Конспект урока по истории «Возникновение и функционирование Великого Шелкового пути» 7 класс


Алейникова Светлана Вениаминовна

Учитель истории

КГУ «Первомайская средняя школа» п.Прибрежый

Урок №______________________Дата _________________

Тема: Возникновение и функционирование Великого Шелкового пути.

Цель урока: формирование и развитие познавательной деятельности учащихся в возникновения Великого Шелкового пути.


Задачи:

  1. Раскрыть роль торговли для развития государств и народов, находившихся на пути его следования, рассказать о хозяйстве, культуре соседних и далеких стран, международных отношениях между ними.

  2. Развивать творческую активность учащихся, формировать умение работать с учебником и дополнительными источниками информации, исторической картой, развивать умение работать с различными видами тестов.

  3. Воспитывать чувство гражданственности, интерес к истории Отечества, развивать творческий интеллект.


Тип урока: комбинированный.


Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, интерактивный.


Оборудование урока: учебник 7 класса, презентация

Ход урока.

  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос)

1. На чьей территории образовалось Кыпчакское ханство (кимаков)

2. Какую территорию стали называть Кыпчакской степью (между Алтаем и Волгой)

3. Когда начал формироваться этнический состав кыпчаков (7-8 вв.)

4. Как происходило наследование власти в гос-ве (от отца к сыну)

5. Из какого племени выбирали хана (ельборили)

6. Что такое орда (ханская ставка)

7. Где находилась ставка правого крыла (Сарай)

8. Где находилась ставка левого крыла (Сыгнак)

9. Что было социально-экономической основой гос-ва (классовый строй)

10. Кто относился к представителям знати (ханы, тарханы, баскаки, беки, баи, вожди племен)

11. Кто относился к низшему сословию (простой народ, жатаки)

12. Как называли рабов (яланкуги)

13. Что являлось одним из источников обогащения знатных людей (продажа рабов)

14. В чем выражалось неравенство в землепользовании в кыпчакском обществе (большинство земель у богатых)

15. Каково было положение в Огузском ханстве в начале 11 в. (упадок)

16. Как кыпчаки воспользовались тяжелым положением огузов (напали с севера и северо-востока)

17. Какую тер-рию Руси захватили кыпчаки (южнорусские степи, Кавказ, Крым, земли до Дона)

18. Как называют кыпчаков в русских исторических источниках (половцы)

19. С каким среднеазиатским государством вели борьбу кыпчаки (Хорезм)

20. Что произошло в 1133 г. (кыпчаки потерпели поражение от хорезмского шаха)

21. На сколько группировок разделились кыпчаки (2)

22. После какого события прекратилось противостояние кыпчаков и хорезмийцев (захват монголами)

23. Главный вид хозяйства (скотоводство)

24. Какие ученые писали о кыпчаках (Баттута, Рубрук, Карпини, Петахья, аль-Омари)

  1. Изучение новой темы.

План:

  1. Формирование и развитие

  2. Основные направления

  3. Взаимодействие и взаимообогащение культур

Великий Шелковый — восьмое чудо света,

В отличие от тех чудес, других,

Не создан кем-то был и где-то

Лишь для одной страны и для людей одних.

Из древности шагнул в средневековье,
Европу с Азией связал,
По равнинам и высокогорью,
Где еле полз, а где размашисто шагал.

Он к жизни возрождал пустыни,
На трассах строил города.

Семь тысяч километров и поныне

Нас восхищают как и в те года.

Великий Шелковый путь — система караванных дорог, он связывал далекие друг от друга страны и вовлекал в свою орбиту многие государства на пути следования караванов. К тому времени распространение торговли шёлком явилось великим началом взаимоотношений между многими народами мира.

В середине I тыс до. н. э. стал функционировать «Степной Путь», который протянулся от Алтая до Черного моря. По этому пути распространяли шелк, меха, шкуры, иранские ковры, и драгоценные камни

IIV вв. Шелковый путь начинает функционировать как регулярная дипломатическая и торговая артерия.

Он начинался в Чаньани – древней столице Китая и заканчивался в Сирии.

Основным товаром был шелк, шедший с востока

VIVII вв. Становится более оживленным путь, проходивший из Китая через Семиречье и Южный Казахстан.

Причины:

  • В Семиречье находилась ставка Тюркских каганов, которые контролировали Среднею Азию

  • Дорога через Фергану стала не опасной, из-за междоусобиц

IXXII вв. Маршрут через Казахстан использовался с меньшей интенсивностью, из-за междоусобиц.

Используется маршрут проходивший через Малую Азию

Северная дорога — тянулась с востока на запад и проходила через Южный Казахстан

Южная дорога – Шла из Китая в Византию через Индию. Делилась на две ветви. Одна ветвь отходила в Месопотамию, другая отходила в Армению, затем в Иран

Памиро-Алтайский путь. От Средиземного моря, пересекая Иран, Амударью до Восточного Туркестана.

Ферганский путь. Из Мерва через Бухару в Ферганскую долину. Далее на Восток в Китай

Чуйский путь. Самый оживленный путь в раннем средневековье. Шел из Китая через Чуйскую долину, степи Казахстана в Европу

Взаимодействие и взаимообогащение культур.

  • Развитие искусства. Живопись, Музыка, Хореография, Архитектура, Прикладное искусство

  • Развитие торговых отношений

  • Развитие политических отношений

  • Развитие наук.

  • Развитие религии

Историческое значение.


Закрепление: Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Перекрестный опрос:

1. Почему путь назван шелковым (торговля шелком)

2. Почему Великим (связывал воедино жизнь и быт многих регионов, разных народов)

3. В каких веках зарождаются торговые отношения между Китаем и уйсунами ( 2-1 вв. до н.э.)

4. Когда шелк стал известен всей Евразии (6 в.)

5. Где брал свое начало ВШП (долина р.Хуанхэ)

6. Где происходило разделение пути на запад и восток (оз.Иссык-Куль)

7. Куда шло южное направление (Фергана, Самарканд, — Средиземное море)

8. На какие ветви разделялось северное направление (у Испиджаба – в Среднюю Азию и в Европу)

9. Какова протяженность ВШП (7 тыс. км)

10. Когда ВШП достиг своего расцвета (в раннем средневековье)

11. Что перевозили по ВШП (животные, овощи, фрукты)

12. Каким образом стал известен секрет производства шелка(коконы в тростнике и волосах женщин)

13. Кто являлся соперником Китая в производстве шелка (Согдиана)

14. Каково значение предметов искусства для покупателей (воспитывали их эстетический вкус)

15. Что доказывает благотворное влияние культурных связей на развитие музыкального искусства (терракотовые скульптуры с изображениями танцоров, актеров, музыкантов)

16. Что было найдено в результате археологических раскопок на месте городов Тараз, Баласагун, Испиджаб (остатки мечетей, храмов)

17. Что не являлось помехой для развития общей культуры народов ( их религиозные взгляды)

18. Чему, помимо торговых связей, способствовал ВШП (дипломатических отношений между Западом и Востоком)

19. Что сделал китайский император У-Ди (отправил посланников в западные страны в 138 г.)

20. Когда были установлены дипломатические отношения между Тюркским каганатом и Византией (568 г.)

21. Против кого был заключен договор этими странами (Персии)

22. В чем важное историческое значение ВШП (укрепление политических отношений между государствами)

Подведение итогов, выставление оценок.

д/з:параграф 14 прочитать, контурные карты.





Свежие документы:  Конспект урока "Греко-перські війни" 6 клас

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории История: