Конспект урока для 1 класса «Путешествие в страну Измеряйка»


Управление образования Исполнительного комитета

Заинского муниципального района













Конспект урока для 1 класса

«Путешествие в страну Измеряйка»















подготовила

воспитатель

Гришина Ирина Ивановна







2012 г.



Программные задачи


1. Формировать представление детей об общих способах измерения:

— продолжать учить детей измерять линейкой, записывать результаты измерения, сравнивать предметы по результатам измерения;

— продолжать учить детей определять время по часам и самим показывать указанное воспитателем время;

— продолжать знакомить детей с сантиметром как мерой длины, с литром как мерой объема, с килограммом как мерой веса, с минутой как мерой времени;

— закреплять умение детей понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

— познакомить детей с новым измерительным прибором – весами.

2. Развивать у детей логическое мышление, память, внимание.

3. Воспитывать у детей стремление самостоятельно выполнять задание воспитателя, умение работать в коллективе сверстников.


Методические приемы


  1. Практические виды деятельности: сравнение, измерение, уравновешивание, экспериментирование;

  2. Приемы активизации умственной активности детей: работа с раздаточным материалом, сюрпризный момент, вопросы, объяснения, пояснения, рассуждения, постановка и разрешение проблемных ситуаций, решение логических задач, выполнение нетрадиционных заданий и игровых упражнений, использование загадок.

  3. Наглядные – показ демонстрационного материала и практических действий.


Предварительная работа


— Занятия по математическому развитию детей;

— Решение логических задач;

— Экспериментирование;

— Беседы с детьми;

— Подбор материала.

Дидактическое обеспечение


Общий демонстрационный материал: карта страны Измеряйка, лист бумаги с изображением дорог, маркер, магнитная азбука, мерные стаканы и сосуды с водой, разнообразные весы и часы, 1 кг. ваты и 1 кг. железа.

Раздаточный материал для каждого ребенка: линейки, шариковые ручки, простые карандаши, листы с заданиями.

Структура занятия:


1. Вводная часть – длительность 1-2 минуты.

Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.

2. Основная часть – длительность 25-30 минут.

Цель: реализация задач программного содержания.

3. Заключительная часть – длительность 1-2 минуты.

Цель: подведение итогов занятия.


Ход занятия


— Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да, очень любим!

— Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие по стране Измеряйка. Вот карта Измеряйки. Но сначала нужно выбрать дорогу, которая приведет нас в эту страну.

(на столе лежит карта а к ней ведут три дороги: прямая, извилистая и ломаная)

— Как вы думаете, по какой дороге мы быстрее доберемся до Измеряйки?

Дети: По короткой дороге

— А как узнать, какая дорога короткая, а какая длинная?

Дети: Эти дорожки нужно измерить.

— Чем можно измерить?

Дети: Линейкой.

— Да, прямую дорогу можно измерить линейкой. А чем можно измерить извилистую дорогу?

Дети: Ниткой, веревкой, проволокой, лентой, шнурком.

(дети измеряют длину дорог различными способами, выясняя, какая дорога короче других)

— А по такой дороге мы попадем в страну Измеряйка?

(показываю детям дорогу без начала и конца)

Дети: Нет, не попадем, потому что у этой дороги нет начала и нет конца.

— Вот мы с вами в стране Измеряйка. Двигаться будем по карте от меньшего числа к большему. На каждой остановке нас ждут интересные задания. Вы готовы к испытаниям? Путешествие начинается. Итак, какое число на карте самое меньшее?

(дети исследуют карту и находят самое меньшее число)

Дети: Это число четыре.

— Эта остановка называется «Линеечка». Подойдите к столу № 4.

(дети садятся за столы)


Первое задание «Вопрос – ответ» — Слушайте внимательно:

  1. Что можно измерить линейкой?

Дети: Длину, высоту, ширину предмета.

  1. Что обозначают цифры на линейке?

Дети: Сантиметры и миллиметры.

  1. От какой цифры нужно начинать измерение?

Дети: От цифры 0.

  1. Какие меры длины вы знаете?

Дети: Миллиметры, сантиметры, метры.

Второе задание:

— Измерьте длину карандашей и высоту коробок. Запишите результаты измерений в кружочки. Соедините каждый карандаш с коробкой, к которой он подходит.

(дети работают с линейкой и записывают результаты измерений)

— Дети, какой длины красный карандаш?

Дети: Семь сантиметров.

— Сколько сантиметров карандаш зеленого цвета.

Дети: Пять сантиметров.

— Почему вы соединили желтый карандаш с коробкой под № 3?

Дети: Потому что и у желтого карандаша и у коробки под № 3 длина три сантиметра.

— Как вы думаете, какая коробка подойдет для всех карандашей? Почему?

Дети: Для всех карандашей подойдет коробка под № 1, потому что она самая длинная – семь сантиметров.

— А сейчас подойдите к карте. Какая следующая цифра?

Дети: Следующая цифра восемь.

— Правильно, а остановка называется «Капелька». Проходите к столу под № 8.

(на столе стоят сосуды, мерные стаканы и т.д.)

— Ребята, что это?

Дети: Это банки, стаканы, бутылочки.

— Скажите, что обозначают деления с цифрами на стаканах и для чего они нужны?

Дети: Деления с цифрами на стаканах нужны для того, чтобы знать, сколько воды или молока в них налили.

— Что можно измерить с их помощью?

Дети: Воду, молоко, сок, кисель, рис, сахарный песок и т.д.

— Да, с помощью этих мерок можно измерить объем жидкости или сыпучих продуктов. А что такое объем?

Дети: Это количество жидкости в банке, стакане, ведре.

— Правильно, в чем измеряется объем, какие меры объема вы знаете?

Дети: Объем измеряется в литрах.

— Молодцы! Обратите внимание на эти два сосуда с водой.

(на столе стоят два сосуда: узкий и высокий, широкий и низкий)

— Как вы думаете, в каком сосуде воды больше?

Дети: Воды больше в широком сосуде, а может быть и в высоком.

— Давайте проверим ваши предположения. Что нужно сделать, чтобы узнать сколько воды в каждом сосуде?

Дети: Надо налить воду во что-нибудь.

— Я предлагаю воспользоваться вот этими мерными стаканами. Сначала разольем воду из одного сосуда по стаканам, затем из другого и сосчитаем их. Согласны?

(дети с помощью воспитателя проделывают действия с водой, выясняют, что в обоих сосудах воды одинаковое количество)

— Хорошо, какой вывод можно сделать?

Дети: От формы сосудов количество воды не зависит.

— А как можно узнать объем воды в этих сосудах?

(дети затрудняются дать ответ)

— Давайте сольем воду из стаканов вот в эти банки.

(предлагаю детям сначала банки объемом в 3 и 2 литра, когда банки после наполнения оказались полупустыми, решаем с детьми использовать банки в 1 литр)

— Какой же объем воды получился в каждом сосуде?

Дети: И в одном и в другом сосуде объем воды -1 литр.

Физминутка

А сейчас всем детям встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Отдохнули все немножко

И отправились в дорожку.

(подошли к карте)

— Какая следующая цифра?

Дети: Цифра одиннадцать.

Под № 11 остановка «Весы». Подойдем к столу под этим номером и посмотрим, что приготовили нам на этот раз.

(на столе стоит коробка, в которой лежат различные весы: напольные, аптечные, магазинные, кухонные)

— Что это?

Дети: Это весы.

— Какие бывают весы?

Дети: Аптечные, магазинные.

— Для чего нужны весы?

Дети: Для того, чтобы узнать вес покупки, чтобы знать сколько мы весим.

— В чем измеряется вес?

Дети: В килограммах, в тоннах.

— Как вы думаете, у кого из ребят стоящих здесь вес больше, чем у других?

Дети: У Владика или у Илюши.

— А давайте проведем эксперимент и узнаем, кто весит больше Владик или Илюша.

(взвешиваем мальчиков и узнаем, что Владик весит больше Илюши)

— Ребята, послушайте первую задачу:

— Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, стоя на двух ногах?

Дети: Курица будет весить 2 кг.

— Вторая задача:

— Что легче – килограмм ваты или килограмм железа?

Дети: Они имеют одинаковый вес в 1 кг.

— Давайте проверим.

(с моей помощью дети взвешивают вату и железо на весах)

— Какой вывод можно сделать?

Дети: Вес предмета не зависит от его размера.

— Последнее задание на этой остановке. Посмотрите, это математические весы. Нужно поставить в пустые кружочки цифру, которая уравновесит чашки весов.

(дети выполняют задание)

— И с этим заданием вы справились. Если вы сейчас правильно отгадаете загадку, то мы узнаем, какая остановка будет следующей. Слушайте внимательно:

Что нельзя продать и купить,

А можно лишь измерить?

Дети: Время.

— С помощью какого прибора измеряют время?

Дети: Время измеряют с помощью часов.

— Правильно, следующая остановка так и называется – «Часы», а остановка эта № 15.


Физминутка

Раз, два – все вставайте,

Три, четыре – приседайте,

Пять, шесть – повернитесь,

Семь, восемь – улыбнитесь,

Девять, десять – не зевайте,

Свое место у карты Измеряйки занимайте!

(дети располагаются вокруг стола под № 15)

— Ребята, какие бывают часы?

Дети: Песочные, будильник, электронные.

— Как называется диск, на котором изображены цифры?

Дети: Циферблат.

— Как называется короткая стрелка?

Дети: Короткая стрелка называется часовая.

— Как называется длинная стрелка?

Дети: Длинная стрелка называется минутная.

— Для чего человеку нужно знать время?

Дети: Чтобы не опаздывать на работу и в детский сад.

— В чем измеряется время?

Дети: Время измеряется в часах, в минутах, в секундах.

— Сколько минут в одном часе?

Дети: В одном часе 60 минут.

— А сейчас возьмите макеты часов и послушайте задачу:

— Петя проснулся в 7 часов утра,

(дети показывают время на часах, двигая стрелочки на макетах часов)

Потому что через 2 часа у него тренировка в секции хоккея. Покажите на часах во сколько часов у Пети тренировка.

С тренировки Петя вернулся домой ровно в 12 часов.

А в 2 часа 30 минут по телевизору началось интересное кино про шпионов

(дети работают с часами)

— У меня еще одна задача:

— Уроки в школе начинаются в 8 часов утра. Дорога от дома до школы занимает полчаса. Во сколько надо выйти из дома, чтобы не опоздать на уроки?

Дети: Из дома нужно выйти в 7 часов 30 минут.

— Молодцы, ребята! Справились с заданием. Наше путешествие продолжается. Нужно посмотреть, какая цифра следующая.

(дети подходят к карте)

— Осталась последняя цифра. Эта цифра…19. Что же это за остановка такая? Все буквы в ее названии перепутаны. (КОШЛА) Надо правильно составить слово, тогда мы узнаем название остановки

(с помощью магнитной азбуки на доске составляют слово «ШКОЛА»)

— Поздравляю вас, ребята. Это конечная остановка в нашем путешествии по стране Измеряйка. Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да, понравилось.

— Что больше всего вам запомнилось?

Дети: Нам понравилось работать с часами, взвешивать на весах, решать задачки.

— Вы подросли и скоро пойдете учиться в школу. А это уже совсем другая история.




































Использованная литература


1.Программа «Математические ступеньки», авт. Е.В. Колесникова, М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

2. «Уроки короля логики», авт. П. Семенченко, М.: Олма-Пресс, 2000 г., с. 63.

3. «Математика для дошкольников», авт. Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.Н. Новикова, М.: Просвещение, 1992 г., с. 191.

4. «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста», авт. Т.Д. Рихтерман, М.: Просвещение, 1982 г., с. 48.

5. «Дидактические игры и упражнения по математике», авт. М.Н. Перова, М.: Просвещение, 1996 г., с. 144.

6. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство», под ред., Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Детство-Пресс, 2002 г.



Свежие документы:  Проект урока математики в 6 классе по теме "Диаграммы вокруг нас"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Математика: