Конспект урока для 9 класса «сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени»


5 декабря 2013 Русский язык 9 класс


Тема: сложноподчинённые предложения с придаточными места и

времени


Цель: ознакомить учащихся из сложноподчинёнными предложениями с

придаточными места и времени; отрабатывать навыки работы разбора сложноподчинённого предложения и составления их схем ; совершенствовать пунктуационные навыки;

развивать логическое мышление, связную речь;

прививать интерес к искусству, живописи, поэзии и музыке,русскому слову

Тип урока: комбинированный

Оборудование: слайды, проектор, карточки


Ход урока


І. Организационный момент


    1. Слово учителя


Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно, а безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз- над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,- означено словами.

Александр Шибаев


Дорогие ребята, русский язык неисчерпаемо богат, он создан для поэзии. В нем для каждого предмета, явления, чувства есть слово. Я хочу донести Вам великую силу слова, музыки и живописи.

Э п и г р а ф

Живопись – это поэзия, которую видят,

поэзия – это живопись, которую слышат.

Леонардо да Винчи

Учитель: Исходя из эпиграфа , сообщаю воспитательную цель урока.

Прививать вам интерес к искусству, ибо Живопись, Музыка и

Поэзия – это три сестры, которые не могут жить друг без

друга. Предложения, с которыми мы будем работать, будут

связаны с искусством Слова, так как во все времена богатство языка

и ораторское искусство шли рядом.

Поэтому я приглашаю Вас в путешествие, в город Грамотеев


1.2. Учитель: запишите число, классная работа.


Итак, станция « Повторяй-ка»


1.3 Работа в парах



Задание № 1 Заполните «слепую схему»



Сложное















Задание № 2 Заполните «слепую схему»


Определительное


Обстоятельственное

?

? Падежа

?


Задание № 3 Выберите в каждом блоке вопросов правильный ответ

  1. Сложные предложения бывают

  • Союзные

  • Бессоюзные

  • Сложносочиненные

  • Сложноподчинные

  1. Сложноподчиненные предложения состоят

  • Только из придаточных предложений

  • Из двух независимых предложений

  • Из главного и придаточного

  1. Придаточное предложение может стоять :

  • Только после главного предложения

  • Только перед главным предложением

  • Перед главным, в середине главного и после главного предложения


1.2. Графический диктант (записали предложение — выбрали схему)


1. Язык первое орудие труда, первая машина, которая помогает человеку преобразовать мир.

2. В ясный день вы увидите, как осенняя паутина блестит на солнце

3. Левитан стремился писать так, чтобы были ощутимы воздух, каждый лист и стог сена.

4. Кто не любит родную природу, тот не знает народной души.

5. Поэт, который умеет пользоваться энергией слова, способен потрясать души.


( Учащиеся выбирают схему к предложениям и прикрепляют её на доске)


Станция « Теоретическая»


ІІ. Мотивация учебной деятельности

Тема урока

Сложноподчинённые предложения с придаточными места, времени


Учитель: Сформулируйте задачи урока ( рассмотреть ……….; отрабатывать навыки разбора……; совершенствовать пунктуационные навыки; развивать ………. )

АЛГОРИТМ

— вид предложения по ГО

Главное

? определительное

Придаточное изъяснительное Когда? времени

Обстоятельственное Где? Куда? места


2.1. Работа у доски


З Уезжай туда, где есть ответы Куда?

На вопросы жизни непростой.

С. Кривонос

Э Там, где юно полыхнет трава, Где?

Раннею, бурлящею весною

Оживут подснежники-слова.

С. Кривонос


Э Когда наступили холода, реки покрылись льдом. Когда?

Э Обиды так легко простить, Когда?

Когда мгновенье до рассвета.

О.Фоменко (39)

З И повседневная усталость

Покажется нелепой и смешной, Когда?

Когда мы остаемся за чертой.

О.Фоменко (60)

З И хочется сейчас уйти

Туда, где затаилось лето.

( С. Кривонос)



МЕСТА

ВРЕМЕНИ

Где?

Когда?

Куда?

Скаких пор? До каких пор?

Откуда?

Как долго?


Вывод по вопросам

  • Что обозначают придаточные места?

  • На какой вопрос они отвечают?

  • Назовите средства связи, при помощи которых придаточные присоединяются к главному предложению

  • Есть ли в главном предложении указательные слова?

(Аналогично рассказывают о придаточном времени)


Станция « Информационная»

(Сведения о местных поэтах)


2.2. Чтение правила по учебнику


Стр. 120

Станция « Практическа»


2.3 Установить соответствие и определите вид придаточного


  1. Через 10 лет я приехал туда

А. Комната наполнилась запахом сирени

  1. Когда я открыл окно

Б. Мы выбежали босиком на улицу

  1. Я не знаю

В. Где прошло моё детство


  1. Как только кончился теплый летний ливень

Г. Где проходит граница между Европой и Азией

Ответ: 1-В 2- А 3 – Г 4 – Б


Какого вида придаточное?


— 1. Придаточное места

  1. Придаточное времени

  2. Придаточное изъяснительное

  3. Придаточное времени


Упражнение 184 (1 часть)


2.4 Звучит мелодия. Картина И.Левитана


Творческое задание: по картине И.Левитана «Золотая осень» составить предложения


Известный живописец использует краски, ( которые ……) передают теплые тона, настроение художника.


Картина называется так потому , (что….). деревья одеты в золотое убранство.

Вдоль рощи, ( где …), уже пожелтела трава.- Вдоль рощи, где протекала река, уже пожелтела трава.

(Когда ….), видишь плывущие облака. — Когда смотришь на небо, видишь плывущие облака.

Учитель: Глядя на картину Левитана, как не вспомнить слова И. Бунина:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.


Город Грамотеев


Учитель: Ребята! Научитесь видеть в живописи, поэзии, музыке

прекрасное. Произведения искусства должны волновать

вас, потрясать ваш внутренний мир.

Итог

Возьмите смайлики и скажите о своём настроении на уроке.


Метод «Микрофона»

Д/з § 15, упражнение 184 (2)

Приложение к уроку




Задание № 1 Заполните «слепую схему»



Сложное


















Задание № 2 Заполните «слепую схему»


Определительное


Обстоятельственное

?

? падежа

?
















Задание № 3 Выберите в каждом блоке вопросов правильный ответ


1. Сложные предложения бывают

  • Союзные

  • Бессоюзные

  • Сложносочиненные

  • Сложноподчинённые


  1. Сложноподчиненные предложения состоят

  • Только из придаточных предложений

  • Из двух независимых предложений

  • Из главного и придаточного


  1. Придаточное предложение может стоять :

  • Только после главного предложения

  • Только перед главным предложением

  • Перед главным, в середине главного и после главного предложения



Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Местоимение как часть речи. Повторение"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: