Физическая нагрузка на уроках спортивных игр


МБОУ СОШ №11, г. Белгород

















Физическая нагрузка на уроках спортивных игр

















С.В. Пономаренко

учитель физической культуры,

школа №11, г. Белгород



Белгород 2012



На уроке физической культуры физическое развитие (функциональное совершенствование и воспитание двигательных качеств) занимает ведущее место. Изменяя общем двигательной деятельности, её интенсивность и интервалы отдыха, можно регулировать физическую нагрузку, воздействие различных упражнений, эстафет и игр на организм занимающихся.


Регулирование физической нагрузки необходимо в связи с тем, что уровень физического развития учащихся будет перспективным в том случае, если нагрузка будет достигать оптимальных значении на каждом очередном уроке и непрерывно повышаться.

Уроки спортивных игр имеют определенные особенности. Регулирование физической нагрузки во время обучения и совершенствования приемов игры, в учебных упражнениях, эстафетах, игровых упражнениях и учебных играх затруднено. В то же время высокая эмоциональность уроков спортивных игр способствует привлечению к занятиям тех учеников, у которых не сформирован устойчивый интерес к регулярным занятиям физической культурой. Это относится в первую очередь к девушкам.

В различных организационных формах занятий, подвижных и учебных играх, других подобных упражнениях могут применяться различные способы регулирования физической нагрузки.

Учебные упражнения и эстафеты отличаются тем, что способы выполнения приемов игры, величины перемещений в упражнениях и в эстафетах определяются учителем заранее. Определяются также количество повторений упражнений и дистанция, которую пробегает каждый ученик в эстафетах. Задача таких организационных форм занятий заключается в закреплении и совершенствовании определенных учителем приемов игры.

Объем двигательной деятельности в данных формах упражнений может регулироваться количественными показателями. В зависимости от количества команд, на которые разделен класс, изменяется количество игроков в каждой команде. В соответствии с этим будут меняться и количество выполненных приемов в учебных упражнениях, дистанция пробегания в эстафетах на время, отведенное для этих упражнений на уроке. Учитель может изменять их объем в зависимости от степени освоения изучаемых приемов игры и уровня физического развития учащихся, за счёт изменения времени отдыха между упражнениями.

Интенсивность учебных упражнений и эстафет может изменяться в зависимости от быстроты выполнения приемов игры и скорости пробегания отрезков в эстафетах. Учебные упражнения могут выполняться «на быстроту» за счёт сокращения расстояния между игроками, если упражнения осуществляются без последующих перемещений. Сократив длину отрезков в эстафетах, можно достичь максимальной быстроты перемещений. Пробегая дистанцию эстафеты с максимальной скоростью, интенсивность эстафет можно максимально увеличить.

Свежие документы:  Конспект урока по истории "Возникновение и функционирование Великого Шелкового пути" 7 класс

Реализация физической нагрузки и её регулирование являются частью комплекса оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, которые решаются на уроке. При этом регулирование нагрузки должно сочетаться с другими задачами урока и способствовать их качественному решению.

В игровых упражнениях, подвижных и учебных играх содержание образовательных задач изменяется. Совершенствуются вариативность выполнения приемов, умение применять их в игре. Все действия направлены на достижение определенной (локальной) цели, например, обыграть противника за счет различных способов передач, подач, ведения мяча и обводки в волейболе, футболе, баскетболе, гандболе. Для этого приемы игры выполняют в различных сочетаниях, разнообразных условиях, в том числе с сопротивлением соперников. В итоге действия игроков получают свое завершение в достижений конечной цели: забить мяч в футбольные или гандбольные ворота, попасть в баскетбольную корзину, направить волейбольный мяч на площадку соперника.

Объем двигательной деятельности можно изменить различными способами. Если увеличить количество мячей на группу занимающихся, то паузы между выполнением приемов игры в подвижной или в учебной игре уменьшаются. Увеличивать количество мячей на группу учеников можно и в упражнениях с попаданием в цель. Тогда эти упражнения будут выполняться поточно, позволяя многократно решать основную задачу — совершенствовать приемы забивания и забрасывания мяча.

Интенсивность игровых упражнений, подвижных и учебных игр значительно увеличивается, если они проводятся с сопротивлением защитников. Многообразие упражнений позволяет изменять их интенсивность, увеличивая или уменьшая количество защитников. Максимальной интенсивности можно достичь, когда игроку нападения противодействует игрок защиты. В данном случае следует подбирать учеников-соперников, подготовленность и физические возможности которых примерно равны.

Во время проведения игровых упражнений и учебных игр повышать физическую нагрузку можно путем выполнения дополнительных заданий. Когда те или иные команды задействованы в игре, остальные ученики могут выполнять упражнения для развития двигательных качеств. За пределами игровой площадки школьники могут выполнять упражнения силовой и скоростно-силовой направленности, например для развития взрывной силы ног.

Для этого используется гимнастические скамейки, гимнастическая стенка, гимнастические маты. Упражнения можно выполнять с преодолением отягощения в виде собственного веса или в парах. Это — приседания на обеих или одной ноге, сгибание и разгибание рук и туловища, прыжки сериями на месте и в движений, многоскоки и выпрыгивания из приседа. Для развития прыгучести особенно эффективны напрыгивания на предметы различной высоты и прыжки в глубину. Определяя дополнительные задания, учитель имеет возможность индивидуально дозировать их в соответствии с физическими возможностями того или иного ученика. Основными методами выполнения дополнительных заданий могут быть «до отказа» и «повторный».

Свежие документы:  Методическая разработка по гимнастике "Техника выполнения акробатических элементов"

Увеличение физической нагрузки на уроках спортивных игр, степень воздействия её на занимающихся должны постоянно контролироваться учителем. Наиболее доступный способ контроля за состоянием организма учащихся — наблюдение. Признаками утомления являются: учащение дыхания, изменение окраски кожных покровов, повышенное потоотделение, снижение двигательной активности.

Нарушение координации движений говорит о значительной степени утомления, а появление побледневшего носогубного треугольника — о превышении физической нагрузки.

Наиболее объективный показатель реакции организма учеников на физическую нагрузку — частота сердечных сокращений (ЧСС). Этот показатель можно регистрировать после окончания упражнений и игр за определенные отрезки времени, а также следить за исходным и конечным показателями ЧСС. Составив соответствующую таблицу «стоимости» упражнений и игр, можно планировать физическую нагрузку на уроке на основе таких показателей. Надо кожу в виду, что показатели ЧСС учащихся будут характерны для тех условий, в которых они регистрировались (дистанции эстафет, продолжительность игр и упражнений, количество учащихся в команде и прочие условия).

В настоящее время существует методика определения нагрузки по степени интенсивности отдельного упражнения, вычисляемой на основе средней величины ЧСС в ходе упражнения и сравнению полученных значении с данными таблицы индексов интенсивности, разработанной И. Б. Викторовым с соавторами (СПб., 1976). Индекс интенсивности, повышающий физиологические возможности организма ребенка, должен быть не менее 4 баллов.


Таблица индексов интенсивности

Баллы

ЧСС, уд./мин.

Зона интенсивности

1

120-129

Низкая

2

130-139


Средняя

3

140-149

4

150-159

5

160-169

Большая

6

170-179

7

180-189

Высокая

8

190-199

9

200-209

Максимальная

10

210-219


Учитель физической культуры должен помнить о том, что физическая нагрузка на каждом уроке должна носить оздоровительную направленность, способствовать физическому развитию и двигательному совершенствованию каждого ученика.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Физкультура: