Cтатья «Библиотерапевтическое воздействие поэзии на алекситимичную личность»




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

Кировского района Ленинградской области























Статья



«БИБЛИОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОЭЗИИ НА АЛЕКСИТИМИЧНУЮ ЛИЧНОСТЬ»















Автор:

Заведующая художественно-эстетическим отделом

Андреева Юлия Федоровна



























г. Отрадное

2011

Известно, что неблагоприятные эмоциональные состояния являются фактором возникновения психосоматической патологии. На сегодняшний день специалисты относят к данной категории следующие заболевания: язвенная болезнь, ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, ревматоидный артрит, неспецифический язвенный колит, дискинезия желчевыводящих путей, кардиоспазм, невроз мочевого пузыря и др.

В наши дни проявляется четкая тенденция «омоложения» таких патологий. Из этого следует, что в зоне риска оказывается не только взрослое население, но и поколение NEXT.

По мнению психологов и клиницистов, одним из факторов соматизации является алекситимия (от греч. a – отрицание, lexis – слово, thymos — чувство). Данный термин был введен П.Сифнеосом в конце 60-ых годов 20-го века. В настоящее время под алекситимией понимают психологическую характеристику индивида, определяемую следующими когнитивно-аффективными особенностями: затруднения в определении аффекта, идентификации собственных чувств; сниженная способность к выявлению различий между чувствами и телесными ощущениями; фокусирование в большей степени на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях; недостаточная способность к символизации. Последняя составляющая алекситимии проявляется в бедности фантазии и воображения.

У алекситимичной личности могут в равной степени проявляться все перечисленные особенности. В отдельных случаях имеет место преобладание одного из затруднений. Резюмируя вышесказанное, следует сказать, что алекситимия – это неспособность человека к осознанию, выражению и описанию собственного душевного состояния или чувств и эмоций других людей.

Психотерапевтическая коррекция данного состояния направлена на то, чтобы помочь алекситимичной личности распознать, а затем словесно описать эмоции и чувства, а также развить способность к воображению.

Для решения этих задач как вспомогательный метод может применяться библиотерапия поэзией. Специфическое воздействие произведений поэтического жанра на алекситимичную личность обусловлено тем, что создание и чтение стихов являются способами перевода чувств и эмоций в вербальный план. Неслучайно поэтов считают выразителями чувственного опыта, их называют избранниками, которым дан свыше «речи дар в глухонемой вселенной». В качестве примера приведем стихотворение Иосифа Бродского «POSTSCRIPTUM»:

Как жаль, что тем, чем стало для меня

твое существование, не стало

мое существованье для тебя.

В который раз на старом пустыре

я запускаю в проволочный космос

свой медный грош, увенчанный гербом,

в отчаянной попытке возвеличить

Свежие документы:  Открытый урок по теме: «Алюминий»

момент соединения… Увы,

тому, кто не умеет заменить

собой весь мир, обычно остается

крутить щербатый телефонный диск,

как стол на спиритическом сеансе,

покуда призрак не ответит эхом

последним воплям зуммера в ночи.

«POSTSCRIPTUM» является прекрасной формой для репрезентации чувств. Особого внимания заслуживает вводное предложение, ритмически расчлененное на три строки:

Как жаль, что тем, чем стало для меня

твое существование, не стало

мое существованье для тебя.

В нем автор дает обобщенную характеристику чувства неразделенной любви. Далее Бродский показывает нам различные грани душевного состояния лирического героя. Так, например, при чтении строк:

В который раз на старом пустыре

я запускаю в проволочный космос

свой медный грош, увенчанный гербом. —

мы можем представить его усталость от бесчисленных попыток завоевать любовь, внутреннюю опустошенность, одиночество, надежду на помощь неких таинственных (космических) сил и т.д. Перефразируя Шеллинга, можно сказать, что поэт выражает бесконечное унижение лирического героя через конечный образ медного гроша, который у большинства читателей ассоциируется с милостыней, подаянием и презрением [5, С.13]. Последующие строки:

в отчаянной попытке возвеличить

момент соединения… Увы,

тому, кто не умеет заменить

собой весь мир, обычно остается

крутить щербатый телефонный диск, —

передают нам чувство отчаяния, неверия в собственную значимость, ощущение бессмысленности дальнейших усилий и т.д. Эпитет «щербатый», формально относящийся к телефонному диску, читатель может соотнести с образом лирического героя, вспомнив об однокоренных словах «ущерб» и «ущербный». Финальные строки:

покуда призрак не ответит эхом

последним воплям зуммера в ночи. –

являются самой пронзительной нотой, воспринимая которую, читатель может почувствовать, что «вопль зуммера» – это крик одинокой души, теряющей последнюю надежду на взаимность.

Следует заметить, что «POSTSCRIPTUM» имеет и комический аспект. Амбивалентность этого произведения обусловлена наличием легкого оттенка самоиронии и некоторой дистанцированностью автора от своего лирического alter ego.

Чтение данного стихотворения способно пробудить в нас те мысли о чувствах, которые уже находились в нашем сознании/подсознании в другом виде (неорганизованные, не кристаллизованные). Неудивительно, что совместный с педагогом анализ подобных поэтических произведений помогает алекситимичной личности более адекватно понимать себя, других, свою жизненную ситуацию. Данная деятельность является фактором развития способности к вербализации и, следовательно, служит эффективным средством коррекции алекситимии и профилактики возникновения психосоматической патологии.

Однако этим не ограничивается библиотерапевтический потенциал поэзии. Человек, развивший у себя посредством чтения и анализа стихов способность к распознаванию и словесному описанию душевных состояний, может не только переводить отрицательные эмоции в вербальный план, но и преобразовывать гармонизировать их.

Свежие документы:  Интеллектуальная игра по русскому языку «Брейн-ринг» 7-8 класс

При чтении юмористических стихотворений данный эффект возникает благодаря обнаружению смешных сторон в любых, даже печальных явлениях. Примером такого стихотворения может служить двустишие Д.Хармса:

К тебе, Тамара, мой порыв

Назрел и лопнул как нарыв.

При чтении трагической поэзии гармонизация эмоционального состояния является следствием катарсиса, т.е. очищения через сострадание. В качестве примера приведем стихотворение Е.Ю.Кузьминой-Караваевой «Не слепи меня, Боже, светом»:

Не слепи меня, Боже, светом,

Не терзай меня, Боже, страданьем.

Прикоснулась я этим летом

К тайникам Твоего мирозданья.

Средь зеленых дождливых мест

Вдруг с небес уронил Ты крест.


Принимаю Твоею же силой

И кричу через силу: «Осанна!»

Есть бескрестная в мире могила,

Над могилою надпись: Гаяна.

Под землей моя милая дочь,

Над землей осиянная ночь.


Тяжелы Твои светлые длани.

Твою правду с трудом принимаю.

Крылья дай отошедшей Гаяне,

Чтоб лететь ей к небесному раю.

Мне же дай мое сердце смирять,

Чтоб Тебя и весь Мир Твой принять.

Чтение подобных произведений может оказывать благотворное влияние на психику, однако необходимо понимать, что отбор стихотворений трагического содержания должен осуществляться с большой осторожностью и осмотрительностью. Информация о боли и страдании приносит пользу только в тех случаях, когда через нее читателю «открываются» таинственные и непреложные законы мироздания. Так, эмигрантка первой волны, монахиня в миру Е.Ю.Кузьмина-Караваева (Мать Мария) скорбит по умершей дочери, но принимает Божию волю. В строках:

«Под землей моя милая дочь,

Над землей осиянная ночь», —

поэтесса выражает не только горечь потери, но и священное величие ухода. Она просит Бога об упокоении души Гаяны в Царствии Небесном и тем самым сама обретает покой.

Современник Матери Марии – советский поэт Павел Антокольский, потерявший сына во время Великой Отечественной войны, воспринимает смерть совершенно иначе. Для него прекращение жизни — это бессмысленный и противоестественный акт. В поэме «Сын» Антокольский дает читателю понять, что смерть – это не переход из мира дольнего в мир горний, а «заключение в самой глухой из глухих одиночек»:

Прощай, мое солнце. Прощай, моя совесть.

Прощай, моя молодость, милый сыночек.

Пусть этим прощаньем окончится повесть

О самой глухой из глухих одиночек.


Ты в ней остаешься. Один. Отрешенный

От света и воздуха. В муке последней,

Никем не рассказанный. Не воскрешенный.

На веки веков восемнадцатилетний.


О, как далеки между нами дороги,

Свежие документы:  Курильщик сам себе могильщик, 7 класс

Идущие через столетья и через

Прибрежные те травяные отроги,

Где сломанный череп пылится, ощеряясь.


Прощай. Поезда не приходят оттуда.

Прощай. Самолеты туда не летают.

Прощай. Никакого не сбудется чуда.

А сны только снятся нам. Снятся и тают…

Согласитесь, подобные строки могут вызвать у читателя не только сострадание и катарсис, но и страх, переходящий в отчаяние. Учитывая вышесказанное, педагог должен понимать меру своей ответственности перед учащимися, ведь как сказал Вадим Шефнер:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.



Список использованной литературы

1.Алекситимия / В.М.Провоторов [и др.] // Журнал неврологии и психиатрии. – 2002. — №6. – С.66-70.

2. Андреева Ю.Ф. Чтение поэзии как средство коррекции алекситимии / Андреева Ю.Ф. // Психология и педагогика чтения: сб. материалов. – СПб.: Лема, 2009. – С.4-6.

3.Дрешер Ю.Н. Библиотерапия : теория и практика : учеб. пособие / Ю.Н.Дрешер. – СПб. : Профессия, 2008. – 272 с.

4. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие / А.А.Осипова. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.

5.Фесенко Э.Я. Теория литературы : учеб. пособие для вузов / Э.Я.Фесенко. –

М. : Акад. проект, 2008. — 780 с.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: