Конспект урока для 2 класса «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода»


Урок русского языка во 2 классе Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Цели:

— обобщить знания учащихся о роли мягкого знака

— подвести учащихся к выводу о назначении мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода

-развивать память, мышление, внимание;


-воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно;


-воспитывать к природе.

Оборудование: иллюстрации к загадкам, раздаточный материал по теме, маски-короны ( м.р и ж.р ) для инсценирования сказки, картинка с изображением машины (к ней прикреплён Ь), таблица по теме урока.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие гостей. Создание мотивации на учебную деятельность.


Всем, всем — добрый день! 
Прочь с дороги, злая лень! 
Не мешай учиться, 
Не мешай трудиться! 

II. Повторение.

— Ребята, давайте быстро пробежимся по разделу «Морфология»

-Что изучает «морфология»?

-На какие группы делятся части речи?

-Назовите самостоятельные части речи.

— Служебные.

— Какую часть речи мы уже начали изучать?

— Что такое имя существительное?

— Назовите постоянные признаки имени существительного.

-Назовите ещё один признак , который мы учили вчера.

— Какого рода бывают имена существительные ? Как узнать род?

III.Чистописание

Слово учителя

Сегодня мы продолжим работу над именем существительным и вы узнаете что-то новое о нём. Мы с вами будем исследователями, открывателями, а для этого надо быть очень внимательными и выполнять то, о чем я буду вам говорить. Слушаем.

Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу, 
На “отлично” напишу.

Актуализация знаний.

Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос: Какие согласные звуков встречается в этом стихотворении чаще других?”.

Ученики: Шипящие согласные звуки.

Учитель: Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их.

Ученики: [ч‘] [щ‘] [ш] [ж] (карточки вывешиваются на доску).

Учитель: Охарактеризуйте эти звуки. (Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются).


Сегодня мы потренируемся в написании этих букв. Сначала вспомним орфограммы, связанные с этими буквами(ча, ща, чу, щу, жи, ши, чк, чн, щн )

Запись слогов и сочетаний с этими буквами

На доске : туча, роща, чудеса, чаща , машина

— Я предлагаю вам 5 слов на эти орфограммы

— Как вы думаете, какое слово здесь лишнее? Объясните, почему вы так считаете.

-Запишите все слова, кроме слова машина.

IV. Словарная работа.

-А теперь поработаем со словом машина. Какие орфограммы здесь есть?

(жи-ши, непроверяемая безударная гласная) Раз непроверяемая гласная , значит, это словарное слово.( Карточка со словом машина, запись в тетради: ударение, деление на слоги, разделить для переноса.)

Сколько слогов? Букв? Звуков?

Подберите однокоренные слова ( машинка. машинист, машинное масло)

Работа над лексическим значением слова

-А какие бывают машины? (грузовые, спортивные, легковые)

А вот сегодня главный герой нашего урока приедет на машине?

Сейчас мы узнаем его.

Мягкий голос, мягкий шаг,

Это буква Ь

— Как можно по-другому назвать машину?(автомобиль)

— Какую роль играет ь в словах?

V. Сообщение темы и целей урока.

— А сегодня вы узнаете что –то новое о Ь. И я предлагаю вам послушать сказку.

Инсценировка сказки

VI. Работа по теме урока.

  1. Инсценирование сказки «Мягкий знак ищет слова».

Как-то в волшебной стране АзБукоВедение произошло землетрясение. Буквы так и попадали из книг. А когда всё утихло, снова стали они в слова собираться. Один только Мягкий Знак не знает, куда ему встать. Пошёл он к словам мужского рода. А они не берут его к себе, говорят, что не мужское это дело – смягчаться. Они воины. Им нужны нож, плащ, шалаш для отдыха. Опечалился Мягкий Знак. Побрёл он к словам женского рода.

Идёт и думает: «Женщины добрые, они меня не прогонят». Посочувствовали женщины, поняли, что ему нужна помощь и взяли его к себе.

— Спасибо. Ребята, вам понравилась сказка?

— Что вы поняли из этой сказки? С существительными какого рода подружился ь?

2. Практическая работа.

— А теперь давайте потренируемся. Перед вами слова , их мы распределим в 2 столбика: м.р . и ж. р. Называйте их : ночь, плащ, нож, печь, ключ, речь, вещь, борщ.

— Внимательно посмотрите на эти слова, на какие согласные они оканчиваются? (шипящие)

— Какие признаки их объединяют? (неодушевленные, нарицательные)

— Так, сделайте вывод, с кем же дружит Ь? (плакат)

Вывод: Ь пишется после шипящих на конце существительных женского рода

Физминутка

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас.

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

3. Работа в группах.

-А сейчас поработаем в группах. Первое правило работать тихо , чтобы не мешать друг другу. 2 работать быстро, прислушиваться друг к другу. Перед вами загадки, прочитать, отгадать их, определить род, 1 ученик с каждой группы даст нам короткую информацию об этом предмете, а записывать все вместе после.


4. Самостоятельная работа

Перед вами задание

Закончи предложение.

У мамы послушная … .

После вечера наступает … .

Ковер ткал … .

Слова для справок: дочь, ночь, ткач.

Проверка . Посмотрите на эти слова: какое слово лишнее, почему. ткач м.р.


VII. Итог урока

Урок пора нам завершить.

А чтоб пошёл он впрок –

Нам надо знания обобщить

И подвести итог.

Что нового вы узнали на уроке?

Перед вами фразы, которые вы можете использовать

Рефлексия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

Дополнительный материал:

Образуйте пары слов, подходящих по смыслу :

больница – врач

музыка – скрипач

дом – печь

игрушка-мяч

Оценка уч-ся

Свежие документы:  Конспект урока на тему "33 родных сестрицы"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: