Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 6 классе
Мир музыкального театра.
Юнона и Авось | |
Эти стихи из поэмы Андрея Вознесенского, они стали культовыми благодаря музыке Алексея Рыбникова в рок – опере «Юнона и Авось». В содержании этого произведения вечная идея искупления человеком своих грехов, его ответственности за проступки. И еще это гимн безграничной верности. Эмоции, переживания, смех, радость, любовь, предательство, и верность. Это большая человеческая жизнь в одной судьбе.Это любовь — настоящая любовь. | https://ria.ru/spravka/20110709/398935286.html?id=?id= Вознесенский и Рыбников |
В основу сюжета легла романтическая история любви русского путешественника Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Марии Кончиты Аргуэльо де ля Консепсьо. Эта возвышенная и трагическая история, которую Вознесенский услышал в Америке, стала легендой на Калифорнийском побережье. Она вдохновила поэта на создание поэмы «Авось», которая позднее была переработана автором в либретто оперы. Представление «окрестили» рок – оперой. Удивительные стихи легли на прекрасную музыку Алексея Рыбникова, и получилось: Ты меня на рассвете разбудишь, Проводить необутая выйдешь, Ты меня никогда не забудешь, Ты меня никогда не увидишь. Заслонивши тебя от простуды, Я подумаю: Боже Всевышний! Я тебя никогда не забуду, И уже никогда не увижу. Не мигают, слезятся от ветра Безнадежные карие вишни. Возвращаться плохая примета. Я тебя никогда не увижу. | https://www.proza.ru/2011/02/28/30 Кончита и Резанов
|
Главный герой, Николай Рязанов, выдающийся русский мореплаватель , государственный деятель. Он возглавил Российско-Американскую компанию, поставившую цель наладить связь между русскими колониями в Америке и Россией. Вместе с Крузенштерном он руководил первой русской кругосветной экспедицией. Из-за голода в русской Америке он устанавливает связь с испанскими поселенцами в Калифорнии, где встречает Марию де ла Консепсьон Аргуэлью. | Шхуны « Юнона» и « Авось» |
После тайного обручения с ней Рязанов отправляется в Россию, прибывает в Охотск и далее верхом отправляется в столицу через всю Сибирь. В дороге он заболевает и умирает в Красноярске. Проходит 35 лет, когда Кончита узнаёт о его кончине. Своему возлюбленному она сохраняет верность до смерти. | Кончита и Резанов |
Резанов , Кончита и другие герои рок – оперы имеют собственные характеристики: арии, баллады, песни, большинство которых много раз повторяется, все они являются лейт темами в сквозном симфоническом процессе. Композитор использует различные жанры: древнерусские знаменные распевы, партесное пение, хорал, русский бытовой романс, танцы в испанском и придворно-танцевальном духе, скерцо для характеристики сил зла и придворного начальства. Основные темы — песня любви «Я тебя никогда не забуду», баллада «Белый шиповник», вокализ Богородицы. В музыке рок – оперы слышится связь с произведениями отечественной классической музыки, узнаются цитаты из русских опер, в частности, из «Бориса Годунова» и «Хованщины» М. Мусоргского. |
Колокол в рок — опере |
Одновременно используются средства рока, джаза – подключение синтезатора в отдельные моменты действия, использование ритмических и тембровых формул. Именно введение разных оркестровых составов говорит о присутствии в этом сочинении черт рок-оперы, но в «Юноне» есть и черты мюзикла, и черты оперетты. И определяет эти связи наличие центральных песен, столь характерных для традиций обоих этих жанров. Как в мюзикле, действие фрагментарно, мозаично, Рыбников постоянно использует и средства киноискусства – наложения, наплывы сцен, картин, эпизодов, кадровость. | https://victor-dmitriev.livejournal.com/224754.html?thread=1519602 Юнона и авось — танцы |
Начиная с Пролога и до конца повествования автор прибегает к наложению времен и пространств. Постоянно пульсирует в сочинении Время Вечности. Именно с ним связан символический уровень драматургии и литургические песнопения. Исторические события представлены в виде мифа или легенды, свободно включающей и выключающей планы, пласты, специальные музыкальные средства. | Время Вечности |
Композиция сочинения стройна и логически последовательна, состоит из Пролога, трёх основных частей – «Россия», «Америка», «Возвращение» − и Эпилога. Основное повествование приходится на центральную часть. I часть — «Россия» представляет собой завязку драматургического процесса. Здесь семь основных эпизодов. Начало примыкает к Прологу, ибо это – сцена в церкви, где отпевают жену Резанова. Хор исполняет молитву «Со святыми упокой». Всё это сопровождает похоронный звон. На этом фоне Резанов пишет прошение, обращенное к министру коммерции графу Румянцеву об освоении новых российских территорий в Америке, налаживании торговли, создании российско-американской компании, о кругосветном путешествии. | «Со святыми упокой» |
Центральное место в этой части имеют третий и четвертый номера – песня «Ты меня никогда не забудешь», в которую вклинивается вставка – продолжение прошения о приобретении двух судов за свой счёт. | https://cinematograf.net/2092-yunona-i-avos-1983-dvdrip.html « Ты меня никогда не забудешь» |
Одновременно с речитативом Резанова продолжается хор Молящихся. Позже Резанов также присоединяется к молитве. И как бы в ответ является Богоматерь с младенцем в облаках: «Вечен Божий свет, сладок Божий свет, за тобой слежу я с небес». Богоматерь призывает не страшиться своей любви. | Богоматерь |
Государь избрал Резанова на подвиг, обещающий пользу Отечеству и повелевает отплыть в путешествие 23 июля 1906 года под военно-морским Андреевским флагом империи. Ноктюрновый аккомпанемент, спокойное, светлое, «прозрачное» звучание олицетворяет гармонию мира. Высокий регистр олицетворяет «возвышение» образа Богоматери над всем земным. Прозрачные оркестровые педали создают фон для голоса Богоматери. | Резанов в мундире |
Самый масштабный номер в I части − Сцена в Трактире. За столом – команда шхун «Юноны» и «Авось», собранная Резановым. Звучит хор моряков .«В море и соли и так до черта, морю не надо слез, морю не надо слез. Наша вера вернее расчета, нас вывозит «Авось». Звучит музыка героического характера с чертами маршевости и молодецких песен. | Сцена в трактире |
II часть − «Америка». Действие переносится в Калифорнию, в Сан-Франциско. Первый эпизод − соло Резанова, который пишет донесение Румянцеву: «Любезный государь граф Алексей Николаевич! Сообщаю о прибытии к берегам Калифорнии…», на которое накладываются реплики коменданта форта Хосе Дарио Аргуэльо. На эти два драматургических пласта накладывается третий − Кончита и ее жених Федерико разучивают сонет, написанный в честь 16-летия Кончиты. | Сцена в Калифорнии
|
Начинается бал в честь дня рождения Кончиты, где Резанов преподносит Кончите золотую диадему, осыпанную каменьями из коллекции императрицы Екатерины. А Фредерико поёт балладу «Белый шиповник, дикий шиповник…». Мелодия баллады простая, бесхитростная, в ней звучат лирические, песенно-романсные интонации. Внезапно вспыхнувшее чувство Николая и Кончиты вызывает ревность жениха Федерико. | Фредерико поет балладу «Белый шиповник» |
Лейтенант Хвостов сообщает Резанову, что пришло письмо от губернатора, в котором он сообщает, что испанцы не согласны на торговлю, но предлагают обмен. Политические и коммерческие неприятности усугубляются тем, что Федерико вызывает Резанова на дуэль. | письмо Резанову из Санкт — Петербурга https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.krskstate.ru%2Fdat%2Fpic%2Fnews%2Fs-64133.jpg&uinfo=sw-1366-sh-768-ww-1349-wh-641-pd-1-wp-16x9_1366x768&_=1405598685466&p=8&text=юнона%20и%20авось%20кончита&pos=263&rpt=simage&pin=1 Дуэль |
Кульминация психологической линии − тайная помолвка Резанова и Кончиты, где главенствует песня «Ты меня никогда не забудешь». Вместе с завершением песни происходит отплытие кораблей. Голос Кончиты звучит все дальше и дальше, пока не исчезает совсем. | Тайная помолвка Резанова и Кончиты |
III часть − «Возвращение». Действие переносится в Сибирь, в небольшую деревню под Красноярском, где Резанов, который провалился с лошадьми под лед, лежит, больной горячкой. Резанову чудится похоронное шествие, приближающееся к нему. | Резанов в Сибири |
Молитва хора накладывается на монолог Резанова «Я умираю от простой хворобы на полдороге к истине и чуду…». Молитвенное пение, звон колокола создают атмосферу скорби. Мелодия ариозного типа соединяется с темой струнных инструментов, словно подчеркивая важность его слов. Переливы арфы, хоральный склад сопровождения в высоком регистре с мелодией Богоматери в конце второй-третьей октаве демонстрируют возвышенный неземной образ. | Карачецев в роли Резанова |
Далее действие переносится в келью монастыря в Сан-Франциско. Здесь коротает свой век Кончита. Кончита поет свою арию «Десять лет в ожиданьи прошло. Ты в пути, ты все ближе ко мне. Чтобы в пути тебе было светло, я свечу оставляю в окне…» Второй, третий разделы показывают течение времени – «Двадцать лет в ожиданьи прошло…», «Тридцать лет в ожиданьи прошло…». Кончита умирает. | Ожидание Кончиты |
Действие финала проходит в России, в церкви, где звучит молитва «Упокой, Господи, душу рабы Твоея Кончиты и раба Божьего Николая! Аминь! Amen!» | https://www.getmovies.ru/details.aspx?item=52480 Елена Шанина в роли Кончиты
|
Эпилог оперы-мистерии «Аллилуйя» − звучит в соединении прекрасных мелодических линий. «Аллилуйя, Аллилуйя…» подхватывают хор и оркестр. В нем поражает богатство и многообразие динамических оттенков . | аллилуйя любви |
Вопрос: Что определяет успех современного музыкального спектакля? | ПАУЗА |
Ответ: Сюжет. Либретто. Режиссура. Музыка — наличие хитов. Тексты песен. Талантливые исполнители. Хореография. Декорации, театральный реквизит. Костюмы, парики. Грим. Свет. Звук и многое другое.
| Сцена из спектакля |
«Юнона и Авось» — самая известная рок-опера на российской сцене. Премьера ее состоялась в 1981 году на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола, и вот уже почти 30 лет идет с неизменным успехом. Великолепная музыка Алексея Рыбникова и гениальные стихи Андрея Вознесенского так так гармонично слились! В 1983 году знаменитый французский кутюрье Пьер Карден представил «Юнону и Авось» французской публике, затем последовали триумфальные гастроли по всему миру: США, Германия, Голландия, Польша, Венгрия, Чехия, Германия, Южная Корея. | https://art-sluza.info/unona1983/ Афиша рок-оперы «Юнона и Авось» |