Письменное деление на двузначное число
Способствовать ознакомлению с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число, развитию умений решать текстовые задачи, находить значения выражений с переменными, определять верные и неверные неравенства | |
Тип урока | Освоение новых знаний и способов действий |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число, научатся решать текстовые задачи, находить значение выражений с переменными, определять верные и неверные неравенства. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира |
методы и формы | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический |
Образовательные | 1 https://rusfolder.com/3247457 2 https://nsch. roo. minsk. edu. by/files/2012/02/ 3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/geometricheskie-zadachi |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Письменное деление на двузначное число |
организационная структура (сценарий) урока
Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы органи- зации действия на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Моти- (самоопре- к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психоло- гическая и мотивационная подготовка | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность. – Дети, вам тепло? (Да!) – В классе светло? (Да!) – Прозвенел уже звонок? (Да!) – Уже закончился урок? (Нет!) – Только начался урок? (Да!) – Хотите учиться? (Да!) – Значит, можно всем садиться | Слушают учителя. | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учите- лем и сверстниками. Л – понимают значение знаний для человека | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Сообщение темы, цели урока |
| Озвучивает тему, цель урока | Слушают учителя | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. |
| Фронтальная, индивидуальная. | П – понимают базовые межпредметные и предметные понятия (число); осознанно и произвольно строят речевые высказывания; осуществляют | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2. Устный счет: 1) Выполнение задания. | № 209 (вынести на доску). – Проверьте, верны ли неравенства: 478 · 24 296 · (10 + 2) 356 · 10 · 6 > 356 · 16 134 · 19 < 134 · 9 · 10 |
Выполняют задания. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2) Работа | № 210 – Заполните таблицу:
| Выполняют задания | Фронтальная | характера; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебно-познавательных Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – обмениваются мнениями; могут работать |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Изучение нового материала | 1. Ознакомление с новым приемом. | – Надо разделить 296 на 74 способом подбора. Сколько цифр будет в частном? – Эту цифру можно найти подбором. Пробу-ем 2: умножим 74 на 2, получится 148; не под-ходит, так как 296 – 148 = 148, а 148 > 74. Пробуем 3: умножим 74 на 3, получится 222; не подходит, так как 296 – 222 = 74, а остаток должен быть меньше, чем 74. Пробуем 4: – Так находить цифру частного очень долго. Это можно сделать быстрее. Заменим делитель ближайшим меньшим разрядным числом. Назовите его. – Делить на числа, оканчивающиеся нулями, вы уже умеете. Разделите 296 на 70. – Эта цифра пробная, так как надо было делить на 74, а делили на 70. Цифра может – Назовите ответ. – Записывают решение так: |
– Одна.
– 70. – Разделю 29 на 7, получится 4.
– Проверяем: 74 · 4 = 296. 296 : 74 = 4. | Фронтальная. | Знание письменного приема деле-ния на двузначное число. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||||
| 2. Работа | № 205. – Надо 384 разделить на 96. Буду делить 384 на 90, для этого 38 разделю на 9, получится 4. Проверю цифру 4: умножу 96 на 4, получится 384. Цифра 4 подходит. Значит, 384 : 96 = 4 |
Далее читают объяснение на странице 57 | Индивидуальная, фронтальная | Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха | Применение письменного приема деления | |||||||||||||||
V. Первич- ное закрепление | Работа | № 206. Примеры внизу страницы. | Решают под руковод-ством учителя. При этом (про себя) заменяют делитель разрядным числом и сразу говорят, на какое число будут делить и как найти цифру частного. | Фронтальная. | Выполненное задание. | ||||||||||||||||
| Физкультминутка | Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке | Выполняют физкультминутку | Фронтальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу. К – проявляют готовность слушать. Л – имеют установку | Выполнение дви-жений | |||||||||||||||
VI. Практическая деятельность | 1. Решение задачи. | № 207.
| После чтения задачи записывают ее условие кратко в таблицу и решение в тетрадь. | Фронтальная, индивидуальная. | П – проводят анализ, синтез; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство; использ. | Устные ответы, записи в тетради | |||||||||||||||
|
| – Можно ли сразу узнать, сколько машин выпустит завод за 36 дней? |
– Нет. |
| |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||||
|
| – Почему?
– А это можно узнать? – Решите задачу самостоятельно, записывая отдельно каждое действие. 1) 2800 : 20 = 140 (м.). 2) 140 + 12 = 152 (м.). 3) 152 · 36 = 5472 (м.). Ответ: 5472 машины выпустит завод за следующие 36 дней. | – Не знаем, сколько машин завод выпускал сначала. – Да, выполнив деление. |
| математические термины, символы и знаки. Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; умеют находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме. К – конструктивно разрешают конфликты, учитывают интересы сторон и сотрудничают с ними. Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к предмету |
| |||||||||||||||
2. Геометрическая задача | В вершинах квадратной клумбы растут кусты. Площадь клумбы увеличили в 2 раза, не выкапывая кустов. Расширенная клумба тоже квадратная, и внутри нее кустов нет. Как это сделали? Выполните рисунок | Ответ: | |||||||||||||||||||
3. Задания |
| Выполняют задания | Индивидуальная | ||||||||||||||||||
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение Заключительная беседа. Выставление оценок | – Какие знания вам понадобились сегодня – Чему учились на уроке? – Что понравилось? – Что показалось непонятным? – Для чего нам нужны эти знания? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р – оценивают собственную деятельность Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы | |||||||||||||||
VIII. Домаш-нее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | С. 57, № 208 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств ее выполнения |
|