Конспект урока для 5 класса «Значения суффиксов»






Методическая разработка урока по русскому языку «Значения суффиксов» в 5 б классе для проведения практического семинара «Преемственность между начальной школой и средним звеном обучения»

Цели :

1) образовательная:

  • создать условия для формирования устойчивых представлений о роли морфемы в словах и значениях наиболее употребляемых суффиксов;

2) развивающая:

  • развивать эмоциональную сферу учащихся посредством языковых явлений, организационные навыки самостоятельной деятельности в группах;

3) воспитательная:

  • воспитание норм поведения в учебной обстановке, культуры делового общения.

Ключевые слова темы: морфема, суффикс, лексическое значение морфемы.

Тип урока: открытие новых знаний.

Тип знаний: комбинированный: понятия и правила.

Оборудование урока: учебники, листы-задания и листы-“ответы изображения, тетради.

Ход урока

Урок начинается с приветствия учителем учащихся, установления положительного эмоционального настроя.

Учащиеся сидят за своими столами, но в том порядке, который предполагает быстрое формирование групп постоянного состава.

I этап урока. Постановка учебной проблемы.

Запись числа в тетради, вида работы.

а) создание проблемной ситуации через побуждающий диалог (столкнуть мнения учащихся практическим заданием), открытие темы урока.

На доске открывается запись:

ОНОК НИК ТЕЛЬ ИН ИСТ ОВ ОЧК ЁНОК ЧИК Б К

Побуждающий диалог (ответы учеников фиксируются на доске):

— Что это за слова на доске?

— Это не слова, потому что ничего не понятно. Есть слова, похожие на них, но не они. Это разорванные слова.

— Что можно сказать об их значении?

— Сами эти части слов наверное ничего не обозначают , но их можно услышать в словах, например: тигр – тигрёнок. Можно изменить лексическое значение слова при помощи такой части. Наверное, это суффиксы, но они не ко всем словам присоединяются. Надо узнать, когда их писать в словах и как писать, есть похожие друг на друга.

— Вы хотите больше узнать об этих суффиксах?

— Да.

— Как можно сформулировать тему урока?

— Суффиксы и их значения.

— Запишите тему урока в тетради.

б) организация работы в группах — поиск решения (через выдвижение и проверку гипотез).

Группы работают самостоятельно, готовя выводы после наблюдения, выявляя значения тех или иных суффиксов, выявляя правила написания, употребления, словообразования.

Самостоятельно, используя тексты учебника, готовят вопросы на понимание и задания для письменного выполнения классу.

Задания группам:

1 группа

2 группа

Наблюдение: упр.177(182).

Наблюдение: упр.178(183).

Суффиксы со значением “детёныш”.

Суффиксы со значением “принадлежность животному”.

Правописание этих суффиксов.

Правописание этих суффиксов.

Задание классу.

Задание классу.

3 группа

4 группа

Наблюдение: упр. 179(185).

Наблюдение: упр. 180(186).

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

Суффиксы, обозначающие род занятий людей.

Правописание этих суффиксов.

Правописание этих суффиксов.

Задание классу.

Задание классу.

5 группа

6 группа

Наблюдение: упр.181(187).

Наблюдение: упр.182.(188)

Суффиксы со значением “лицо женского пола”.

Суффиксы со значением “процесс, действие”.

Правописание слов с этими суффиксами.

Правописание этих суффиксов.

Задание классу.

Задание классу.

II этап урока. Воспроизведение знаний.

— Учащиеся группы № 1 рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы со значением “детёныш”, предлагают решение проблемы написания суффиксов: -онок- после шипящих (ж ,ч, ш, щ,), -ёнок- после звонких и его хорошо слышим.






Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

— Я предлагаю вам работу в парах.

У каждого на парте список слов. Посмотрите и попытайтесь ответить на вопрос: когда в словах пишется суффикс –ёнок-, а когда –онок-?

 

лосёнок           мышонок

тигрёнок         волчонок

 гусёнок           бельчонок

лисёнок           галчонок

   телёнок           скворчонок

           львёнок          медвежонок

 

 

 

 

— Какие есть предположения?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Чтобы не ошибаться в написании суффиксов–онок- и –ёнок-, нужно:

  1. выделить корень

  2. определить, какой согласный звук перед суффиксом

  3. если это твёрдый согласный и шипящие [ш], [ж], [ч], пишем суффикс –онок-, если нет, пишем суффикс –ёнок-.

 

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Выполните упражнение 2 с.111.

запиши буквами.

стри[жонок]           ли[с онок]    

бель[ч онок]            индю[шонок]

цып[л онок]            ры[с онок]

сло[но нок]             мы[шонок]

гра[ч онок]             коз[л онок]

сквор[ч онок]         ре[б онок]

у[т онок]                 лягу[шонок]

— Проверьте, как вы выполнили задание по эталону.

(На доске:

стрижонок, бельчонок, цыплёнок, слонёнок, грачонок, скворчонок, утёнок, лисёнок, индюшонок, рысёнок, мышонок, козлёнок, ребёнок, лягушонок).

— Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок поставьте на полях +, кто немного сомневается — ?, кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться поставьте   — .

— Что не получается?

— Над чем ещё нужно работать?

 

 

 

.

Образуйте слова с суффиксами –онок- и –ёнок от слов:

слон         корова            тигр

волк         лев                 страус

лиса          барсук           орёл

белка         мышь              еж

— Какой вывод мы сегодня сделали?

 

 

 

— 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Работа в парах).

 

 

 

 

 

 

(Некоторые дети затрудняются ответить на вопрос, другие —  высказывают своё мнение.)

 

 

 

(Дети задают друг другу вопросы по теме).

— В каких случаях в словах пишется суффикс –онок-?

— Какой суффикс нужно написать в слове утёнок?

— Какой суффикс –онок- или –ёнок- нужно писать после мягких согласных, кроме [ч]?

 И т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Дети самостоятельно выполняют упражнение).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Дети на полях тетради оценивают свою работу знаками).

 










 В образовании нового слова не участвует корень слова (свинья, человек, лошадь-жеребёнок)

 




— Учащиеся группы № 2 рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы со значением “Принадлежность животному”, предлагают познакомиться с новым правилом: В суффиксе –ов- никогда не пишем А, в суффиксе –ин- нельзя писать удвоенную Н (при показе слов с суффиксом –ин- из класса звучит реплика: ошибка!), объясняют, что это правило лучше запомнить, потому что это орфограмма.

Задание классу: образуйте слова с суффиксами –ов- -ин- от слов.

слон, утка, петух, морж, тигр, лошадь, енот, ёж.(Синонимичными называют разные суффиксы, имеющие сходные значения. Суффиксы –ин- и –ов- обозначают признак предмета и его принадлежности животному). Суффиксы-синонимы.

Затруднение вызывает слово слон, выдвигается версия слониный, группа исправляет неверную версию, приводя пример, известный детям: слоновий хобот.

— Учащиеся группы №3 рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, рассказывают о сфере употребления этих слов, напоминают о правилах правописания сочетаний –нч-, -чк-, -чу-, -щу-,возникающих при вводе суффиксов в слово. Суффиксы-омонимы.

Задание: А) Выпишите только те слова, в которых 
есть уменьшительно-ласкательные суффиксы. Оденьте на них суффиксы.


— Жил-был старик со старухой, у них было три сына: двое умных, третий – Иванушка-дурачок.
(ИванУШКа-дураЧОК). (Слайд № 12)
-Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая.
(репКа ). (Слайд № 13).

— Снегурочке все бы тень да холодок, а то и лучше – частый дождичек.
(СнегурОЧКе. холодОК, дождиЧЕК ) (Слайд № 14)

— Съел петушок бобовое зернышко и подавился.
(петушОК, зернЫШКо). (Слайд № 15).
— Медведь, медведь, отпусти меня в деревню: я бабушке да дедушке 
гостинцев отнесу. А Машеньке того и надо.
(бабУШКе, дедУШКе, МашЕНЬКе) (Слайд № 16).

Г) Работа со скороговоркой.

Скороговорки – это шуточный жанр народного творчества, фраза, 
построенная на сочетании звуков для исправления неправильного произношения 
слогов.
-Послушайте скороговорку. (Слайд № 18).
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка 
Чертили чёрными чернилами чертёж.
Какие слова в ней имеют уменьшительно – ласкательное значение?
Какой звук в ней чаще всего повторяется?
Попробуй четко и ясно повторить эту скороговорку.



— Учащиеся группы № 4 рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы, обозначающие людей по роду занятий, профессии, рассказывают о сфере употребления этих слов; ставят перед классом проблему образования слов с суффиксом -чик- : резать – резчик, переплетать – переплётчик.

Задание классу: образуйте слова с суффиксами –тель- — чик- -ист- -ник- от слов

преподавать, лес, баян, флейта, перевозить, грузить, удлинить

Омонимичные суффиксы:-тель- имеет значение «действующего лица» (учитель) и «конкретного предмета» (удлинитель)

Группа обратила внимание на слова перевозить, грузить, воспроизведя их на доске для предупреждения возможных ошибок.

— Учащиеся группы №5, рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы, обозначающие лицо женского пола, рода, рассказывают о сфере употребления этих слов; рассказывают о многозначности суффикса –к- и предлагают

Задание классу: найдите слова с суффиксом -к- в значении “лицо женского рода, пола”:

студентка, ручка, внучка, гимназистка, печка, корзинка, гимнастка, заколка.

Задание вызвало интерес, так как снова нельзя работать по аналогии: надо выявлять лексическое значение слова, идти “от обратного” — находить слово с таким же лексическим значением, но мужского рода.

— Учащиеся группы №6, рассказывают о своём задании, дают определение Суффиксы, обозначающие действие, процесс, рассказывают о сфере употребления этих слов, о правилах словообразования. Суффикс своеобразен, малоупотребителен, имеет свои трудности: озвончает глухие согласные, стоящие перед ним, поэтому группа предлагает предупредить возможные ошибки: молотить – молотьба.

Задание классу: образуйте слова с суффиксом -б- от слов

ходить, косить, резать.

Задание классу: прочитайте схемы слов:

____ть _____л

_Подберите слова к ним

-Можно ли подобрать одно и то же слово к суффиксам?

-Что изменяется у слова?

-Сделайте вывод о роли этих суффиксов

-Чем отличаются эти суффиксы от суффиксов выполненных заданий?

Вывод : суффикы- словообразующие и формообразующие

III этап урока. Итог. Рефлексия.

Учитель спрашивает, что узнали нового, полезен ли был урок, понравилось ли работать в группе, какие трудности в изучении языка сегодня преодолели?

Домашнее задание: повторить значения суффиксов по записям в тетради (параграф 18 (учебника), сделать краткую запись “Значения суффиксов».



Свежие документы:  конспект урока русского языка "подготовка к сочинению по картине В. Серова "девочка с персиками" 6 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: