Тамбовское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Педагогический колледж г. Тамбова»
Конспект
урока по русскому языку
«Понятие об одушевленных и неодушевленных существительных»
проведенного во 2 Ж классе
МАОУ СОШ №13 г. Тамбова
Провела:
студентка группы
ПНК-41
Примерова Надежда
Викторовна
Руководитель:
Мельникова С.В.
Тамбов
2012
Допуск к проведению урока: «допущена» … октября 2012 г.
Учитель:_____________
Руководитель практики: __________ Мельникова С.В.
Оценка: _______
Руководитель практики: __________ Мельникова С.В.
Тема: «Понятие об одушевленных и неодушевленных существительных»
Цели:
1. Формировать умение различать одушевленные и неодушевленные существительные.
2. Развивать орфографическую зоркость
3. Формировать обще-учебные умения: учить самостоятельно добывать знания, умение ставить и решать учебную задачу.
4. Развивать внимание, мышление, монологическую речь учащихся.
5. Совершенствовать санитарно- гигиенические навыки.
6. Воспитывать трудолюбие, сознательную дисциплину, любовь к природе, к родному языку.
Тип урока: Открытие нового знания;
Форма организации учебной работы: фронтальная и групповая
Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка, презентация.
Универсальные учебные действия:
Познавательные
1. Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Обобщать и классифицировать по признакам.
5. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Уметь работать в паре.
Ход урока
Деятельность учащихся | |
Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Викторовна. –Продолжается наше путешествие по стране Имя Существительное. Но чтобы войти в эту страну и увидеть ее во всей красе, надо знать пароль. Давайте все вместе попробуем отгадать этот пароль.
|
Эмоциональный настрой на учебную деятельность. |
Итак, первое задание: игра «Хлопни в ладоши». Если я называю слова, обозначающие имена существительные, то хлопните дружно в ладоши. Если я называю слова, не являющиеся существительными, то сидите тихонько. (Снежинка, северный, любимый, подарок, елочка, сказка, поет, рисует, игрушка, украшает, заметает, снег, ветер, солнце.) — Молодцы! — Какие слова мы называем именами существительными? Приведите примеры.
|
Хлопают в ладоши
Имя существительно- самостоятельная часть речи. Имена существительные – это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос (Кто?) или (Что?)
|
3) Пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения (2 мин). — Посмотрите на доску, По какому признаку сгруппирован материал? Обсудите этот вопрос в парах. Обсуждение. Зайчик Льдинка Сорока Звезда Медведь Стол Волк Книга Тетрадь Мяч Тигр Кошка
Как сделать так, чтобы слова в группах были объединены общим признаком?
| Дети отвечают: В первом столбике существительные, которые отвечают на вопрос: кто?, во втором — на вопрос: что?
Из левого столбца в правый перенести слово тетрадь, а из правого в левый слово кошка. |
4) Построение проекта выхода из затруднения (10 мин). — Запишите эти существительные, но сначала повторим правило посадки: Я тетрадочку открою И как надо положу. Я, друзья мои, не скрою, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. — Ребята, почему существительные первого столбика отвечают на вопрос: кто? — Почему существительные второго столбика отвечают на вопрос: что? А как вы понимаете, что такое живой предмет, неживой предмет? — Существительные, отвечающие на вопрос: кто? — Существительные, отвечающие на вопрос: что?
|
Эти существительные обозначают живой предмет.
Они обозначают неживой предмет. Живые предметы – это живые существа, которые сами могут передвигаться, дышать, питаться, размножаться.
Одушевленными (хором)
Неодушевленными (хором) |
5) Динамическая пауза (3 мин). Раз — подняться, потянуться. Два- согнуться, разогнуться. Три- в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять- руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. На слово, отвечающее на вопрос кто?- приседаем (Лиса, кот, человек, дельфин). На слово, отвечающее на вопрос что?- замираем и не шевелимся ( Стул, компьютер, ручка, доска). |
|
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи ( 6 мин). А теперь ребята давайте повторим. Как называются существительные, отвечающие на вопрос кто? И как называются существительные, отвечающие на вопрос что? Прочитайте отрывки из стихотворения С. Михалкова. Найдите слова, которые отвечают на вопрос кто?, что?. Назовите их. Мы с приятелем вдвоем Замечательно живем!
Мы такие с ним друзья — Куда он. Туда и я!
Мы имеем по карманам: Две резинки, Два крючка, Две больших стеклянных пробки, Двух жуков в одной коробке, Два тяжелых пятачка.
И живут в квартире с нами Два ужа И два ежа, Целый день поют над нами Два приятеля-чижа.
Образовать однокоренные одушевлённые имена существительные от неодушевлённых. Река — …(речник) Пожар — …(пожарник) Лыжи — … Грибы — … Победа — … Стройка — … Футбол — … Баян — … |
Одушевленные
Неодушевленные
Ответы детей. |
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( 5 мин). Открываем учебник. № 57. Читаем внимательно задание. |
Дети приводят примеры предложений. |
8) Включение в систему знаний и повторение (5 мин). А теперь мы с вами поиграем в игру «Найди лишнее». 1. Пальто, ножницы, бабочка. 2. Собака, автобус, яблоко. 3. Ножницы, кошка, корова. Объясните свой выбор. Откроем тетради и запишем слова.
Игра: «Кто знает больше слов». В течение 2-х минут уч-ся по цепочке выходят к доске и записывают одушевленные имена существительные. Слова победившего ряда записывают в тетрадь. |
Записывают слова |
9) Рефлексия (2 мин). Какие слова мы называем именами существительными? — Как же могут называться существительные, отвечающие на вопрос: кто? — Как называются существительные, отвечающие на вопрос: что? |
Имя существительно- самостоятельная часть речи. Имена существительные – это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос (Кто?) или (Что?)
Одушевленные
Неодушевленные |