Формирование познавательного интереса и развитие творческой активности школьников на уроках русского языка


МКОУ Малокрасноярская ООШ

Кыштовский район Новосибирская область

















Формирование познавательного интереса и развитие творческой активности школьников на уроках русского языка.















Учитель русского языка

первой категории Маковлева О.В.

Только тот, кто способен в старом открывать новое,

достоин называться учителем.

Конфуций.


В современном, быстро меняющемся мире востребована личность не столько владеющая суммой знаний, сколько способная к творческому созиданию, к принятию нестандартного решения, умеющая прогнозировать, придумывать, проявлять инициативу.

К сожалению, у современных школьников снизился интерес к своей национальной культуре. Школьники не интересуются русской классикой, книгу им заменили компьютер и телевидение, но компьютерный стиль не способствует улучшению устной и письменной речи, привитию интереса к родному языку.

Чтобы воспитать умение самостоятельно и творчески мыслить, следует активизировать процесс обучения, применяя активные методы, благодаря чему ребенок вынужден будет стать активным, независимо от того, желает ли он этого сам.

Работа в сельской школе связана с целым рядом особенностей: малая накопляемость классов, невысокий уровень подготовленности обучающихся, а современные требования к урокам русского языка достаточно высокие. К тому же русский язык большинство учеников считают одним из самых сложных предметов и не очень его любят. Подготовить и провести урок, который предполагает творческую активность ученика и учителя, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказывать свое мнение, проявить собственные возможности, почувствовать и пережить успех – основная цель моей работы. Что же надо сделать, чтобы научить писать грамотно, работать активно, с огоньком? Чтобы каждому ученику было интересно, использую на уроках различные методические находки, ведь урок, по словам В.А.Сухомлинского, «…первая искра, зажигающая факел любознательности».

Современный урок – это урок, в результате которого открывается и создаётся что-то новое, собственный продукт творчества: открытие превращается в изобретение, изобретение – в проект, а проект – в технологии реальной действительности.

Чтобы развивать обучающихся на уроке ещё и как личности, провожу практикумы, экскурсии, консультации, собеседования, потому что на таких занятиях монолог педагога заменяется диалогом с детьми.

Обучение по стандартам второго поколения в основном звене в нашей школе начнётся в 2013 -2014 уч. году, но уже начиная с нынешнего учебного года идёт подготовка к переходу: изучается программа и УМК, обновляется по мере возможности материально-техническая база, ведётся внеурочная деятельность по программе ФГОС ООО.

Чтобы учащиеся легче адаптировались при переходе из начального звена в основное, осуществляю внеурочную деятельность 4 классе, которая направлена также на развитие творческих и познавательных способностей, выявить которые помогают не только учителя, но и родители на совместных внутриклассных и общешкольных мероприятиях. Планирую провести для учащихся этого класса входную диагностику в виде комплексной работы.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Распространение предложений второстепенными членами"

Традиционные приёмы и методы обучения по-прежнему занимают ведущее место на уроках. Но модернизация, коснувшаяся всех отраслей нашей жизни, прочно вошла и в систему образования. Основная задача учителя русского языка – сформировать грамотную личность, заметить нереализованные творческие способности, помочь процессу становления творческого стиля мышления.

Имея большой опыт работы, я поняла, что на нестандартных уроках и на внеурочной деятельности, когда дети не ограничены строгими рамками урока, а задания не из учебника, тот же программный материал усваивается быстрее и прочнее. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать, ошибаться. Такие уроки я провожу 1-2 раза в неделю в зависимости от количества недельных часов и возрастных особенностей учащихся. Дети знают, в какой день у нас «необычный», по их словам, урок, готовятся к нему, пропусков на таких уроках почти не бывает. Ничего, может быть, нового из форм и методов преподавания и нет, но когда на протяжении всего урока работаем только с не обычными заданиями, это им интересно.

Одним из важных моментов обучения является «вход в урок». На обычном уроке так: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителю, по команде сели. Нельзя сказать, что это плохо, — всё хорошо или плохо в зависимости от конкретных условий. Можно только сказать, что он не единственный и недостаточный. Например, как можно начать урок: знакомим в полушуточной форме с планом урока: «Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведём маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос…(тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — …(н-р, повторим орфограммы или что-нибудь другое). И наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное…(называется тема повторения)». Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза.

Один из способов повышения эффективности образовательного процесса в классах с малой накопляемостью, является обучение в динамических парах, когда каждый учит каждого. Работа организуется так, чтобы весь учебный материал был последовательно проработан сначала в позиции ученика, затем в позиции учителя. В диалоге вырабатываются навыки социального и делового общения. Пары сменного состава предполагают такую «инженерию» учебного процесса, которая позволяет проектировать и строить целые системы образования.

(слайды 2, 3, 4)

При использовании этого способа обучения решаются следующие задачи:

— реализация индивидуального подхода;

Свежие документы:  Урок русского языка в 6 классе «Сложные слова»

— мотивация обучаемых;

— вопросы снятия социально-педагогических барьеров общения и взаимодействия в учебной группе.

— содержание учебного процесса развивается за счёт интеллектуального ресурса учеников, а не ограничивается информационно-методической квалификацией стоящего перед ними учителя; глубина понимания обсуждаемых в парах вопросов также регулируется учениками, а не сковывается временным стандартом урока, дисциплинарной пассивностью в классе.

Как происходит такое обучение? Ученик работает с одним товарищем, потом с другим, третьим. В паре они могут помогать друг другу усваивать новые знания или тренировать один другого. Каждый ученик получает возможность передать товарищу то, чему научился и что узнал сам. Один обучает многих, многие обучают одного. Между учениками устанавливаются новые связи, меняются их обязанности и функции, виды деятельности.

Ни для кого не секрет, что построенные с использованием игровой технологии уроки пользуются особым успехом у ребят. Учащиеся эмоционально раскрепощены, находятся в комфортной психологической среде. (слайды 5, 6) Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Такие уроки помогают систематизировать, углубить и усовершенствовать знания учащихся и воспитать у них чувство коллективизма и сотрудничества и, кроме того, помогут развить речь и логическое мышление учеников. Урок — игра позволяет сформировать навык написания слов на ту или иную орфограмму и способствует формированию переключаться с одного вида деятельности на другой, а также воспитывает уважение и интерес к предмету.

Создать непринуждённую творческую обстановку помогает урок, на котором ученики, увлекшись нестандартными заданиями, повторят и запомнят больший объём материала, чем в рамках обычного урока. Очень важно создать мотивацию на успех, чтобы ученик почувствовал, что «он сам – он хочет – он может – он умеет». Именно мотивация создаёт предпосылки дальнейшего развития творческих способностей ребёнка.

На каждом уроке нужно не навязывать ученику готовые ответы, а подвести к ним, включить ученика в ситуацию, требующую её разрешения, направить его на мысль, подвести его к тому, чтобы он самостоятельно делал выводы. (слайд 7, 8, 9).

Нужно ставить детей в позицию автора, давать возможность высказаться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции. Большое место в преподавании русского языка у меня занимают творческие самостоятельные работы. Работа творческого характера повышает интерес детей к учению, развивает их наблюдательность, учит их самостоятельно решать поставленные цели. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка. Например, дети сами готовят раздаточный материал, но не просто карточка с заданием, а «художественная» работа, изготавливают красочные книжки – малышки, придумывают кроссворды, составляют словари и т.п. Часто во время урока или для домашнего задания использую такой вид работы, как написание сказки на лингвистическую тему для учащихся 5 – 7 классов, а в 8 – 9 пишут уже не сказки, а сочинения- рассуждения, потому что такая практика им пригодится при сдачи ГИА в 9 классе.

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Обобщение изученного об имени существительном"

Также использую основные приёмы развития творческих способностей, которые применяет каждый учитель — это:

  • написание сочинений, изложений.

  • рецензирование сочинений;

  • игры «Экзамен», «Лингвистические угадайки» и др.;

  • творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды.

  • творческие задания на дом;

Во время урока хорошо проводить игру-отдых, которая не надоедает, не слишком возбуждает, не выпадает из структуры урока, помогает нашей главной цели – познанию. Это универсальная игра для всех «Да-нетка». Игру нужно начать и завершить чётко, чтобы она не затянулась, ведь всякому делу на уроке – своё время.

Ученики ценят умение завершить урок точно со звонком, хотя всё же последнее слово за учителем, а не за звонком. Пусть это будет простая фраза типа: «Урок завершён, успехов вам!» Или: «Урок завершён, до встречи на следующем уроке!» важно только, чтобы фраза всегда обозначала конец урока. Пусть она будет благожелательной. И никаких: «Ой, забыла сказать самое главное!»

К.Д.Ушинский утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесёт больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником. И задача учителя заключается в том, чтобы грамотно организовать учебный процесс.

Цитата из программы ФГОС ООО по русскому языку.

В программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание программы для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования; во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

В ней обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях:

— на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований);

— на уровне учебных действий.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.

Содержание курса русского языка в основной школе по стандартам второго поколения обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие личности.
























скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: