Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Иркутской области
Отдел образования и молодежной политики
администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское
Муниципальное образовательное учреждение «СОШ № 16»
« Этика и этикет в начальной школе»
Авторская педагогическая разработка
(адаптационная, комбинаторная, радикальная)
Автор:
Гаврилова Екатерина Викторовна,
учитель начальных классов.
г. Усолье — Сибирское
2011 г.
Пояснительная записка
Актуальность.
Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.
Необходимость преодолеть все эти недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определенной системе. А чтобы работа была систематической, ее надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Новизна.
Нарастающая сложность современных нравственных проблем приводит к необходимости проведения уроков человечности, которые помогли бы ребёнку особенно глубоко постигнуть и почувствовать важность и красоту человеческих отношений, определить свою моральную позицию, выяснить сущность этических категорий, сформировать опыт нравственных поступков. В современной школе, к сожалению, отсутствуют систематические занятия, в должной степени учитывающие возрастные особенности детей.
Мир этических категорий, понятий, раскрывающие и воспитывающие богатство духовной жизни, культуру нравственного сознания и нравственного чувства, поведения и этикета, должен стать содержанием внеклассных занятий воспитательной направленности для учеников начальных классов. В занимательной форме, используя пословицы, литературные произведения, песни, фрагменты мультфильмов, стихи и рассказы А. Барто, В. Донниковой, В. Осеевой, Е. Пермяка педагог поможет детям усваивать основные нравственно — этические нормы поведения. Главное – не превращать развивающие занятия в нудные нотации, подводить детей к тому, чтобы они самостоятельно делали выводы, а не принимали всё как догму.
Внеклассные занятия «Этика и этикет в начальной школе» рассчитаны на трехгодичное изучение. Начинать проведение занятия можно с любого класса, соблюдая годичную последовательность.
Цель курса: формирование базовой культуры личности младшего школьника.
Задачи:
способствовать формированию навыков поведения в обществе,
способствовать воспитанию чувства коллективизма,
способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Методологические положения программы.
Содержание занятий направлено на воспитание:
культуры мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием, определять добро, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации);
культуры чувств (способность к переживанию, сопереживанию, сочувствию);
культуры общения и поведения (конкретный образ осуществления в моральной практике помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка с соблюдением этикета).
Требования к уровню подготовки учащихся.
Должен раскрыть сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким.
Должен знать правило этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой.
Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения.
Формы проведения занятий:
беседа;
сюжетно-ролевая игра;
подвижная игра;
учебная игра;
конкурс;
праздник.
Техническое оснащение и наглядные пособия:
компьютер;
проектор;
экран;
памятки для каждого ученика;
художественные рисунки и иллюстрации;
настольные игры;
книги со сказками.
Формы подведения итогов:
конкурс;
общеклассные мероприятия.
Структура программы.
Программа занятий содержит четыре раздела в соответствии с содержанием и этической направленностью материала:
Раздел I. Этикет. Этическая сущность этикета.
Задачи. Познакомить детей с понятием «этикет», включить его в работу по усвоению простых правил этикета, выработать практические навыки поведения за столом и в общественных местах; организовать игры и упражнения, помогающие детям овладеть правилами этикета. Понятия, которые должны усвоить дети: этика, этикет, вежливость, внимательность, воспитанность, предупредительность, благодарность, радость, хорошие и дурные манеры, человечность
Раздел II. Этика отношений к окружающему миру.
Задачи. Включить учащихся в осмысление принципов отношений к окружающим, основанных на доброжелательности и уважении другого человека, потренировать в применении полученных знаний в типичных ситуациях повседневной жизни. Понятия, которые должны усвоить дети: вежливость, уважение, добро (доброе дело, добрый поступок), зло (дело, поступок, отношения), душевность, духовность, доброжелательность, понимание, доверие, чуткость, настроение, эмоции, симпатия, антипатия
Раздел III. Этика отношений в коллективе.
Задачи. Приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе, включить детей в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу с помощью игр и тренировочных заданий творческого характера. Понятия, которые должны усвоить дети тактичность, дружба, друг, товарищ, коллектив, уважение, трудолюбие, коллективизм, единомыслие, рыцарство, высокомерие, естественность, великодушие, зависть.
Раздел IV. Гигиена человека.
Задача. Формировать отношение к здоровью человека как к ценности, ориентировать учащихся на постоянное соблюдение гигиены и культуры внешнего вида Понятия, которые должны усвоить дети: гигиена, опрятность, аккуратность, неряшливость, осанка, распорядок дня, режим, походка, жестикуляция, рабочая, домашняя и праздничная одежда, красота, грациозность, манерность, сдержанность, собранность, эстетика.
Занятия проводятся один раз в неделю в группе продленного дня. В расписание они включаются в наиболее удобное для учащихся время.
Учебно – тематический план.
1 год. ( 31 час).
Тема | Цель | Практическая работа | | |||
Этикет. Этическая сущность этикета. ( 8 ч) | | |||||
1. | Если вы вежливы… | Способствовать пониманию детьми, что только к вежливому, воспитанному, доброму человеку окружающие всегда относятся по-доброму. | Приветствовать человека, знакомого и незнакомого, утром, днем и вечером. | | ||
2. | Когда ты идешь по улице | Воспитать у детей уважение к окружающим людям; показать необходимость выполнения правил поведения на улице. | Обратиться к прохожему с вопросом о переезде по данному адресу. | | ||
3. | Этикет школьной жизни | Объяснить детям важность соблюдения правил поведения во время учебных занятий, на переменах. | Обратиться к библиотекарю относительно поиска нужной книги. | | ||
4. | Волшебные слова
| Научить детей пользоваться вежливыми словами; подвести их к мысли о том, что внимательность, доброжелательность к другим людям проявляются в поступках, словах, тоне разговора с ними. | Принести извинения за допущенную ошибку родителям, учителю, товарищам. | | ||
5. | Веселые правила этикета | Воспитать стремление отзываться на чужие беды, шуткой поднимать настроение людей (на примере «Вредных советов» Г. Остера). | Сочинить собственные «вредные советы». | | ||
6— 7 | Сказка об этикете (2 часа) | Обобщить полученные сведения по этике; познакомить с основными правилами приема пищи. | Правильно разложить приборы на столе. | | ||
8. | Доброе слово, что ясный день | Акцентировать внимание детей на том, что рядом с ними живут люди, нуждающиеся в их заботе и внимании, что добрые слова и дела приносят радость окружающим. | Заступиться за обиженного малыша, девочку. | | ||
Этика отношений к окружающему миру. (7 ч.) | | |||||
1. | Быть воспитанным — что это значит? | Объяснить детям, почему необходимо воздерживаться от плохих поступков, капризов, лени, грубости; воспитать умение сопротивляться дурному, не подражать плохим примерам. | Приостановить недостойное поведение товарища. | | ||
2. | Маленькое дело лучше большого безделья | Дети должны понимать, что от совместного труда рождается радость, что необходимо постоянно выполнять посильную работу по дому, дежурить в школе. | Составление общей картины из рисунков детей; учитель оценивает их совместные умения. | | ||
3. | Люблю все живое | Учить детей бережно относиться к окружающей их природе, правильно строить свои отношения с ней. | Знакомство с пословицами, поговорками, игры. | | ||
4. | Я люблю маму милую мою | Воспитать у детей стремление проявлять заботу о близких людях, оказывать знаки внимания маме. | Поздравить маму с торжественным днем. | | ||
5. | Я и мои родители | Объяснить детям нормы поведения с родными, необходимость вежливого и деликатного отношения к членам семьи. | Предложить помощь бабушке после семейного ужина. | | ||
6 — 7. | Поиграем и подумаем (игровой урок) | Убедить детей, что игры должны быть разумными, во время игр нельзя обижаться и обижать друг друга. | Используются игры: «Цветик- семицветик», «Вежливо- невежливо» и др. | | ||
Этика отношений в коллективе. (7 ч.) | | |||||
1. | Мой класс — мои друзья | Объяснить детям, что все в классе должны уважать другого человека, считаться с ним, быть доброжелательным, стремиться помочь слабому — чтобы класс был дружным. | Пригласить одноклассников к себе домой на вечерний чай. | | ||
2. | Мальчики и девочки | Дать представление о том, почему мальчику нужно проявлять уважение к девочке, пропускать ее вперед, уступать место, защищать; что девочки тоже должны быть вежливыми, не дразниться, выражать мальчикам благодарность за их заботу. | Игра «Ручеек» (мальчик и девочка образуют пару). | | ||
3. | Самолюб никому не люб. | Объяснить детям, что тот, кто вредничает, жадничает, дерется, слишком любит себя и совсем не думает о других, — это самолюб. | Узнать, не нужна ли помощь человеку, чей внешний вид вызывает мысль о несчастье. | | ||
4. | Шестое чувство (о тактичности) | Акцентировать внимание детей на том, как важно уметь понять состояние другого человека и откликаться на его беды и горести. | Постараться развеселить человека печального или расстроенного. | | ||
5. | Путешествие в мир мудрых мыслей | Обобщить полученные сведения; показать, что в народных сказаниях, легендах, песнях всегда воспевалось все доброе, хорошее, сделанное во имя людей, их жизни, счастья. | — | | ||
6. | Если радость – на всех одна | Объяснить детям, что надо всегда стараться видеть рядом с собой другого человека, помнить о нем, чувствовать и понимать его, только тогда в классе будет общая радость. | Оказать внимание и помощь однокласснику, нуждающемуся в них. | | ||
7. | Поиграем и подумаем | Дети должны понимать, что игра очень важна для них, что в игре нужно учитывать настроение и состояние другого человека. | Игры: «Волшебный стул», «Свет мой, зеркальце, скажи…» и др. | | ||
Гигиена человека. (7 ч.) | | Дети должны понимать, что игра очень важна для них, что в игре нужно учитывать настроение и состояние другого человека. | Игры: «Волшебный стул», «Свет мой, зеркальце, скажи…» и др. | |||
1. | Что такое гигиена? | Объяснить детям, насколько важно заботиться о своем здоровье, соблюдать чистоту и опрятность. | | | ||
2. | Да здравствует мыло душистое! | Показать и объяснить, как правильно следует мыть руки, умываться, пользоваться зубной щеткой. | | | ||
3. | Слово о носовом платке | Объяснить гигиенические требования к рукам, чистоте тела и свежести кожи, о необходимости пользования носовым платком. | | | ||
4. | Волосы, причёска, образ | Развивать умение видеть красивое в лицах людей, в их внешнем облике, обращая внимание и на себя; развивать потребность в соблюдении гигиенических норм, учить следить за чистотой своего лица, тела, волос. | | | ||
5. | Учись закаляться | Разъяснить благотворное влияние утренней гимнастики и обтирания водой на здоровье человека; научить правильно проводить утреннюю зарядку. | | | ||
6. | Выполняю режим дня | Убедить детей в важности порядка в жизни и работе человека: режиме дня и ночи, работы и отдыха, умении уважать режим работы и отдыха других людей. | | | ||
7. | В сказочной стране будильника Тик-Так | Выработать умение помнить о своих обещаниях, соблюдать культуру распорядка дня. | | |
Заключительный урок – праздник (2 часа)
2 год. (34 час)
Тема | Цель | Практическая работа | |
Этикет. Этическая сущность этикета. (9 ч.) | |||
1. | Что такое этикет? | Включить детей в работу по усвоению простых правил этикета. | Правильно войти в школу, а в школе — в раздевалку, класс, столовую. |
2. | Учимся правилам этикета. | Акцентировать внимание детей на соблюдении правил поведения при появлении гостя в доме, о времени визитов, поведении детей в чужом доме. | Появиться в доме в качестве гостя (в праздник, день рождения). |
3. | Приглашаем всех к столу | Убедить детей в необходимости соблюдения правил поведения во время приема пищи. | Накрыть стол для вечернего чая. |
4. | Поведение за столом | С помощью игр и упражнений объяснить детям правила этикета за столом. | Как поступишь, если ты обедаешь, а в это время пришел твой друг (подруга)? |
5. | Школьные правила этикета | Акцентировать внимание детей на необходимости соблюдения этикета в школе: по отношению к товарищам, учителю, гостям школы, дежурному по школе, директору школы, работникам столовой. | Правильно поздороваться, если видишь свою учительницу, идущую с кем-то. |
6. | Поведение пешехода на улице | Объяснить детям, что правила дорожного движения защищают жизнь и здоровье людей, обеспечивают их безопасность, разумно организуют движение на улицах и поведение людей. | Игра «Светофор». |
7. | Поведение в транспорте | Убедить детей в разумности правильного поведения в автобусе, пригородном поезде и поезде дальнего следования, в такси, самолете. | Извиниться, если ты кого-то случайно толкнул в транспорте. |
8. | Учимся делать покупки | Воспитать у детей необходимость соблюдения правил поведения в магазине: чтобы людям было проще и приятнее, чтобы никто не испытывал неудобства, неловкости, обиды. | Игра «В магазине». |
9. | Этикет в театре | Развивать навыки культурного поведения в театре (и в других культурных зрелищных учреждениях). | Правильно подать вещи гардеробщику, пройти в зрительном зале на свое место. |
Этика отношений к окружающему миру. (8 ч.) | |||
1. | От чего зависит настроение | Объяснить детям, что настроение людей зависит от формы и тона общения; о роли общения в жизни людей. | Игра «Волшебное зеркало». |
2. | Умею дарить радость | Акцентировать внимание детей на том, что, когда даришь радость другому, радуешься сам. | Игра «Учимся делать комплименты». |
3. | В труде человек хорошеет | Показать детям, что совместный труд, умение, выдумка, творчество тоже рождают радость. | Игра «Строим Дом Дружбы». |
4. | Мое отношение к природе | Обратиться к знаниям и опыту этических представлений детей. | Занятие может проводиться как экскурсия. |
5. | Мир вокруг нас | Убедить учащихся в том, что в природе все взаимосвязано, что нельзя смотреть на природу свысока, что относиться к ней нужно бережно. | Игры на лоне природы. (Конкурс знатоков природы.) |
6. | Поздравляем наших мам | Научить правильно подбирать подарки близким людям, составлять письменное поздравление и пожелание. | Написать текст поздравления. |
7. | Мой дом — моя семья | Учить детей гуманному отношению к близким. | Игра «Дочки- матери». |
8. | Если песни петь, с ними веселей (музыкальный урок) | Развивать умение общаться с произведениями искусства: музыкой, песней, оперой, балетом. | Дети поют песни, слушают и исполняют музыкальные произведения, читают стихи. |
Этика отношений в коллективе. (8 ч.) | |||
1. | Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались! | Приобщить учащихся к нравственным нормам взаимоотношений в коллективе. | Игра «Настроение». |
2. | Мальчики и девочки (общее и особенное) | Акцентировать внимание детей на вопросах этики поведения и отношений между мальчиками и девочками, выявить проблемы, существующие в этом плане в классе. | Игра «Свиток». |
3. | Советуем друг другу | Заставить детей задуматься над теми нравственными чертами, какие заметили у них товарищи по классу; вызвать желание измениться, стать лучше. | Игра «Зеркальце». |
4. | Подумай о других | Учить детей стремлению к добрым делам и поступкам; объяснить, что мешает добрым отношениям в классе. | Игра «Цветик- семицветик». |
5. | Чего в другом не любишь, того не делай сам | Фиксировать внимание детей на важности соблюдения нравственной заповеди: «Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе». | Поддержать споткнувшегося, принести извинения за оплошность движений. |
6. | Умение владеть собой | Развивать способность владеть телом: снимать физическое напряжение. | Тренинги. |
7. | Не стесняйтесь доброты своей | Помочь детям оценить себя и других в отношениях с окружающими с позиций этики. | Игра «Вежливо- невежливо». |
8. | Доброта, что солнце | Подвести детей к выводу, что у добрых всегда много друзей, что «добрым жить на белом свете веселей». | Игра — инсценировка сказки о добрых делах и людях. |
Гигиена человека. (7 ч.) | |||
1. | Чистота — залог здоровья | Разъяснить важность и необходимость соблюдения игиенических навыков в быту, о поддержании чистоты в жилище, посильной помощи старшим в домашнем хозяйстве. |
|
2. | Умею смотреться в зеркало | Научить детей соблюдать аккуратность, опрятность во внешнем виде: уличная и домашняя обувь, соответствие одежды — ситуация соответствия наряда наряду окружающих, удобства костюма. |
|
3. 4. | 0 культуре обращения с вещами и предметами. Мода, стиль, вкус. | Рассказать детям об аккуратности хранения вещей, о неприкосновенности чужой вещи, об уважении в пользовании вещами, чистоте места пользования вещами, удалении мусора из окружающей среды, своевременном ремонте вещей, оценке в адрес чужих вещей. Дать первоначальное представление об одежде, моде; формировать вкус в выборе своего костюма. |
|
5 — 6. | Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья | Разъяснить, как правильно использовать солнце, воздух и воду для укрепления здоровья, предупредить о простудных заболеваниях, о вреде для здоровья неправильного использования солнца и воды. |
|
7. | Как проводить летние каникулы?» | Рассказать, как разумно, с пользой для здоровья провести летние каникулы: больше находиться на воздухе, играть в подвижные игры; как правильно надо купаться. Разучить игры. | — |
Заключительный урок – праздник (2 часа)
3 год. (34 часа)
Тема | Цель | Практическая работа | |
Этикет. Этическая сущность этикета. (9 ч.) | |||
1. | Человек — мера всему | Познакомить с основами этикета, правилами поведения, предписывающими безусловное уважение человека. | Предложить помощь другу (подруге), извиниться за опоздание и т.д. |
2. | Человек в школе | Рассказать о правилах поведения на уроках и переменах; акцентировать внимание детей на школьных правилах этикета: по отношению к учителю, работникам столовой, гостям школы, товарищам. | Извиниться и перебить разговор беседующих, обратиться с просьбой к учителю. |
3. | Человек в семье | Поговорить с детьми об их поведении по отношению к родителям, бабушке и дедушке, родственникам, соседям; о режиме жизни семьи. Объяснить, как важно соблюдать культуру устройства рабочего места (освещение, личная библиотека); поговорить о месте игрушек в доме, об уходе за ними. | Выразить почтение старшему, успокоить плачущего малыша. |
4. | Человек в гостях | Познакомить с правилами поведения при появлении гостя в доме; рассказать о том, как нужно угощать гостя; о формах благодарности, времени визита. | Пригласить товарищей на вечерний чай; появиться в доме в качестве гостя. |
5. | Человек за столом | Познакомить детей с правилами поведения за столом, общением во время трапезы; с тем, как пользоваться приборами салфетками. | Угостить сидящего рядом гостя; накрыть стол для ужина и т.д. |
| | | Обратиться к |
| | Познакомить детей с правилами поведения во время прогулки, перехода через улицу, поведением на улице при чрезвычайных обстоятельствах: катастрофах, падениях, потерях, ссорах, драках. | |
6 -7. | Человек на улице | прохожему с просьбой; оказать внимание и помощь пассажиру в транспорте, пешеходу на улице. | |
8 -9. | Человек в культурных зрелищных учреждениях | Объяснить правила поведения в культурно-зрелищных учреждениях, рассказать о культуре театральной одежды, об определении времени | В «зрительном зале»: войти в зал, пройти по ряду, занять место в середине ряда; ты пришел в театр после |
Этика общения человеческих отношений. (7 ч.) | |||
1. | Душа — это наше творение | Акцентировать внимание детей на том, что духовность — это внутренняя сила человеческой души, вбирающая и откликающаяся на все истинное, доброе, полезное человеку; обратить внимание на формирование души. | Остановить недостойное поведение друга, принести извинения за допущенную ошибку родителям, учителю, незнакомому человеку. |
2. | Человек расширяет знакомства | Объяснить правила поведения при знакомстве: на улице, в гостях, в своем доме; как продолжить знакомство, как проявить знаки симпатии и как оказать знаки внимания новому знакомому. | Познакомить родителей со своими друзьями, товарищей — с новым другом. |
3. | Человек общается с книгой | Развивать культуру чтения книги, относиться к книге как к источнику знаний. | Обратиться к библиотекарю в момент затруднения относительно поиска нужной книги; заинтересовать товарища прочитанной книгой. |
4. | Человек на даче | Учить детей слушать природу, объяснить важность огородной работы. | Игры на лоне природы. |
5. | Человек в магазине | Воспитать у детей необходимость соблюдения правил поведения в магазине по отношению друг к другу; рассказать о культуре оплаты товара, об упаковке покупки. | Попросить продавца упаковать товар; обратиться в магазине с просьбой выбрать нужную книгу. |
6. | Вглядись в себя, сравни с другими | Научить оказывать знаки внимания окружающим людям, говорить комплименты, проявлять интерес к другому человеку, разделить с человеком радость; возражать и оценивать другого человека. | Поздравить с торжественным днем всех родных, преподнеся им сувениры, подарки; выслушать человека с доброжелательностью. |
7. | Язык держи, а сердце в кулаки сожми (способы выхода из конфликта и предотвращение его) | Развивать умение видеть и чувствовать причину конфликта, находить способы выхода или предотвращения его, не развивать в себе «злую» память. | «Я» в дружбе (рисунок), «Я» в конфликте (рисунок). Продумать варианты примирения. |
Этика отношений в коллективе. (9 ч.) | |||
1. | Коллектив начинается с меня | Воспитать доброе отношение к одноклассникам, товарищам, друзьям, знакомым; оказывать им внимание и помощь. | Правильно общаться с соседом по парте; повести телефонный разговор с другом. |
2. | Дружеские встречи | Воспитать чувство коллективизма, научить нескольким способам приготовления сюрпризов для именинников. | Правильно преподнести и принять подарок; подобрать наилучший костюм для ситуации посещения именинника. |
3. | Если товарищ заболел | Объяснить правила поведения человека у постели больного. | Выразить сочувствие человеку; встать на защиту обиженного. |
4. | Дружба как духовная ценность | Научить различать понятия «знакомый — приятель — товарищ — друг», доверять другу, уважать его достоинство, прощать мелкие недостатки, уделять другу внимание и время, чувствовать ответственность за него, беречь дружбу от зависти и злости. | Правильно повести себя, если при тебе неуважительно отзываются о твоем друге; правильно вести себя, если к тебе пришел друг, а у тебя срочное дело. |
5. | Юмор и дружба | Акцентировать внимание на том, что юмор, смех — это элемент дружеских отношений. | Конкурс веселых анекдотов. |
6. | Секретные советы мальчикам | Разъяснить, что благородство — это неотъемлемое качество мальчика, воспитать отношение к тайнам взрослой жизни (к влюбленным, скабрезным анекдотам и т.д.). | Как поступить, если на твоих глазах отнимают деньги у малыша; как поступить, если одноклассница жалуется на плохое самочувствие. |
7. | Секретные советы девочкам | Объяснить девочкам роль этикета в формировании женственности, поведение при нарушении мужского этикета. | Хозяйка разливает чай гостям; к имениннице приходит гость и вручает подарок. |
8— 9. | Скажи сам себе | Уметь применять правила этики общения на уровне навыка и привычки; соблюдать интересы человека и интересы окружающих его людей, этику общения с незнакомыми людьми: приветливость, доброжелательность, великодушие. | Сочинение по этике «Скажи сам себе». |
Гигиена. Этикет и внешний вид человека. (7 ч.) | |||
1. | Мой внешний вид | Объяснить детям важность осанки и походки человека, акцентировать внимание на позах стоящего и сидящего человека, которые говорят о красоте, естественности, грациозности. | |
2. | Культура моей одежды | Научить различать уличную, повседневную, рабочую одежду от театральной и концертной; воспитать аккуратность, собранность, сдержанность в одежде. | |
3. | Мода на Руси. | Помочь заглянуть в мир моды, прежде всего, с её духовной, нравственной стороны; познакомить с отечественной традицией понимания моды. | |
4. | Культура движений человека | Воспитывать сдержанность, спокойствие; уметь соблюдать дистанцию, приносить извинения за неосторожные движения. | |
5. | Культура режима и распорядка дня | Объяснить, как важно помнить об обещании, режиме дня и ночи, работы и отдыха; научить уважать режим работы и отдыха других людей. | |
6. | Этикет и болезни | Провести разъяснительную работу по предупреждению заболеваний, рассказать о важности прогулок, движения, водных процедур как условий сохранения здоровья; научить поведению при легких недомоганиях и мерам предупреждения разнесения инфекции. |
|
7. | Внешность человека как предмет заботы | Воспитывать отношение человека к своему организму: уход за телом, отношение к пище. |
|
Заключительный урок – праздник (2 часа)
Список литературы
Е.Л. Старункина. Этика и этикет в начальной школе. Москва.: Школьная Пресса», 2004г.
О.С. Богданова Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
И.В. Персидская. Классные часы в 1-4 классах. Волгоград.: Учитель, 2007г.
О.Г. Костылёва. Учись быть вежливым:1 класс. М.: Чистые пруды, 2006г.