорошо развито, и он много и с удовольствием читает, то он будет способен:

  • понимать то, что учитель объясняет на уроках;

  • самостоятельно выполнять домашние задания;

  • и главное – включать в свой личный опыт приобретаемые в школе знания

На протяжении многих лет учителя начальной школы работают над проблемой повышения качества обучения чтения учащихся. На уроках и занятиях группы продленного дня применяют различные формы, активизирующие работу учащихся. Это жужжащее чтение, многократное чтение коротких отрывков, чтение в разном темпе, постановка вопросов по прочитанному друг другу, что дают результаты только при постоянном их использовании. Важна и связь с библиотекой. Более 90% ребят посещают библиотеку, берут для чтения различные произведения, как к урокам, так и для дополнительного чтения.

Ежемесячно учителя начальной школы отслеживают у своих учеников формирование навыка чтения. В течение года, в конце первого и второго полугодия администрацией школы также у учащихся проверяется навык чтения.

Сколько бы не говорили, что навык чтения потерял свое первостепенное значение, что его отслеживание не только бессмысленное, но еще и вредное для учеников мероприятие, но практика школы говорит об обратном. Ту огромную массу информации, которая обрушивается на современного школьника, способен полноценно усвоить только ученик с хорошими навыками чтения. Таким образом, развитие навыка чтения и на сегодняшний день остается одной из важнейших задач начального звена.

При проверке навыков чтения учащихся учитываются формирование таких компонентов как беглость, правильность, осознанность, выразительность (у учащихся 2-4 классов).

К концу 1 полугодия учебного года у учащихся первых классов проверяется слоговое чтение. Учащиеся вторых классов должны читать правильно, выразительно, осознанно, при темпе чтения 25-30 слов в минуту, трудные слова можно читать по слогам. Учащиеся третьих классов должны читать правильно, выразительно, осознанно, при темпе чтения 50-60 слов в минуту. И учащиеся четвертых классов должны читать правильно, выразительно, осознанно, при темпе чтения 70-80 слов в минуту.



Свежие документы:  Сочинение по картине К.Ф.Юона На тему: «Весенний солнечный день»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: