Викторина для 9-ых классов по биографии творчеству М.Ю. Лермонтова


Анисимова Екатерина Карповна



Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов»

г. Сыктывкар

учитель русского языка и литературы

Викторина для 9-ых классов по биографии творчеству М.Ю. Лермонтова

Цели:

-закрепить и обобщить знания учащихся по биографии и творчеству великого поэта и писателя;

-развивать познавательный интерес , повышать творческую активность;

— прививать любовь к классике.



1. Биография М.Ю. Лермонтова.

    1. В каком городе родился Лермонтов? (Москва)

    2. Где прошло его детство? (с. Тарханы Пензенской губернии)

    3. Кто воспитывал Лермонтова? (бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева)

    4. Какое учебное заведение в Петербурге окончил Лермонтов? (Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров)

    5. Сколько раз Лермонтов был ссылке на Кавказе? (2)

    6. Почему его отправили в ссылку в первый раз? (за стихотворение «Смерть поэта»)

    7. С кем и из-за чего у него произошла дуэль, за которую он был отправлен в ссылку во второй раз? (дуэль с сыном французского посланника де Баранта Эрнестом из-за написанной на него эпиграммы)

    8. Где и как погиб Лермонтов? (на дуэли с Н. Мартыновым в Пятигорске)

    9. Талантом и тягой к чему наряду с поэзией обладал Лермонтов? (к живописи)

    10. Кто из приближенных царя был родственником Лермонтова? (Столыпин)

2. Вопросы по стихотворению «Бородино» .

2.1. К какой дате написано стихотворение «Бородино»? ( 25 лет победы над французами в Отечественной войне 1812 года)

2.2. Что забил «в пушку туго» герой стихотворения «Бородино»? (снаряд)

2.3. Каким стихотворным размером написано стихотворение? (ямбом)

2.4. У какой части пушки решил вздремнуть герой-рассказчик? (у лафета)

2.5. От лица кого ведется повествование в стихотворении? (от лица солдата)

2.6. Каковы тема и идея стихотворения? (Тема — рассказ о подвиге народа, о великом историческом сражении, идея — утверждение мысли о народе как главном деятеле всемирной истории.)

3. Вопросы по поэме «Мцыри».

3.1. Что в переводе с грузинского означает «МЦЫРИ»? (монах)

3.2. Каким природным явлением сопровождался побег Мцыри из монастыря? (гроза)

3.3. С каким животным вступил в схватку Мцыри? (барс)

3.4. Сколько времени проводит Мцыри на свободе? (3 дня)

3.5. К какому литературному направлению можно отнести поэму? (романтизм)

3.6. Какие черты (романтизма) можно выделить в произведении? (противоречие между душевными порывами, устремлениями, идеалами героя и реальностью; любовь героя к свободе и т.д.)

4. Вопросы по роману «Герой нашего времени» .

4.1. Каким было первоначальное заглавие романа? («Один из героев начала века»)

4.2. Для чего Лермонтов написал «Предисловие к роману»? (чтобы объяснить особенности замысла романа)

4.3. У какой российской реки Лермонтов позаимствовал имя для героя своего романа? (Печора)

4.4. Что Печорин пообещал Азамату за Бэлу? (коня)

4.5. «… самый скверный городишко из всех приморских городов России». О каком городе идет речь? (Тамань)

4.6. Чьи это слова?

— « Я ехал на перекладных из Тифлиса» (офицер)

— «Вчера я приехал в Пятигорск…» (Печорин)

— «Я, однако ж, не позабыл подметить, где поставили наших лошадей, знаете, для непредвидимого случая» (Максим Максимыч)

4.7. Признает ли Печорин равенство в дружбе? Что он говорит о дружбе? (Нет. «Из двух друзей один всегда раб другого»)

4.8. Из-за чего возник спор в повести «Фаталист»? («Судьба человека написана на небесах», или человек сам творец своей судьбы?)

4.9. Как называет Печорин девушку в главе «Тамань»? (ундина)

4.10. На что обращает внимание Максим Максимыч при встрече с Печориным? (Странность облика, противоречивое поведение. «Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками,- верный признак некоторой скрытности характера».)

4.11. Опишите внешность Печорина (ключевые моменты). (Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся»; «крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни» .)

5. Средства выразительности в творчестве М.Лермонтова .

Какие средства выразительности используются в следующих отрывках?

-«…ни темной старины заветные преданья

не шевелят во мне отрадного мечтанья…» (эпитеты)

— «… люблю дымок спаленной жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез…» (олицетворение)

— « … разливы рек ее , подобные морям…» (сравнение)

— «… на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин…» (эпитет, метафора)

— « Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная?

Злоба ль открытая?..» (риторический вопрос)

6. Вопросы по творчеству Лермонтова.

6.1. Какое произведение сделало имя Лермонтова знаменитым? («Смерть поэта»)

6.2. Кому посвящено это стихотворение? (А.С. Пушкину)

6.3. У кого из великих русских поэтов и писателей ,как и у Лермонтова, есть произведения «Кавказский пленник» и «Пророк»? («Кавказский пленник» у А.С. Пушкина и у Л.Н. Толстого, «Пророк» у А.С. Пушкина)

6.4. О каком дереве поэт писал : «… на севере диком стоит одиноко…» (сосна)

6.5. У Лермонтова есть произведение, в названии которого указано количество героев. Назовите его. («Три пальмы»)

6.6. О каком произведении Лермонтова В.Г. Белинский сказал : «… гениальное разрешение задачи создания поэмы в народном стиле…»? («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

6.7. Какое стихотворение стало последним в жизни поэта? («Выхожу один я на дорогу»)



Свежие документы:  Сочинения на свободную тему: "Будущее начинается сегодня"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: