Программа летнего лагеря


Утверждаю

Директор МОУ СОШ №15

Кофман Т.А.





Программа

оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием «Солнышко»

при МОУ СОШ №15








Егорьевск 2013









Информационная карта программы

1

Полное название программы

Программа школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Солнышко » при МОУ СОШ №15

2

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.

3

Направление деятельности

Физическое и духовное развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности.

4

Краткое содержание программы

Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.



5

Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу

МОУ СОШ № 15 г. Егорьевска

6

Адрес

Егорьевск, 6 микрорайон, д.14А

7

Место реализации

Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

8

Количество, возраст учащихся

213человек, 7-12 лет

9

Сроки проведения, количество смен

Июнь 2013 года, I смена







Содержание программы:

Введение…………………………………………………………………………………………….4

Цель и задачи программы…………………………………………………………………….5

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены………………………………………………………………………………………………….5

Направления и виды деятельности…………………………………………………………6

Механизм реализации программы…………………………………………………………16

Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» с социумом…………………………………………18

Координационно – педагогический компонент в работе по программе…….19

Условия реализации программы……………………………………………………………20

Ожидаемые результаты ………………………………………………………………….……24

План работы лагеря ……………………………………………………………………….…….25

Список используемой литературы………………………………………………………….28





















Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста. М. Монтень

Введение

Летние каникулы — самая лучшая и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей. Летние каникулы — это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские оздоровительные лагеря.

Лето — наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в лагерях?!

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Ежегодно для учащихся проводится оздоровительные смены в лагере дневного пребывания на базе МБОУ СОШ № 15. В нем отдыхают учащиеся с 1 по 6 класс. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, детей из группы «риска»

Цели и задачи программы

Цель — организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.



Задачи:

  1. Создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.

  2. Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей средством игры, познавательной и трудовой деятельностью.

  3. Формирование у школьников навыков общения и толерантности.

  4. Утверждение в сознании школьников нравственной и культурной ценности.

  5. Привитие навыков здорового образа жизни, укрепление здоровья.

  6. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

  7. Развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.



Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

  • Общая безопасность всех мероприятий

  • Учет индивидуальных особенностей каждой личности

  • Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всех участников лагеря

  • Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря

  • Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.

  • Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря

  • Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых

  • Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.



Направления и виды деятельности

  • Художественно — творческое направление

  • Образовательное направление

  • Физкультурно-оздоровительная деятельность

  • Эстетическое направление

  • Гражданско-патриотическое направление

  • Здоровьесберегающее направление

  • Досуговая деятельность

  • Кружковая деятельность





























Физкультурно – оздоровительная работа8903ccb9295et

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

  • Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

  • Выработка и укрепление гигиенических навыков;

  • Расширение знаний об охране и укреплении

здоровья.

Основные формы организации:

  • Утренняя гимнастика (зарядка)

  • Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке.

  • Подвижные игры на свежем воздухе («Молодецкие забавы»)

  • Спортивные эстафеты («Быстрее, выше, сильнее!», «Веселые старты». «Лучший бегун лагеря», «Лучший прыгун лагеря»

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, — создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Спортивные эстафеты активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствуют движения, развивают их координацию, формируют быстроту, силу, выносливость. Учат детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся спортивной ситуации, познавать окружающий мир, учат действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формируют честность, справедливость, дисциплинированность, учат дружить, сопереживать, помогать друг другу.

Эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его 8903ccb9295et

видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.



Задачи эстетической деятельности:

  • Пробуждать в детях чувство прекрасного;

  • Формировать навыки культурного поведения и общения;

  • Прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.



Основные формы проведения:

  • Посещение театров, кинотеатров, музеев;

  • Оформление отрядных уголков («А в нашем лагере»)

  • Оформление отрядных комнат («Операция «Уют», «А нас здесь не было»)

  • Конкурсы («Шарики-смешарики», «Конкурс караоке»)

  • Игры («Радужный мост»)

  • Викторины («Гуляй да присматривай»)









Художественно – творческая деятельность8903ccb9295et

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей.



Формы организации художественно-творческой деятельности:

  • Изобразительная деятельность (оформление отрядных уголков, стендов, конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)

  • Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты»)

  • Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)

  • Игровые творческие программы

  • Концерты («Впереди чудесная страна»)

  • Творческие игры («День бантиков», «Комический футбол», «Жила-была сказка»)

  • Праздники (« Праздник смеха», «Меморина»)

  • Выставки («Мой верный друг», «Мы живем в России»)

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.











Трудовая деятельность

Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.8903ccb9295et



Основные формы работы:

  • Бытовой самообслуживающий труд;

  • Общественно значимый труд.

Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в уход за одеждой и обувью , уборку помещений от мусора и пыли, создания уюта.

Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой.

Дети привлекаются к самообслуживанию в кружках, в которых они занимаются.

















Образовательная деятельность8903ccb9295et

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Отсюда основные задачи образовательной деятельности:

  • Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;

  • Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.



Основные формы работы

  • Походы, экскурсии;

  • Анкетирование («Знакомьтесь — это мы!»)



Определенный интерес у детей вызывают анкетирование, которые помогают ребятам узнать друг о друге что-нибудь новое.





















Досуговая деятельность

Задачи досуговой деятельности:8903ccb9295et

  • Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.

  • Организовать деятельность творческих мастерских.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.



Виды досуговой деятельности:

  • развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия;

  • отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.

  • самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.

  • творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.

  • общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.





Кружковая деятельность



Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами. 8903ccb9295et

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей.

Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Организация кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:

  • изучение интересов детей;

  • презентация кружка на линейке в начале смены;

  • ознакомление детей с режимом работы кружка;

  • самоопределение детей и запись их в кружок;

  • деятельность ребят в кружке;

  • текущее отражение результатов деятельности детей;

  • подведение итогов работы кружка в конце смены.



Гражданско-патриотическое направление8903ccb9295et

Поэтом можешь ты не быть, но

гражданином быть обязан.

Н. А. Некрасов

Гражданско-патриотическое направление ориентировано на формирование у школьников глубокого патриотического сознания, воспитание чувства гордости за свое Отечество, уважение к его военной истории, стремление, сохранение и приумножение традиций и культурных ценностей своего народа.

Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям. Тем более, что арсенал форм и методов работы в этом направлении велик, и не стоит ими пренебрегать. Национально – патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ. Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу. Гражданское воспитание характеризуется таким определением, как гражданственность. Человеку с четкой гражданской позицией до всего есть дело, он за все чувствует себя в ответе. Для него понятие Родина свято.

Основные формы работы

  • беседы («Моя страна-Россия»)

  • конкурсы (Конкурс рисунков «Мы живем в России», «Рисунок на асфальте»)

  • посещение городского музея











Здоровьесберегающее направление8903ccb9295et

Здоровье – сберегающее направление

является неотъемлемой частью

воспитательного процесса.

Цель: создание условий для организации здоровье сберегающей среды, воспитание культуры здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни это

  • благоприятное социальное окружение

  • духовно-нравственное благополучие

  • оптимальный двигательный режим (культура движений)

  • закаливание организма

  • здоровое рациональное питание

  • личная гигиена

  • положительные эмоции

 

Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности — это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.





Механизм реализации программы

I этап. Подготовительный – апрель- май8903ccb9295et

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;

  • разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»;

  • подготовка методического материала для работников лагеря;

  • отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

  • составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)


II этап. Организационный – июнь

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

  • запуск программы «Солнышко»;

  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.





III этап. Практический – июнь

Основной деятельностью этого этапа является:

  • реализация основной идеи смены;

  • вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;

  • работа творческих мастерских


IV этап. Аналитический – июль

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;

  • выработка перспектив деятельности организации;

анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем
















Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» с социумом



Театр кукол







Городская библиотека



Городской музей



Летний оздоровительный

пришкольный лагерь с дневным пребыванием

« Солнышко»

МОУ СОШ №15









Условия реализации программы.

    1. Нормативно-правовые условия:


  • Закон «Об образовании РФ»

  • Конвенция о правах ребенка

  • Устав МОУ СОШ № 15

  • Приказы Комитета образования.

  • Приказ о создании лагеря по образовательному учреждению ( на основании вышестоящих документов)

  • Положение о лагере дневного пребывания.

  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

  • Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно -эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.2599-10.

  • Штатное расписание.

  • Приказ о распределении обязанностей между администрацией лагеря.

  • Документы по охране жизни и здоровья детей , технике безопасности, пожарной безопасности (инструкции, журнал).

  • Санитарно – эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.

  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

  • Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.

  • Должностные инструкции работников.

  • Заявления от родителей.

  • Санитарные книжки сотрудников лагеря.

  • Финансово –бухгалтерские документы.

  • Акт приемки лагеря.

  • Планы работы





    1. Материально-технические условия предусматривают:






Применение

Источник финансирования и материальная база



Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Игровая комната, кружковая комната.

Материальная база школы.

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал








Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания, (в случае плохой погоды)

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Спортивная площадка

Площадка для проведения общелагерных игр на воздухе, спортивных игр и эстафет

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель



Школьный двор



Отрядные дела, игры-путешествия



Материальная база

школы



Воспитатели, администрация лагеря

Медицинский

кабинет

Медицинский контроль мероприятий лагерной смены

Материальная база

школы

Медицинский работник школы

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база

школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед.

Фонд социального страхования

Заведующая пищеблоком

Комнаты кружковой работы

Кружок «Волшебный карандаш» и «Умелые ручки»

Материальная база школы

Руководитель кружковой работы, начальник лагеря


Методический кабинет

Творческая мастерская воспитателей, руководителя кружка

Материальная база школы

Начальник лагеря

Комнаты гигиены

Туалеты , раздевалки

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал



    1. Кадровые условия.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

  • начальник лагеря

  • заместитель начальника лагеря

Кураторы отрядов:

  • воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);


Руководители творческих мастерских

  • воспитатели

    1. Методические условия предусматривают:


  • наличие необходимой документации, программы, плана;

  • проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;

  • коллективные творческие дела;

  • творческие мастерские;

  • индивидуальная работа;

  • анкетирование;

  • деловые и ролевые игры;




















Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:

  1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья

  2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

  3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

  4. Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

  5. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

  6. Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)

  7. Расширение кругозора детей.

  8. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

  9. Личностный рост участников смены.

  10. Повышение чувства патриотизма.

11. Уважение и бережное отношение к родной природе.

12.Создание благоприятных условий для оздоровления детей через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования, ГИБДД, Центра здоровья.





















Список используемой литературы:

  1. Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Календарные, фольклорные и тематические праздники: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2006.

  2. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

  3. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007

  4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева. Москва: ВАКО, 2007 г.

  5. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль: Академия развития,1996.

  6. Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.


https://www.preobrinfo.ru/upload/iblock/70d/70d40b41276c8baaba7947205cc31e55.jpg



Свежие документы:  Родительское собрание в старшей группе на тему: «Подготовка руки ребёнка старшего дошкольного возраста к письму»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: