Рабочая программа по МХК Данилова 7 класс


Рассмотрено СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании МО, зам. директора по УВР: Директор МБОУ гимназии №2

протокол №_____ от «___________»2011 от «__________»2011

От «________»2011

Руководитель МО: ______________ ____________И.В.Лемешева ______________

Рабочая программа

Образовательная область: искусство

Курсы: «Мировая художественная культура»

Класс: 7А, 7Б, 7В классы

Учитель: Дмитренко И.Н.

Год обучения: 2011-2012

Количество часов: 35 ч., в неделю – 1 ч.









Мировая художественная культура

Пояснительная записка

Предмет: Мировая художественная культура

Курс: «Вечные образы искусства. Мифология»

Класс: 7 класс

Год обучения: 2011-2012 гг.

Количество часов: в год: 35ч, в неделю: 1ч

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов.

Программа: Авторская. Автор: Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2008г. Взятая за основу Программа составителя Даниловой Г.И. содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.

Программа по курсу «Мир и человек в искусстве» направлена на обращение к проблемам человеческой личности, её связям с обществом и миром окружающей природы. Поиски идеала Человека, нашедшие отражение в религиозных представлениях и замечательных художественных образах женщины-матери, защитников Отечества, идеалах благородного рыцарства, становятся доминантной изучения.

Программа является составной частью учебно-методического комплекса, разработанного данным автором. В состав УМК входят: учебник для 6 класса «Мировая художественная культура. 7-8 классы», программа, методические рекомендации.

Курс «Мир и человек в искусстве» основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры.

Цель изучения курса: Осознание роли и места Человека в художественной литературе на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства.

Задачи:

— помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни;

— способствовать воспитанию художественного вкуса;

— развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

— развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

— создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства;

— подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства;

— знакомить с классификацией искусств, постижении общих закономерностей создания художественного образа.

Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК в качестве единого и непрерывного процесса, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции обусловлен следующим: курс МХК интегративен по своей сути, т.к. рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнута практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип дифференциации и индивидуализации является неотъемлемой частью при решении педагогических задач в преподавании МХК. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами, в то же время способствуя развитию эстетического вкуса.

Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:

Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

Свежие документы:  Тестовое задание по МХК «Искусство в жизни современного человека» 8 класс

Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.

Для реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном процессе следующие типы учебных занятий (в основе — традиционная типология, типология уроков С.В.Иванова)

Тип учебных занятий

Дидактические задачи

1. Вводный урок

Ознакомление с траекторией движения в предмете (блоке), основными содержательными линиями

2. Урок самостоятельной работы

Формирование картографических навыков, основ пространственного моделирования, навыков анализа текстового материала.

4. Комбинированный урок

Отработка понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении

5. Урок с использованием ТСО

Повышение мотивации к предмету, формирование представлений о изучаемом произведении искусства, литературы, фольклора.

6. Урок закрепления знаний, умений, навыков

Проверка уровня мобильности и оперативности знаний, умений, навыков, сформированных у обучающихся.

7. Контрольный урок

Проверка уровня качества знаний по изученной теме, разделу.

Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

1) по технологическому обеспечению урока: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;

2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;

3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;

4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.

В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:

промежуточный контроль – индивидуальные карточки,

фронтальный устный опрос,

понятийные диктанты,

тематические тесты по изученному блоку;

итоговый контроль – контрольная работа.

Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).

Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.

Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт.


Требования к уровню подготовки обучающихся:

По окончанию изучения курса «Мир и человек в искусстве» ученик должен знать:

— основные понятия курса: цивилизация, цивилизованный и культурный человек, мировая художественная культура, графика, готика, мимика, зодчество, импровизация, диалог, мозаика, палетка, пантомима, обычай, обряд, прогресс, репертуар.

— особенности художественной культуры Древнего Египта, Древнего Востока, Греции, доколумбовой Америки;

— основные черты идеала человека народов мира;

— образ защитника Отечества, человека в мире природы;

Свежие документы:  Викторина "Любимую землю я в сердце своем берегу"

— особенности человека нового времени;

— актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для нашего времени.


Ученик должен уметь:

— выделять главную мысль изучаемого литературного текста;

— давать характеристику героя (персонажа, образа) на основе знакомства с произведением искусства;

— формулировать собственную оценку изучаемого произведения.


Ученик должен владеть навыками:

— отбора и анализа информации, в том числе использования компьютерных технологий;

— монологического связного воспроизведения информации;

— выявления сходных и отличительных черт в культурологических процессах и явлениях;

— презентации собственных суждений, сообщений;

— сценической, выставочной, игровой деятельности;

— толерантного восприятия различных точек зрения.










Учебно-методическое обеспечение




Классы

Учебная программа

Учебники

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

7

Авторская

1. Мировая художественная культура: учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений / Г.И.Данилова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 240 с.



  1. Мировая художественная культура 7 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. / Сост. Н.Н.Куцман. – Волгоград: ИТД «Корифей» — 128 с.

Диктанты по терминам, индивидуальные рабочие листы.






















Мировая художественная культура 7 класс


Учебно-тематический план курса мировая художественная культура в 7 классе МХК – 35 ч.



урока




Название разделов, тем, уроков



Кол-во часов



Сроки



Тип урока


Ключевые компетенции

(на уровне учебных действий)

В мире художественной культуры. Введение (7 ч.)

1.

Соотношение понятий «цивилизация» и «культура»

1ч.


Вводный урок

Объяснять понятия культура и цивилизация.

Характеризовать соотношение понятий культура и цивилизация.

Объяснять причину существования множества определений понятия культура.

Объяснять почему слово цивилизация часто выступает синонимом культуры.

2.

Что значит быть культурным и цивилизованным человеком

1ч.


Комбинированный урок

Характеризовать образ культурного человека, согласно учениям древнегреческого философа Платона, китайского мыслителя Конфуция.

Объяснять смысл понятий культурный и цивилизованный человек.

3.

Понятие о мировой художественной культуры

1ч.


Комбинированный урок

Объяснять смыл понятия художественная культура.

Характеризовать особенности художественной культуры.

4.

Художественные символы народов мира

1ч.


Комбинированный урок

Характеризовать художественные символы народов мира.

5.

Единство и многообразие культуры

1ч.


Урок самостоятельной работы

Раскрывать сущность единство и многообразия культур.

Характеризовать общие направления в развитии мировой художественной культуры в настоящем и будущем.

Раскрывать символический образ Мирового Древа, художественно отразившие в мифологических представлениях о строении Вселенной.

6.

Многообразие и национальная самобытность культуры

1ч.


Комбинированный урок

Характеризовать основные принципы японского искусства.

Объяснять отражение японского искусства в традиционном искусстве чайной церемонии, искусстве цветочных композиций.

Контрольно-обобщающий урок по теме: «В мире художественной культуры» (1ч.)

Раздел I. Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций (12ч.)

6.

Жизнь человека в искусстве

1ч.


Комбинированный урок

Характеризовать достижения древнеегипетской цивилизации.

Раскрывать значения достижений древнеегипетской цивилизации.

7.

Художественный канон в искусстве

1ч.


Комбинированный урок

Описывать жизнь человека в произведениях изобразительного искусства.

Раскрывать главные сюжеты рельефов и фресковых росписей.

Характеризовать основную связь между рельефами и росписями и сооружениями архитектуры.

Раскрывать художественный канон произведений изобразительного искусства.

8.

«Дома вечности» богов и фараонов

1ч.


Комбинированный урок

Раскрывать связь архитектуры Древнего Египта с религиозно-мифологическими представлениями египтян.

Описывать элементы истории мировой архитектуры.

9.

Символический характер искусства

1ч.


Урок самостоятельной работы

Описывать историю создания и характерных особенностей семи чудес света – пирамиду в Гизе.

10.

Природа и Человек – главная тема восточного искусства

1ч.


Комбинированный урок

Характеризовать символический характер искусства древневосточных цивилизаций.

Описывать картины китайских художников-пейзажистов.

Объяснять главную особенность поэтического воплощения темы природы и человека.

11.

Религиозные верования и их отражение в искусстве

1ч.


Урок самостоятельной работы

Объяснять отражение в произведениях искусства религиозных верований народов Древнего Востока.

Описывать характерные особенности буддийских памятников архитектуры и изобразительного искусства Индии.

12.

«Страна героев и богов»

1ч.


Комбинированный урок

Объяснить отражение в искусстве мифологических представлений древних греков.

Объяснять смыл выражения «колыбелью европейской цивилизации».

13.

Характерные черты искусства ацтеков

1ч.


Комбинированный урок

Описывать выдающиеся памятники Акрополя.

14.

В поисках Человека

1ч.


Урок изучения нового материала

Описывать скульптурные произведения, воплотившие идеал человека.

15.

Своеобразие культуры ольмеков и ацтеков

1ч.


Комбинированный урок

Характеризовать наиболее значительные культурные цивилизации Центральной и Южной Америки.

Объяснять причину проявления своеобразия и оригинальный характер художественных культур.

Характеризовать черты искусства ацтеков.

Объяснять своеобразие культуры ацтеков.

16.

Особенности художественной культуры майя и инков

1ч.


Урок самостоятельной работы

Описывать достижения народов майя.

Характеризовать особенности архитектуры и изобразительного искусства народов майя.

Описывать шедевры искусства могущественной империи инков.

Характеризовать влияние на развитие искусства мифологических и религиозных представлений.

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Своеобразие художественной культуры древнейших цивилизаций» (1ч.)

Раздел II. Мир и Человек в художественных образах (16 ч.)

14.

Понятие об идеале.

1ч.


Комбинированный урок

Раскрывать понятие идеал.

Характеризовать основные черты идеал человека в античности, средневековье и в эпохе Возрождения.

15.

Идеал Человека в религиях мира

1ч.


Комбинированный урок

Описывать идеал Человека (Бога) в крупнейших религиях мира: буддизме, христианстве, исламе.

16.

Святые и святость

1ч.


Комбинированный урок

Характеризовать святых в народе: апостолы Пётр и Павел, Андрей Первозванный, Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, С. Сваровский.

Объяснять почему именно человек обращался с молитвами о помощи к ним.

Раскрывать смыл понятия юродивые.

17.

Георгий Победоносец – доблестный защитник Отечества

1ч.


Комбинированный урок

Характеризовать праведную жизнь Георгия Победоносца.

Объяснять почему он стал воплощение защитника Отечества.

Описывать образ Георгия Победоносца, и почему этот образ не утратил значение до сегоднейшего дня.

18.

Идеал благородного рыцарства

1ч.


Проблемный урок

Описывать идеал благородного рыцарства.

Характеризовать основные качества рыцарей, которые были отражены в кодексе чести.

Описывать рыцарские турниры и участие рыцарей в военных сражениях.

19.

Александр невский – патриот Земли Русской

1ч.


Комбинированный урок

Описывать художественный образ Александра Невского в произведениях искусства.

20.

«Венеры» первых художников Земли

1ч.


Комбинированный урок

Характеризовать воплощение культа женщины-матери в первобытном искусстве.

Объяснять смыл понятия «палеотические Венеры».

Описывать шедевры византийской и древнерусской иконописи, запечатлевших образ Богоматери.

Характеризовать основные типы изображения Богородицы в древнерусском искусстве.

21.

Величавая славянка в творчестве А.Г.Венецианова

1ч.


Комбинированный урок

Объяснять смыл произведений искусства А.Г.Венециановой.

22.

Женщина-мать в искусстве ХХ века

1ч.


Комбинированный урок

Характеризовать особенности воплощения образа женщины-матери в произведениях искусства XX века.

23.

Человек и Природа.

1ч.


Комбинированный урок

Описывать отношение Человека и Природы на протяжении веков.

Описывать воплощение отношений Человека и Природы в произведениях искусства.

24.

«Благославляю Вас, леса, долины, нивы, горы….»

1ч.


Урок самостоятельной работы

Описывать произведения искусства, в которых отражается смена времён года.

25.

Пространство и время в зеркале мифов

1ч.


Комбинированный урок

Характеризовать как на протяжении истории менялись отношения человека с обществом.

Описывать нравственные, духовные ценности и идеалы¸ которые становились приоритетными в ту или иную историческую эпоху.

26.

Человек в эпохи Римской империи

1ч.


Урок самостоятельной работы

Объяснять смысл почему в эпоху Великой Римской империи человек общественный был поднят на высокий пьедестал.


27.

Человек «в центре мира»

1ч.


Комбинированный урок

Описывать произведения искусства, в которых воплощён образ человека государственного и общественного.

28.

Человек нового времени

1ч.


Урок самостоятельной работы

Описывать основные черты человека и его отношения с обществом в произведениях искусства нашего времени.


29.

Контрольно-обобщающий урок по мировой художественной культуре (1ч)



Свежие документы:  Сценарий военно-спортивной эстафеты с элементами ГО среди юношей 7-9 классов "Юный спасатель"

скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории МХК: