Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лихославльская средняя общеобразовательная школа №1»
Интегрированный урок в 9классе «Математика вокруг нас»
автор работы: учитель математики Сергеева С.А.
Цели: разностороннее развитие личности, расширение знаний учащихся о предмете и развитие интереса к предмету ; развитие внимания, эрудиции; воспитание чувства коллективизма.
Задачи: показать связь математики с другими предметами; использование математики в жизни.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Основная часть.
Урок ведут двое учителей в форме диалога.
«Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле»
(А. Н. Крылов).
Песня: «Нагружать всё больше нас…»
1у: Ох уж эта математика, она длинным шлейфом тянется, начиная с первого класса и до окончания, школы.
2у: Все мы прекрасно знаем, как она трудно даётся бедным детям, несчастным их родителям и нам, горе — учителям.
1у: Так уж ли и страшна математика? Многие задаются вопросом, для чего нужна математика, где конкретно используются те или иные её разделы?
2у: Давайте посмотрим, как же связаны все эти иксы, логарифмы с нашей повседневной жизнью и предметами в школе.
1у: А поможете нам сегодня в этом разобраться вы, ребята.
2у: Что бы урок прошёл более эффективно –проведём его в виде соревнования/класс делится на две группы/.
1у: Какая теорема чаще всего используется в геометрии?
2у: Я думаю, что это теорема Пифагора.
1у: А, знаете ли вы, что Пифагор сделал огромный вклад в развитие музыки.
Звучит Бах. Фуга.
Рассказ уч-ся: Пифагора по праву считают творцом акустики и основоположником теории музыки. Арифметика — учение о количестве, выражаемое числом:; музыка — учение, которое рассматривает числа по отношению в звуке; благодаря счастливому союзу, музыка получила прочный математический фундамент гамм и универсальный язык нот. Согласно преданию, сам Пифагор обнаружил, что приятное слуху созвучия — консонансы, т.е. созвучия, получаются лишь в том случае, когда длины струн относятся как целые числа первой четверки, т. е. как 1:2, 2:3, 3:4.
Закон целочисленных отношений в консонансах был открыт Пифагором. Два закона легли в основу пифагорейской теории музыки.
Закон I. Две звучащие струны дают консонанс лишь тогда, когда их длины относятся как. целые числа, составляющие треугольное число 10=1+2+3+4, т.е. как 1:2, 2:3, 3:4.
Закон 2. четверка чисел: 1,2,3,4 — тетраэдр — лежит в основе построения различных музыкальных ладов. Лады состоят из основных ступеней, В основу гаммы пифагорейцы положили интервал октава — восемь. Далее октаву разделили на благозвучные части, и Пифагор обнаружил приятные слуху созвучия: квинта — пятая
ступень, кварта — четвертая, октава — восьмая. Основа всей музыки — тетрахора. По преданию, ещё в античном мире четыре струны настраивались по тетраэдру.
Весь мир, утверждал Пифагор, есть распределенная по числам гармония.
После создания точной математической теории струны, поняв, что любой музыкальный инструмент — всего-навсего «физико-акустический прибор», музыку уже не отделить от математики. Математическому анализу подлежат и звук, и тембр, и лад, и гармония. Пифагор создал математическую теорию музыки. Слушая как звучат медные чаши Иоганн Себастьян Бах первым продемонстрировал достоинства темперированного строя, созданного когда-то Пифагором. Бах сочинил 48 прелюдий и фуг во всех возможных тональностях, помещённых в два сборника, которые называются «Хорошо темперированный клавир».
Доигрывает Бах.
Первым музыкальным инструментом Пифагора был монохорд («однострун»). Монохорд — один из первых шагов по пути к рождению фортепиано. Монохорду было суждено сыграть в истории музыки огромную роль. Он является предком нынешнего фортепиано.
2у: Мы с вами продолжим на этой высокой ноте и послушаем немного классической музыки.
1у: А нашим командам предложим определить названия и композиторов звучащих произведений.
Звучит попурри из классических произведений.
Команды сдают ведущим ответы.
Сейчас прозвучали следующие мелодии:
М.И. Глинка увертюра к опере «Руслан и Людмила».
В.А. Моцарт «Колыбельная».
Н. Паганини «Полёт шмеля».
П.И. Чайковский вальс цветов из балета «Щелкунчик».
И. Штраус «Сказки венского леса».
Л.В. Бетховен «Ода радости» из сонаты №9 ре минор.
Вивальди.
2у: Раз уж мы завели разговор о великом Пифагоре, давайте отдадим ему должное.
1у: Если дан нам треугольник и притом с прямым углом,
то квадрат гипотенузы мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим —
И таким простым путем
К результату мы придем.
2у: И предложим командам, придумать какую — либо задачу с использованием теоремы Пифагора. У вас время, пока звучит музыка.
Звучит музыка.
Листы с работами сдаются ведущим.
1у: Все по жизни мы хотим быть красивыми: модные костюмы, стильные брючки.
Показ моделей под музыку/если командам было дано домашнее задание или показ презентации/.
2у: Но мало кто задумывается, что уроки технологии напрямую связаны с уроками алгебры и геометрии.
Выступление уч-ся о выкройке.
1у: Для того, чтобы сшить модную вещь необходимо:
Снять мерки, т.е. измерить. Для этого нужно знать единицы длины и переход от одних единиц к другим.
Выполнить расчеты, т.е. найти значения выражений.
Построить выкройку, т.е. выполнить геометрические построения, сделать чертеж, например, для построения проймы надо уметь строить биссектрису угла.
2у: А нашим командам предлагается придумать модель одежды на этих очаровательных кукол, и записать какие геометрические фигуры использовались при выполнении работы. Это задание только для девочек, а мальчикам мы предлагаем составить новогодний подарок мамам, используя лоскутную технику.
Звучит музыка.
Сдача работ ведущим.
1у: Раз уж мы завели разговор о построениях и чертежах, давайте посмотрим…
2у: Вот строительство большое.
Прежде чем его начать,
Нужно все ещё подробно
Начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом,
Потолок провалится,
А кому, друзья, скажите,
Это может нравиться?
1у: Для десятиклассников предмет черчение уже в прошлом. Давайте посмотрим насколько хорошо они его изучали.
2у: На рисунке даны три проекции и аксонометрическое изображение детали. Беря по порядку цифры с прямоугольных проекций и заменяя их буквами соответствующих элементов аксонометрического изображения прочитайте фразу великого Леонарда да Винчи./ Слайд №1/.
Чтение по чертежу фразы. «Где крик, там нет истинного знания».
Сдача работ ведущим. Кто быстрее, зачитывает фразу.
1у: Это понятно, математика в химии, технологии, физике, и даже в музыке, но в литературе уж её точно не должно быть.
2у:Как это нет? А давайте спросим у наших информаторов.
Выступление уч-ся.
Математика оставила свой след в поэзии и литературе. Одним из ритмических элементов силлаботанического стиха является то или иное количество стоп в стихе. В зависимости от различного количества стоп ритмический строй стихов, основанных на одних и тех же размерах, меняется, звучит по разному. Сравним строки из двух пушкинских произведений, написанных ямбом.
Отсель сорвался раз обвал
И с тяжким грохотом упал…
Октябрь уж наступил, уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей.
В первом случае перед нами четырехстопный ямб, во втором — шестистопный. Увеличение количества стоп в приведенных стихах усиливает повествовательную интонацию поэты.
Для придания стихотворному произведению формы непринужденного живого рассказа, поэты создают разностопные стихи. Наиболее часто это встречается в баснях, представляющих собой сжатое стихотворное повествование. Вот, например, отрывок басни Крылова «Волк на псарне»:
Псари кричат: « ахти, ребята, вор!»
— И вмиг ворота на запор;
В минуту псарня стала адом.
Бегут: иной с дубьём,
Иной с ружьём.
«Огня! — кричат, — огня!»
— пришли с огнём.
Схема этих стихов, посмотрите, ударные слоги в строчках состоят из четных чисел:
2,4,8,10
2,4,8
2,4,6,8
2,4,6
2.4.6.8.10
1у: А нашим командам предоставляется возможность проявить себя в конкурсе чтецов.
Чтение стихов.
2у: Вы, какой любите сок?
1у: Томатный, с солью.
2у: Интересно, какая концентрация соли тогда получается в этом соке?
1у: Этим занимается предмет химия.
2у: А вот посмотри, даже стаканчики, из которых мы пьём сок, сделаны из полимерных материалов.
1у: Да, изделия из пластмассы очень прочно вошли в нашу жизнь. Многие деревянные, стеклянные, железные изделия заменяются полимерными материалами. А нужна ли математика в химии?
2у: Это мы как раз сейчас предложим выяснить нашим командам, предложив им решить задачу по химии, и не только решить, но и выяснить какие разделы математики используются при решении данной задачи . Решение задач.
Предлагаем командам прокомментировать решение задачи.
Подведение итогов.
Ракета небо прочеркнула,
Ей в космос путь давно не нов.
Не слышно рокота и гула
Уж из-под облачных ковров.
И укращённый мирный атом
Послушен разуму людей.
Всё это- плод людских исканий,
Всё это создано не вдруг
Могучей силой точных знаний
И мастерством рабочих рук!
И прежде чем, заметьте кстати,
Ракете той был дан прицел,
Её маршрутом математик
На крыльях формул пролетел…
Сухие строки уравнений…
В них сила разума влилась,
В них – объяснение явлений,
Вещей разгаданная связь.
1у: А о связях математики с другими предметами и сферами деятельности, мы поговорим с вами в следующий раз, а сейчас подведём итог вашей работы.
3. Подведение итогов.
Слайд №1.
8