Конспект урока на тему «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени»


Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

(урок-практикум)


Цели:

  • познакомить с образованием действительных причастий настоящего и прошедшего времени; вырабатывать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать её; повторить правило написания гласных в действительных причастиях настоящего времени.

  • Формировать умение строить предложения с причастным оборотом.

  • Воспитывать умение работать в парах и самостоятельно.


Ход урока



  1. Оргэтап

  2. Этап проверки домашнего задания

Примечание. Учебник Кунакова К.У., Искакова З.Ж., Кдырбаева Р.А. Русская речь: учебник для 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. 2-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2007. – 192 с. Упражнение , 6 — 7.

Прочитайте образованные вами причастия

  1. Этап проверки знаний

Расскажите о причастии

1. Тест (работа на листочках)

  1. Причастие обозначает:
    А) признак предмета;
    Б) признак предмета по действию;
    В) признак другого предмета.

  2. Какие морфологические признаки отсутствуют у причастия?
    А) вид;
    Б) время;
    В) лицо.

  3. Чаще всего в предложении причастие бывает:
    А) дополнением;
    Б) обстоятельством;
    В) определением.

  4. Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов:
    А) -ВШ-;
    Б) -Ш-;
    В) -УЩ-.

  5. Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов:

А) -ЕНН-;
Б) -ВШ-;
В) -УЩ-.

4. Этап закрепления пройденной темы

Работа у доски

Упражнение № 1.

От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

Упражнение № 2 Просклоняйте следующие причастия вместе с существительными.

Читающий ученик, смеющиеся дети, говорящая птица, приближающиеся экзамены, греющее солнце.


Упражнение № 3 Спишите предложения, образуя от стоящих в скобках глаголов, действительное причастие настоящего времени в нудной падеже!

1. Рабочие, (строить) новую школу, хотят закончить её к новому учебному году.

2. Воздух был душист от (расцветать) яблонь и груш.

3. Быстро (таять) снега превращаются в бурные потоки.

4. Внезапно раздался топот (скакать) лошади.

5. Мне жаль было (плакать) ребёнка.

6. На катке мы видели (бегать), (кричать), (кататься) с горы ребят.

Задание № 4Образуйте действительные причастия прошедшего времени от данных глаголов.

A) Выполнять, создавать, дать, видеть, мыть, задать, встретиться, бороться, интересоваться, усиливаться, сверкнуть, махнуть, вернуться.

Б) Причесаться, привыкнуть, радоваться, разрезать, рассердиться, удаляться, тренироваться, сойти, унести, явиться, устраивать, увезти, умереть, плыть, наградить, лезть, напасть.

Сложный уровень

B) 1. Лечь, мочь, беречь, пренебречь, увлечься. 2. Ползти, нести, расти. 3. Есть, сесть, пропасть, украсть. 4. Вести, цвести» мести, произвести, изобрести. 5. Идти 6. Стереть, умереть, запереться. 7. Погаснуть, погибнуть, достигнуть, промокнуть, засохнуть. 8. Исчезнуть, свергнуть.

Задание № 5 Выпишите из данных примеров причастия в форме именительного падежа муж. рода в два столбца: причастия наст. времени в один, а причастия прошедшего времени в другой столбец.

1. Внезапно налетевший ветер развеял грозовые тучи.

2. Высоко над цветущими полями нашей страны летают чудесные стальные птицы.

3. Вот мы уже и на берегу, около новой строящейся пристани.

4. Слышится веселый смех купающихся ребят.

5. Быстро растаявший снег превратился в бурные потоки воды.

6. Над озером, заросшим сухим камышом, стояла сонная тишина.

7. Палящий зной заставил нас подумать об

8. Попавшая в западню змея всегда называет человека братом.

9. Побледневшее небо начинало синеть.

10. Уже издали подул на нас приятный, дышащий прохладой ветер.

11. Иззябшие и измокшие, мы с трудом добрались до ближайшей деревни.

12. Со всех сторон, кажется, слышите вы различные звуки пуль жужжащие, как пчёлы, свистящие, быстрые или визжащие, как струны, слышите ужасный гул выстрелов, потрясающий вас.

13. Мать подошла к проснувшемуся сыну.

15. На уснувших берегах слышен лишь лёгкий звук ветра.

6. Этап рефлексии

7. Этап оценивания

8. Этап информированности о домашнем задании. Правило повторить. Упражнение № 6 на странице 97


Свежие документы:  Лингвистический турнир "Ума палата" 11 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: