БЛИЗНЮК КЛАВДИЯ ИВАНОВНА
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
МБОУСОШ №6
п. Зеленоборский
Мурманской области
РОЛЬ ЛЮБВИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 «Теоретические основы проблемы роли любви в детско-родительских отношениях»…………………………………………………….6
1.1. Сущность понятия детско-родительские отношения……………..6
1.2. Детско-родительские отношения в структуре семейных отношений.………………………………………………………………………..11
Глава 2 «Роль любви в детско-родительских отношениях»….……18
2.1. Феномен любви в детско-родительских отношениях…………….18
2.2. Роль материнской и отцовской любви в детско-родительских отношениях………………………………………………………………………27
Заключение………………………………………………………………..34
Список литературы……………….………………………………………36
Введение
Семья – первый и один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.
В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она – главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «родитель–ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.
Наиболее остро дети переживают нарушение контакта с родителями в результате развода, длительных отлучек одного или обоих родителей, внутрисемейного конфликта, отсутствия родительского тепла, отказа от ребенка и пр. Поэтому позитивное общение с родителями – важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.
Актуальность исследования связана с кардинальными социальными изменениями, происходящими в нашем обществе и затронувшими практически все сферы, включая семью. Детско-родительские отношения как культурно-исторический феномен в своей истории и развитии отражает принципиальные сдвиги и изменения, происходящие в обществе. В последнее десятилетие наметились определенные психологические проблемы, вызывающие безусловную и тревогу, и озабоченность как у специалистов, работающих в сфере семьи, так и широкой общественности: увеличение количества разводов; возрастание числа неполных семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одной матерью без отца, причем часто с момента рождения ребенка; сокращение времени и ухудшение качества общения родителей с детьми в силу загруженности матери на работе; снижение социального контроля и уровня протекции и заботы о ребенке в семье, находящее отражение в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей; рост насилия и жестокого обращения родителей с детьми.
Проблема детско-родительских отношений все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (Т. В. Андреева; А.Я. Варга; В. Н. Дружинин; Л. И. Захаров; В. Ивлева; В. М. Минияров; А.И. Спиваковская; Э.Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д. Вместе с тем, проблема детско-родительских отношений требует к себе пристального внимания в силу недостаточной её экспериментальной разработанности.
Цель нашей курсовой работы – раскрытие значимой роли любви в детско-родительских отношениях.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – значение любви в детско-родительских отношениях.
В соответствии с объектом, предметом работы, нами были поставлены следующие задачи:
Выявить сущность понятия детско-родительские отношения.
Раскрыть роль детско-родительских отношений в структуре семейных отношений.
Обосновать феномен любви в детско-родительских отношениях
Обосновать значимость роли материнской и отцовской любви в детско-родительских отношениях.
Работа состоит из двух глав, четырех параграфов, введения, заключения и списка литературы.
Глава 1 «Теоретические основы проблемы роли любви в детско-родительских отношениях»
Сущность понятия детско-родительские отношения
Прежде чем понять сущность понятия детско-родительских отношений, рассмотрим значение семьи в его жизни.
Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия «семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).
В психологическом словаре для родителей находим следующее определение семьи: «Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений». (21; 275)
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена» (29; 210).
В социологии семья рассматривается как:
-первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная жизнь человека;
-основной фактор в социализации;
-социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе принципов и правил, принятых в обществе;
-социальная система, все члены которой имеют определённые статус и роли;
-общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи (И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семейное воспитание» – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников. Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на определённых принципах:
-гуманность и милосердие к растущему человеку;
-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
-открытость и доверительность отношений с детьми;
-оптимистичность взаимоотношений в семье;
-последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
-оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы. (29; 210).
Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.
Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем. По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. (12; 215)
Детско-родительские отношения достаточно специфичны, они отличаются от всех других видов межличностных отношений.
Е.О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских отношений, считает, что, во-первых, они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителей. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка. Эта двойственность выражается, например, в том, что родитель должен, с одной стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействиях с внешним миром, а с другой стороны, уберечь ребенка от опасности. С одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой – научить его заботиться о себе самому. (20; 112)
На данную двойственность в отношениях указывает в своей эпигенетической концепции и Э. Эриксон, называя ее «двойственной интенцией», которая совмещает в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему, и лишь сам ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой. (1; 315)
С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное, обнадёживающее.
П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка:
1.Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокий интеллект или задержка умственного развития.
2.Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.
3.Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.
4.Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.
5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.
6.Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то дети спокойны, скромны.
А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье как сосуществование, конфронтация, содружество. В своих исследованиях С.В. Ковалёв выделяет следующие типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество. (10; 46)
В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии родительских отношений:
1.«Принятие – отвержение».
Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.
Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
2.«Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.
3.«Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.
4.«Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального успеха.
5.«Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. (20; 120)
Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.
Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных момента в родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль, направленность на воспитание определённых качеств).
Мы берем за основу понятие О.Е. Смирновой: «Детско-родительские отношения – одни из видов человеческих отношений. Это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, ребенка по отношению к родителям, особенностей их восприятия, понимания и оценок друг друга, а также совокупность поведенческих откликов (целей, намерений и т.п.)». (28; 24) На наш взгляд это понятие наиболее полно отражает значение данной дефиниции.
Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.
Детско-родительские отношения в структуре семейных отношений
Успешная совместная жизнь супругов требует особых способностей от каждого его участника. Уже отмечалось, что любое взаимодействие в семье требует минимума каких-то общих представлений, минимума «согласия». В браке, как и в любой другой малой социальной группе, возникает принципиально новая форма поведения, которую можно назвать кооперативной. Эта совместная деятельность разнообразна, поэтому личность, которая включена в нее, должна иметь определенные способности, навыки, умения.
Способность к кооперации и сотрудничеству с другими людьми всегда предполагает понимание своей роли в совместной деятельности, принятие определенных обязательств и их выполнение. Важно, чтобы сотрудничество с другими людьми было наиболее эффективным, рациональным, продуктивным. Очень часто от этого зависят успехи и достижения.
Каждому хочется добиться максимального единства взглядов и эмоционального настроя с другими людьми. Обычно, когда говорят о способностях, то очень часто понимают их как способности профессиональные (музыкальные, художественные, технические и т.д. и т.п.). В данном же случае необходимо говорить о способностях особого рода, которые обнаруживаются в общении, взаимодействии, сотрудничестве с другими людьми.
Брачные партнеры, как правило, действуют на основе неписаных правил, которые не являются четкими. Часто супруги сами договариваются о взаимных обязанностях, о разделении труда в семье, о распределении семейного бюджета. Так постепенно складывается система взаимодействия и сотрудничества.
Естественно, что поступки мужа и жены определяются тем, как они понимают основные цели, задачи семейной жизни. Каждый из супругов вносит свой вклад в семейную кооперацию. Поведение мужа или жены организуется в ответ на те требования, которые предъявляет брачный партнер.
Совместная жизнь требует от каждого члена семьи постоянной оценки собственных поступков с точки зрения того, как их оценивают другие. Ожидаемые реакции заранее включаются в поведение другого брачного партнера. С годами супруги четко представляют, какова будет реакция другого партнера на те или иные поступки или действия.
Семья – это феномен, неизменно связанный с человеческими эмоциями, переживаниями, убеждениями и отношениями. Один из путей логического осмысления феномена семьи – поиск его структуры, неких постоянных составляющих, которые претерпевают изменения на протяжении исторического времени и жизненного цикла одной семьи. Структурными осями в феномене семьи, согласно С.И. Голоду, являются супружеские и детско-родительские отношения.
В семьях, члены которых испытывают по отношению друг к другу эмоциональное отвержение, непосредственное межличностное общение во многих случаях просто отсутствует. В основе таких отношений лежит неудовлетворенность в эмоциональных отношениях по отношению к данному члену семьи, которая вуализируется внешней холодностью и сопровождается обидой, а с другой стороны чувство вины по отношению к обиженным членам семьи, которое, очень часто, членами семьи либо совсем не осознается, либо не до конца. Последние, пытаясь отделаться от чувства вины, но, не решаясь признать в себе это чувство, используют в семейных отношениях манипулятивные приемы давления на членов семьи, по отношению к которым испытывают данное чувство, стараясь таким образом вызвать ответное чувство по отношению к себе и, таким образом, переложить ответственность за отношения на другого человека. Наиболее уязвимым оказывается тот член семьи, который возьмет на себя роль посредника в таких отношениях, поскольку ни одна из противоборствующих сторон не соглашается взять на себя инициативу примирения и ответственность за отношения в надежде, что третья сторона сделает все за них. Таким образом, посредник оказывается в роли «козла отпущения» и вынужден выслушивать упреки с обеих сторон.
Истоки таких взаимоотношений лежат, во многих случаях, в отрицательном жизненном опыте членов семьи (эмоциональная или физическая травма в детстве или в далеком прошлом, семейные мифы, кризисные состояния членов семьи, симбиотические связи в семье и т.д.). Страх перед переменами в семье, новых взаимоотношений, страх быть отвергнутым снова или потерять то, что осталось (даже если отношения не устраивают, но являются привычными и стабильными) мешает членам семьи откровенно признаться в своих чувствах друг другу или сделать решительный шаг, чтобы переломить ситуацию.
Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, а следовательно, ее воспитательных возможностей. Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное отношение наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте, т.е. формой, наиболее полно отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности.
Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами.
Родительские позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье. Позиция отвержения способствует формированию у ребенка таких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность.
Если родители проявляют позицию уклонения от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, неспособным к установлению прочных эмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Чаще всего такие дети неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой.
Родительская позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми.
При родительской позиции признания прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что благоприятствует возникновению у них творческого начала.
Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Зависимость от матери или отца, пассивность, отсутствие инициативы, податливость и поведение типа «избалованное дитя» может сформировать у ребенка, с одной стороны, чрезмерную самоуверенность, высокое мнение о своей личности, дерзость, чрезмерную требовательность и даже тиранию по отношению к родителям, а с другой стороны – беспокойство, постоянное чувство тревоги, боязни.
Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях.
Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.
В современной семье все прочнее укореняется демократический стиль жизни, обеспечивающий ребенку по отношению к родителям, более равноправную позицию. Но демократический стиль, в некоторых случаях, может превратиться в попустительский, что чаще всего негативно влияет на личность ребенка и его образ жизни.
Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.
На позицию ребенка влияет число детей в семье. Позиция единственного ребенка отличается от позиции ребенка в многодетной семье, так же как и первенца — от самого младшего. Наконец, особая позиция: у единственной девочки среди братьев и единственного мальчика среди сестер. Соперничество среди детей в многодетной семье – явление весьма частое. К различиям, связанным с возрастом или полом, может добавляться выделение родителями кого-то из детей. Это вызывает ревность остальных членов семьи. (17; 312)
В любом периоде жизни ребенка родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекраснейших человеческих проявлений – родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям в целом и, конечно же, на формирование его личности.
Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса о будущей профессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у родителей систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее с взглядами и поведением своих друзей-ровесников.
Благодаря эмоциональной связи, любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создает свою систему ценностей.
Возникновение у детей различного типа нарушений в поведении, связанных с семейной средой, свидетельствует о снижении воспитательной функции родительской семьи.
К тяжелым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, социальный паразитизм, тунеядство, азартные игры, алкоголизм, наркоманию, умственную недоразвитость, психические заболевания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала среда, окружавшая ребенка в семье.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Главное в воспитании человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в наиболее старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
В заключение данной главы можно подвести итог:
в жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции.
Глава 2 «Роль любви в детско-родительских отношениях»
2.1. Феномен любви в детско-родительских отношениях
В жизни современного человека наблюдается кризис чувств, – подобную проблему поднимают ряд философов и психологов (Р. Мэй, Э. Фромм, И. Ялом и др.). Люди теряют способность любить в мире, где развитие техники превалирует над развитием человеческих отношений. Все чаще можно услышать о том как одинок и неуверен человек. По мере развития цивилизации, люди отдаляются друг от друга и утрачивают понимание смысла любви друг к другу. Р. Мэй пишет, что любовь, которая была всегда опорой и помогала справляться с жизненными ситуациями, стала проблемой. Люди становятся высокомерными, надменными и отстраненными. Неспособность чувствовать и боязнь близости привела нас к тому, что любовь стала казаться невероятной редкостью, иллюзией (15; 7-8). Реальностью нашей жизни становятся отчуждение, отстраненность, полное равнодушие и одиночество человека, единственным способ преодоления которых является любовь.
Согласно распространенному мнению, слово «любовь» означает некое эмоциональное состояние, которое с трудом поддается определению. Целесообразнее сказать, что описать все истоки проявления любви с научной точки зрения не предоставляется возможным.
Все же любовь, это неотъемлемая составляющая человеческого существования, поэтому всегда привлекала к себе внимание исследователей разных научных отраслей. В семейном воспитании, на наш взгляд, феномен любви заслуживает большего и особого внимания. Как бы значима ни была «любовь», лишь сравнительно недавно ее стали рассматривать как педагогическую категорию, так и в словарно-справочной педагогической литературе предложение статей о любви ограничено.
Педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М. Бим-Бада трактует любовь как «высшее чувство, проявляющееся в глубокой эмоциональной привязанности личности к другому лицу или персонализированному объекту» (19; 135). В данном источнике указано, что наибольшее практическое значение для педагогики имеют возрастные параметры любви и более подробно раскрыты ее психофизиологические основы. Авторы данного словаря обошли стороной вопрос о любви как составляющей взаимодействия родителя и ребенка.
В статье «любовь к детям» в педагогическом словаре Г.М. и А.Ю. Коджаспировых, которое мы поддерживаем: любовь к детям – «Специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке, развитию его способностей к самоопределению и самореализации, самостоятельной выработке системы жизненных ценностей и отношений» (11, 76). Мы считаем, что данное определение приближено к главной сути феномена любви в педагогике, в частности, семейном воспитании но, оно, на наш взгляд, требует уточнения и большего углубления в суть проблемы. Чтобы более полно раскрыть данный вопрос мы рассмотрим его с точки зрения экзистенциального аспекта.
Безусловно, любовь ребенок должен получать в семье. Первый принцип воспитания ребенка должен называться любовь к ребенку. Без нее нельзя воспитать «гуманную душу в человеке». Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь (3, 15). Уважение, доверие, справедливость, требовательность, чувство меры, доброта, великодушие характеризуют отношения родителей и ребенка в любви. К перечисленным качествам относятся и взаимоуважение, взаимопомощь, взаимная требовательность, взаимопонимание и ответственность (32, 26). О. А. Казанский подчеркивает, что любовь снимает тревожность и дает ощущение безопасности (9; 17). В.А. Ситаров и В.Г. Маралов рассматривают любовь как ненасильственное действие в педагогике и считают, что любовь – это усиление другого человека как индивидуальности. Только любящий родитель стремится произвести значимые изменения в своем ребенке, предоставляет ему возможность самоопределиться и самореализоваться (25; 54-55).
Традиционно в научной литературе многие авторы предлагают определение любви с позиции ее субъекта. Так, любовь выражается в «напряженной потребности в человеке», «страстном желании обладать человеком» (11; 76); «стремлении субъекта быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого» (27; 272); «помещении объекта в центр своих жизненных потребностей» (26, 144). Многие считают, что в центре внимания находится субъект желания и его потребности. Также часто делается акцент на том, как переживает субъект любви свое состояние: потребность любить играет роль в его становлении, личностном самоутверждении; неудовлетворенная потребность ухудшает психофизиологическое здоровье человека и т.д. Авторы подчеркивают, что наиболее важный изучаемый аспект в психологии любви, является связь между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе (27).
Данные научные утверждения неоспоримы, но, обращаясь к экзистенциальному основанию любви, отметим следующую особенность, которую мы взяли в основу дальнейшего рассмотрения нашей темы. Экзистенциальная психология не связывает способность любить и отношение субъекта к самому себе. Здесь акцент делается на установлении связи между способностью любить и отношением в этой любви к другому. В «экзистенциальной любви» на первый план становится не субъект, а объект желания. Более значим не тот человек, который любит, а которого любят. Любимый человек становится ценностью. Любовь позволяет увидеть перспективу, открывает уникальные возможности человека, которого любишь. Поэтому, решая вопросы любви, экзистенциалисты активно используют понятия: «принятие», «знание», «забота», «открытие», «усиление», «понимание», что особенно актуально для семейного воспитания. И сквозь эти понятия мы делаем попытку приблизиться к феномену любви.
Рассмотрим феномен любви в наиболее значимых, на наш взгляд, аспектах.
Любовь как открытие. «Экзистенциальная» любовь позволяет увидеть другого человека во всей его неповторимости, как абсолютную индивидуальность. Любовь открывает, любящему родителю, уникальные возможности ребенка Воспитание ребенка, как и любовь, интуитивно, родитель как опытный педагог должен видеть то, чего еще нет. Только любя можно открыть в ребенке ценное.
Э. Фромм подчеркивая диалектичность любви, замечает: только любя, отдавая себя другому и проникая в него, я нахожу себя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека (31; 126). Любить – значит открыться самому, вторит Р. Мэй (15; 101). В каждом человеке есть нечто такое, что мешает видеть свою душу насквозь. Запутавшись в житейских проблемах, человек, порой, не в состоянии открыть своей души другим; «тот же, кто не может открыться перед другими, не может любить и, следовательно, несчастнейший человек в мире» (13; 206). В любви человек открывается всем чувствам, впечатлениям, мыслям, становится более искренним, познает новые грани своих эмоций и переживаний. Ситуация вокруг, как правило, переживается в положительном аспекте. На этом фоне обогащаются отношения родителей с их чадом.
Любовь как понимание и принятие. Чтобы суметь понять другого, человек по крайней мере должен быть готов любить его, – пишет Р. Мэй (14; 143).
Любовь предоставляет возможность и проявляет способность понимания и принятия другого человека. В. Франкл определяет любовь как «возможность сказать кому-то «ты» и еще сказать ему «да» (30; 248). Сказать «да» означает понять неповторимость и уникальность другого человека, принять его необходимость и ценность.
Принятие человека и его понимание есть непременные условия в выстраивании помогающих отношений, считает К. Роджерс. Родитель, создавая помогающие отношения, обеспечивает личностный рост своего ребенка, улучшает его жизнедеятельность. Принятие К. Роджерс объясняет как теплое отношение к человеку, который, безусловно, обладает ценностью, независимо от его состояния, поведения или чувств. Понимание – это тонкая эмпатия к каждому чувству и высказыванию человека, как он сам воспринимает их в настоящий момент (22; 39). Принятие само по себе мало что значит без понимания, подчеркивает автор. Только когда родитель видит и понимает поступки и мысли ребенка так, как ребенок сам их видит и понимает, родитель принимает их, тем самым, усиливая личность своего воспитанника.
Способности понимать, как и способности любить в целом, нужно учиться. Ж.П. Сартр пишет, что понять – значит измениться, превзойти самого себя. Эта способность требует усиленного внимания, постоянной концентрации, умения отвлечься от собственных проблем, умения быть независимым от оценок.
Принятие и понимание родителем своего ребенка открывают возможность ему учиться понимать и принимать себя. Чтобы понимать себя, для человека важно, чтобы его кто-нибудь понимал. Когда два человека делятся пониманием, они общаются, – подчеркивают экзистенциалисты.
Итак, когда ребенок для родителя действительно ценен и необходим, когда мать и отец принимаю его ценность и необходимость, становятся возможными продуктивные взаимоотношения с ним. Только в этом случае происходят значимые изменения в личности развивающегося ребенка. Для каждого родителя, всегда актуальной должна быть цель понять внутренний мир своего ребенка, принять его чувства и мысли такими, какие они есть, какими сам ребенок воспринимает их в настоящий момент.
Любовь как усиление. Любовь «наращивается» на понимание и принятие уникальности и ценности ребенка. За пониманием и принятием в каждой возникшей ситуации следуют конкретные действия, способные улучшить жизнь воспитываемого ребенка, усилить его личностные качества.
Для ребенка важен личный пример его родителей. Родитель усиливает личность своего чада в том случае, если он сам уверен в своей силе, способен к самоутверждению. Он должен иметь то, чему хочет научить ребенка. Если человек не способен самоутвердиться, он не способен к подлинным отношениям с другим человеком. В процессе взаимодействия родителей и ребенка каждый утверждает свою индивидуальность относительно другого человека. Р. Мэй называет это даже «эксплуатацией партнера», но без него, уточняет, не может быть никаких серьезных отношений (15; 155).
Любовь как знание. Р. Мэй указывает на тесную этимологическую связь между глаголами «познать» и «любить» (14; 142). Знать другого человека, значит любить его. Знание и любовь по отношению к другому связаны между собой и определяют участие в его жизни.
Знание, как одна из сторон любви, становится содержательным, когда обусловлено заинтересованностью и заботой. Уважать человека невозможно, не зная его. Знание проникает в самую суть жизни другого, если я сумею преодолеть нарциссизм в себе, подняться над заботой о себе, увидеть другого его глазами (31; 125).
Классическая разница между знакомством и знанием заключается в случае, когда мы не можем почувствовать другого человека из-за негативного настроя по отношению к нему, когда, держим его на расстоянии, сопротивляясь пониманию.
Любовь как забота. Когда что-то действительно имеет для нас смысл, мы проявляем заботу. Любовь – это всегда забота. Э. Фромм заключает: «любовь есть деятельная озабоченность, заинтересованность в жизни и благополучии того, кого мы любим» (31; 124).
Забота означает активное действие по отношению к другому, она – противоположность апатии. Озабоченность по отношению к любимому человеку вынуждает нас трудиться, улучшать его жизнь. «Любовь и труд неразделимы. Любят то, над чем трудятся, и трудятся над тем, что любят» (31; 124). Поэтому забота родителя выражается в непрерывной активности, направленной на благо своего ребенка.
Забота о другом – характерная черта ненуждающейся любви, которую И. Ялом называет лучшим вариантом межличностных отношений. Любовь должна быть свободной от того, чтобы нуждаться в другом, без «слепого увлечения, вожделения, восхищения или служения себе» (33). Зрелые, свободные от нужды отношения И. Ялом характеризует следующими положениями.
Заботиться о другом означает относиться бескорыстно – отрешиться от сознательного внимания к себе.
Заботиться о другом значит со всей возможной полнотой знать другого и сопереживать ему.
Заботиться о другом значит заботиться о сущности и росте другого.
Забота активна. Зрелая любовь любит, а не любима. Мы любяще отдаем, а не «влекомы» к другому.
Забота – это способ человека быть в мире.
Зрелая забота вытекает из богатства человека, а не из его бедности – из роста, а не из потребности. Человек любит не потому, что нуждается в другом. Нынешняя любовь – результат силы.
Забота взаимна. Поскольку человек по-настоящему «поворачивается к другому», он меняется. Поскольку человек приводит другого к жизни, он также становится в более полной мере живым.
Зрелая забота не остается без награды. Человек изменен, человек обогащен, человек осуществлен, экзистенциальное одиночество человека смягчено. Через заботу человек получает заботу (33).
Обозначенные в вышеизложенном тексте позиции доказывают, что о любви важно думать как о жизненной позиции. Феномен любви не раскрывается в рамках лишь отношения к другому, связанного с чувствами и эмоциями; любовь – это активная деятельность, непрерывная работа, в основе которой экзистенциальная потребность соединения с другим человеком. Как слиться с другим существом и в этом слиянии утратить и затем заново обрести себя, – главная экзистенциальная проблема любви. В этом и ее парадокс: любовь является высочайшей степенью осознания самого себя как личности и высочайшей степенью погруженности в другого, – отмечает Р. Мэй (15; 336). В служении делу или любви к другому человеку человек осуществляет себя сам, – подтверждает В. Франкл. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. Таким образом, он, по сути, может реализовать себя лишь в той мере, в какой он забывает про себя, не обращает на себя внимания (30; 236).
Любви нужно учиться. Это искусство, как называет любовь Э. Фромм, требует от человека определенных физических и психологических затрат. Главным условием достижения способности любить Э. Фромм называет преодоление в себе нарциссизма. Если я хочу овладеть искусством любить, я должен учиться различать свои нарциссические представления о людях от их реальной сути, независимо от моих потребностей и интересов. Это есть объективность – «способность видеть людей и вещи такими, какие они есть, объективно, и уметь отделять эту объективную картину от той, которая складывается под влиянием собственных страхов и желаний» (13; 171). Способность судить объективно есть разум, а эмоциональная установка, стоящая за разумом, есть установка скромности (31; 172). Иначе, человек, который хочет овладеть искусством любви, должен быть скромным, объективным и разумным.
Любовь возможна всегда лишь в условиях свободы и никогда – в условиях принуждения, в этом случае родитель гарантирует своему ребенку позитивное эмоциональное существование, а в непосредственном процессе воспитания – обеспечение эмоционального комфорта, – это становится основополагающей задачей в воспитании и в работе над развитием у ребенка качеств, важных для дальнейшей жизни. Для ее осуществления следует быть реальным человеком, не пытаться играть роль родителя, а быть искренним, делиться своими сомнениями, радостью, неуверенностью, изменениями настроения с ребенком.
Выделяя основные моменты, касающиеся «экзистенциальной» любви, еще раз отметим: любовь означает, что существование другого имеет для меня смысл. Это стремление к другому человеку, в основе которого желание отдавать, заботиться, улучшать его жизнь и нести за это ответственность. Человек, который любит, способен:
утвердить человеческое существование другого;
видеть другого человека таким, каков он есть, понять и знать в его конкретности и уникальности;
открыть еще не реализованные личностные возможности человека, перспективу его развития;
принять ценность и необходимость человека.
Таким образом, любовь родителя мы определили как деятельное участие в жизни ребенка с целью усиления его личностных возможностей, знания, понимания и принятия его уникальности и необходимости, открытия и реализации его ценностной перспективы.
Каждый родитель задает себе вопрос: какие отношения со своим ребенком я создаю? И, безусловно, каждый родитель согласится, что в основе настоящего взаимодействия с ребенком находится любовь к нему. Настоящий родитель уверен, каждый его ребенок есть абсолютная индивидуальность, обладающая уникальными возможностями. Каждый ребенок обладает ценностью независимо от его состояния, поведения или чувств. Принятие своего ребенка, значит, создание таких отношений, которые будут ему полезны. (33)
Роль материнской и отцовской любви в детско-родительских отношениях
Обычно родители считают, что очень любят своих детей, беспокоятся за них, переживают за их дела, готовы постоянно защищать и оберегать их. Однако те же родители склонны к недооценке своих детей, считая, что ребёнок мог бы лучше учиться, быть менее подвижным, более внимательным и т. д., и постоянно предъявляют претензии, дают негативную оценку растущему и переживающему ребёнку. Следует отметить повышенную внушаемость ребёнка – всё, что ему говорят, воспринимается очень эмоционально. Отсюда страх перед наказанием, вера в обещанное поощрение. Принципиально важно, что эти особенности влияют на формирование различных установок личности, которые часто сохраняются на всю жизнь. Отрицательная оценка ребёнка родителями, другими значимыми для него людьми порождает в нём представления о своей социальной неполноценности, ненужности, препятствует формированию правильной самооценки, искажает его представления о поступках.
Как известно, родителям особые неприятности доставляют такие «пороки» детей, как грубость, упрямство, лживость, упорное молчание, болтливость, шутовство и др. Их нельзя рассматривать только как издержки воспитания или неблагоприятную наследственность. Зачастую таким способом ребёнок сигнализирует о своих внутренних проблемах, о потребности в помощи и внимании взрослых.(7; 202)
Дефицит внимания к ребёнку побуждает его к ухудшению успеваемости, нередко к агрессивному и асоциальному поведению как способу компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых. Ребёнок, испытывая к себе враждебное или безразличное отношение окружающих, вырабатывает свою систему поведения. Он становится либо злобным, агрессивным, мрачным, замкнутым, либо пытается обрести власть над другими, чтобы компенсировать отсутствие любви. Однако такое поведение не приводит к успеху, напротив, оно ещё больше обостряет конфликт и усиливает беспомощность и страх у ребёнка.
Необходимо изменить негативную установку и ожидания взрослых, которым в ответ на свои наказывающие действия по отношению к ребёнку хочется увидеть смирение, услышать слова раскаяния, мольбы о прощении. Взрослым следует понимать, что ребенок и сам страдает от агрессивности как эмоционального нарушения. Поэтому есть за что его пожалеть, сказать добрые слова, обнять, вопреки внутреннему раздражению. Поскольку значительная часть случаев плохого поведения содержит в себе элемент поиска ребёнком внимания родителей, взрослый, уделяя внимание ребёнку именно в эти моменты, способствует фиксации такого поведения. Наоборот, родительское одобрение хорошего поведения ребёнка часто отсутствует. Учёными установлено, что родители трудных подростков отличаются от других родителей тем, что реже хвалят детей за хорошее поведение, уделяют плохому поведению слишком много внимания, ведут себя непоследовательно.(10; 312)
Дети нуждаются в материнской и отцовской любви.
Особенность материнской любви заключается в том, что она любит ребенка безусловно, просто так, только потому, что он ее ребенок. Материнская любовь имеет две формы – инфантильную и зрелую. Инфантильная материнская любовь нужна до года. Если ребенок не получил инфантильной любви, то он всю жизнь будет в тревоге, ему трудно будет принять себя самого. Он лишится меда и радости жизни. А как часто дети слышат от матерей такую фразу: «Я тебя такого не люблю»! И приходится ребенку самого себя переделывать в угоду матери, от которой он зависит.
После года приходит время зрелой материнской любви. В это время мама отпускает ребенка от себя. Если мать не дает этой зрелой любви, то ребенок не приобретает автономии, становится зависимым, а в зрелом возрасте у него остается потребность следовать за другими.
К 2-3 годам наступает время инфантильной отцовской любви. Ее формула – «Делай как я!» Благодаря этой любви ребенок приобретает рутинные навыки самообслуживания. Он обучается одеваться, навыкам гигиены, манерам и прочим необходимым в жизни вещам.
Каждый ребенок нуждается в материнской и отцовской любви. Это очень важно, так как у нас много неполных семей. Если ребенок не получил этой любви, то он становится неадаптированным в обществе.
К 6-7 годам ребенок уже нуждается в зрелой отцовской любви. Ее формула: «Делай, как сам считаешь нужным». Если ребенок недополучает зрелой отцовской любви, то он теряет творческий потенциал и всегда кому-то подражает. Вот этот творческий потенциал из ребенка продолжают выбивать не только в школе, но и в институте, заставляя решать задачу только тем способом, которому учит учитель, писать сочинения, как того требует программа.
Дети, лишенные этих форм любви, заболевают.
Воспитание ребенка в любви является важной составной частью в концепции демографического развития страны, поскольку позволит быстро и без невротических дефектов воспитывать полноценных, граждан, которые будут успешны в труде и счастливы в семейной жизни.
Роль отцовской любви в детско-родительских отношениях.
Чаще всего в российских семьях детей воспитывает преимущественно мать. Не только в не полных, но и в семьях, где вместе живут оба супруга. Общеизвестно, что такая ситуация существует повсеместно. Сначала женщина находится в декретном отпуске и большую часть времени проводит с ребенком, потом такое положение дел сохраняется уже по инерции. Отец включается в процесс воспитания редко, в «аварийных» случаях.
На самом деле активное участие отца в воспитании ребенка необходимо по следующим, экспериментально доказанным, причинам:
Замечено, что ребенок, отец которого в первый год жизни участвует в повседневном уходе за ним, меньше боится незнакомых людей и вообще проявляет большую общительность.
Влияние отца делает ребенка более дисциплинированным, открытым и честным. Ребенок растет способным руководствоваться чувством долга и обязательствами, а не только своими желаниями.
Если отец отстраняется от воспитания, это отрицательно сказывается на развитии способностей детей к логическому анализу, а также математических и логических способностей.
Отец стимулирует в детях формирование и закрепление таких качеств, как ответственность, чувство долга и обязательность.
Отец показывает сыну, что значит быть мужчиной, как по-мужски относиться к жизни, решать проблемы, общаться с людьми. Сексуальность сына и его последующее отношение к женщине закладывается в первую очередь отцом.
Девочки, выросшие в семье любящего отца, чувствуют свою защищенность, у них формируется представление о стабильной семье, скрепленной любовью мужчины по отношению к женщине. (17; 306)
Роль материнской любви в детско-родительских отношениях.
Мать и сын.
В России является типичной сильная эмоциональная привязанность матери и сына друг к другу на протяжении всей их совместной жизни и даже после того, как сын женится. Сын нередко выбирает женщину, внешне или внутренне похожую на свою мать. Распространены случаи, когда молодая жена вынуждена бороться за своего мужа, буквально «отрывая» его от излишне опекающей его матери. Случаются ситуации, когда сын проживает всю жизнь рядом с матерью, так и не женившись, или, пережив несколько браков и разводов, возвращается к матери и остается с ней на всю жизнь. Или наоборот, держит мать на расстоянии от своей семьи, протестуя против ее власти.
В чем же заключаются причины того, что из всех детско-родительских отношений именно отношения матери и сына являются порой самыми сложными и эмоционально насыщенными?
Это и культ матери, выражающийся в формуле «Родина – мать», генетически, сознательно и бессознательно присутствующий у русских людей. И то, что мать опекает сына значительно сильнее, чем дочь; любит сына материнской безусловной любовью и тогда, когда он совершает хорошие поступки, и тогда, когда он оказывается не на высоте. Третья причина заключается в том, что в России мужчин всегда меньше, чем женщин, рождению мальчика радуются больше.
Что же делать матери, чтобы обойти эту опасность взаимозависимости с сыном, воспитать его сильным самостоятельным и взрослым?
Быть с сыном женщиной-матерью: слабой, женственной, ласковой и любящей. Придерживаться принципа: «Слабая мать – сильный сын», и наоборот «Сильная мать – слабый сын».
Стараться активно привлекать отца (отчима, деда, родственника, друга) к общению с сыном.
С началом подросткового возраста (8 – 9 лет) необходимо постепенно отпускать сына от себя: признавать его интересы, давать больше свободы и самостоятельности. Чаще повторять фразу «Решать тебе самому. Я могу что-то посоветовать. Но жить тебе, и ты сам должен определиться».
Если мать воспитывает сына одна без мужа, ей очень важно иметь собственные интересы и привязанности вне дома, жить своей личной жизнью, отдельной от жизни сына.
Мать и дочь.
Опасность подавления матерью своего ребенка существует не только с мальчиками, но и с девочками. Довольно часто можно увидеть рядом с цветущей, ярко одетой мамой блеклую, скованную, зажатую, одетую в невзрачную одежду, будто с чужого плеча, девочку. Подавление дочери может выражаться и в противоположной картине: мать жертвует своей жизнью для дочери, старается во всем ей угодить, а дочь становится капризной и своенравной. В обоих случаях мать делает дочь зависимой от себя. Девочка не может стать счастливой в любви из-за комплекса неполноценности: «Кто меня полюбит, я такая некрасивая» или «У меня никогда ничего не получится». Или же: проявление строптивого характера девушки с мужчиной может нарушить гармонию ее личной жизни.
Чтобы избежать зависимости от матери необходимо отношения с дочерью строить по принципу «золотой середины»: любить, холить, баловать и в то же время ожидать и требовать помощи в семье. Для девочки важно чувствовать себя «маленькой хозяйкой», что поможет сформировать навыки ведения домашнего хозяйства. Такая девушка будет относиться к домашней работе как необходимой стороне семейной жизни и не будет видеть в ней «домашнюю каторгу». (12; 97)
Как дети любят своих родителей.
Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им нечего не дается, им нечего возвращать. (Росс Кэмпбэлл)
Что посеешь – то и пожнешь. (Русская пословица)
Ребенок любит отраженной любовью.
Если родители любят своего ребенка, то он тоже будет любить их. Если родители были ровны, сдержанны, контролировали свои эмоции, то он тоже будет ровным и сдержанным. Если родители видят в ребенке черты, которые им неприятны, значит они сами проявляли эти особенности в общении с ним.
Если что-то не ладится в отношениях с ребенком, родителям следует спросить себя: «Что я сам неправильно делаю?» и «В чем самому следует измениться, чтобы восстановить доверие и любовь?»
Ребенок «фотографирует» родительское поведение.
Существует закон повторения поведения людей, которые находятся рядом в период личностного созревания. Чаще всего рядом с ребенком находятся его родители, бабушки, дедушки, значит в поведении детей будет повторяться их поведение.
Ребенок отрицает родителей, если они травмируем его.
Если родители грубы и агрессивны по отношению к ребенку, он может построить свое поведение так, чтобы защититься от их травмирующего влияния. Ребенок может поставить между родителями и собой дистанцию «Да ничего не произошло, чего ты пристала!», «Отстань, надоело!».
Любовь как высшее духовное напряжение человека основана на открытии максимальной ценности другого, на бескорыстном и самозабвенном желании ему добра и счастья; она проявляется в высоком уровне нравственных отношений воспитателя и воспитанника, которые строятся на доверии, уважении, великодушии, доброте, на обоюдной заботе о развитии, раскрытии возможностей друг друга. (18; 47)
Заключение
Анализ философских, исторических, социологических, психологических и педагогических работ, позволил нам выявит сущность понятия детско-родительские отношения. Мы взяли за основу понятие автора О.Е. Смирновой, так как оно на наш взгляд наиболее полно отражает его суть.
Раскрыв роль детско-родительских отношений в семье, можем с уверенностью говорить о значимости данного вопроса.
Главными условиями успеха в воспитании ребенка можно считать любовь родителя к ребенку.
Детско-родительские отношения, строящиеся на любви к своему ребенку предполагают свободу творчества и свободу выбора, направленные на выработку у ребенка способности решать жизненные проблемы, делать правильный жизненный выбор, умения обращаться «вовнутрь себя». Это поиск личностью (сначала с помощью взрослого наставника, затем – самостоятельно) способов нравственной, достойной, подлинно человеческой жизни.
Многогранность и многозначность проблемы любви и воспитания человека, способного любить, превращают ее в одну из важнейших проблем, которые волнуют современное человечество. Обращаясь в своем письме к молодежи, Е.И. Рерих писала: «Любовь, Красота и Знание – этими тремя великими ключами ты откроешь двери входа, ведущего к светозарным источникам божественной истины. Сумей овладеть этими ключами».
Любовь родителей к своему ребенку должна быть созидающей – любовь как понимание, любовь как ответственность, любовь как принятие и самопринятие, любовь как забота о безопасности, физическом, психическом и духовном благополучии ребенка в настоящем и будущем, о проявлении и развитии его индивидуальности. Необходимо чтобы ребенок не только «готовился к жизни», но и жил полноценно, решая свои проблемы и помогая другим, удовлетворяя свои актуальные потребности и уважая потребности других, то есть одновременно жил в любви и любя.
Потенциал энергии любви – в сердце каждого из нас. Надо лишь открыть его – и на основе любви взрастут все другие гуманные проявления. Из любви к своим детям вырастает вера в возможности ребенка, умение видеть в нем лучшее и опираться на это лучшее в воспитании, а также вера в свои собственные возможности и успех своего дела.
Список литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов.-М., 1972. – 672 с.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. — М.: Норма, 2003. – 324с.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1995. – 288с.
Большой толковый психологический словарь. В 2-х томах / Ребер Артур, М.: Вече, АСТ,2000 (Т. 1 – 592 с., Т. 2. – 560 с.)
Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991. – 387с.
Глассер У. Школа без неудачников. Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского. — М.: Прогресс, 1991. – 184с.
Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребёнка».– СПб., 2000. – 448с.
Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.-М., 1986. – 112с.
Казанский О.А. Педагогика как любовь. — М.: Российское педагог. агентство, 1995. – 135с.
Ковалёв С.В. Психология современной семьи.-М., 1988. – 208с.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2000. – 175с.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.-М., 1999. – 481 с.
Кьеркегор С. Наслаждение и долг. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416с.
Мэй Р. Вклад экзистенциальной психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 141-200с.
Мэй Р. Любовь и воля- М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. – 384с.
Мэй Р. Происхождение экзистенциальной психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 200с.
Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 2-х кн. Кн. 2. Психология образования.-М., 1994. – 501с.
Овчарова Р.Ф. Семейная академия: вопросы и ответы.-М., 1996. – 439с.
Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 559с.
Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с английского /под ред. Пилиповского В.Я..-М., 1992. – 256с.
Психологический словарь /под ред. Давыдова В.В.-М.,1983. – 448с.
Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416с.
Сатир В. Как строить себя и свою семью.-М.,1992. – 227с.
Семейная психотерапия./Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Александрова Н.В. — СПб.,2000. – 512с.
Ситаров В.А., Маралов В.Г. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. — М.: Академия, 2000. – 216с.
Словарь по социальной педагогике /авт.-сост. Л.В. Мардахаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368с.
Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. – 800с.
Степанов С.С. Психологический словарь для родителей.-М.,1996. – 160с.
Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по педагогике./Ростов-на-Дону, 2001. – 256с.
Франкл В. Человек в поисках смысла// Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. И общая редакция А.А. Реана. — СПб: 2000. – С.234-244
Фромм Э. Душа человека / Искусство любить. — М.: Республика, 1992. — С. 109-165
Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. — М.: изд-во СОБОРЪ, 1997. – 507с.
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. — М.: «Класс», 1999. – 576с.