Урок — игра «Путешествие по городу страны Морфологии» 6 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нахабинская гимназия № 4» Красногорского муниципального района Московской области





















Урок — игра «Путешествие по городу страны Морфологии»





















подготовила Чаруйская Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «Нахабинская гимназия №4», урок-игра по русскому языку для 6 класса





2013 год





Тип урока — сообщение новых сведений.

Технология урока — комплексная (блочная подача нового материала и поэлементная отработка умений и навыков при закреплении, групповая форма работы).

Формы работы: индивидуальная, групповая. Цели урока:

Обучающая:

  1. повторить определение имени прилагательного, грамматические признаки,

  2. закрепить знания учащихся об условиях выбора н-нн в суффиксах имён прилагательных;

  3. познакомить с образованием имён прилагательных с помощью суффиксов — к-,- ск-;

Развивающая:

  1. развивать память, логическое мышление, речь

Воспитывающая:

  1. воспитывать интерес к предмету в ходе освоения темы, нравственные качества учащихся (патриотическое отношение к великому национальному поэту А.С.Пушкину).

Ход урока

1) Организационный момент.

2 Слово учителя. Ребята, сегодня мы продолжим наше 4путешествие и отправимся в город -К-, -СК- , узнаем, в каких .случаях в суффиксах прилагательных пишется суффикс -к-, а в каких случаях в суффиксах прилагательных пишется суффикс -ск-, потренируемся в написании прилагательных с данными суффиксами.

Но нош поезд не может отправиться без пассажиров. А ими у нос будут Имена Прилагательные. В нашем поезде 4 класса, вы должны рассадить пассажиров согласно купленным билетам, объяснить, почему они должны занять именно это





Проверка домашнего задания.

-Дайте определение имени прилагательному.

-По каким признакам отличается имя прилагательное от других частей речи?

-Какой постоянный морфологический признаку имени прилагательного?

-Как изменяются имена прилагательные?

-В какой форме бывают имена прилагательные?

-Какова роль прилагательных в предложении?

-Проверка домашнего упражнения по цепочке.

-Хорошо. Двери разблокированы. Проводники, внимание! Начинается посадка на скорый поезд N9 567.

Показываю карточки с именами прилагательными. Дети называют суффикс, объясняют его выбор. (1 класс — ян-, ан-, -ин-; 2 класс -онн-,-енн-; 3 класс основа на н +суффикс -н-; 4 класс исключения)

Серебряный, гусиный, оловянный, старинный, кожаный , песчаный, ураганный, ценные, бездонный, ветреный, авиационный, клюквенный, картинный, дровяной, деревянный.

Замечательно. Все пассажиры на своих местах, чтобы время в пути прошло незаметно, проведём аукцион «Кто больше!»

-Ребята, вы должны на свободные места посадить пассажиров. (Дети называют имена прилагательные с определёнными суффиксами).

Вот мы и прибыли на станцию -К- -СК-. Давайте вспомним цель нашей поездки. (Дети называют)


3. Объяснение нового материала.

Суффикс -ск- пишётся в относительных прилагательных (они не образуют краткой формы): черкес — черкесский, Кавказ — кавказский, француз — французский. При этом сохраняется конечная буква основы, от которой образовано прилагательное.

Суффикс -к- пишется в качественных прилагательных (они образуют краткую


форму): резкий (резок), низкий (низок), близкий (близок).

Если основа слова, от которого образовано прилагательное, оканчивается на -нь, — рь, то перед суффиксом -ск- мягкий знак не пишется: Сибирь — сибирский, Астрахань — астраханский, январь — январский, конь — конский.

Исключения: прилагательные, образованные от названий месяцев: июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, (но: январский).

если основа слова, от которого образовано прилагательное, оканчивается на д, м, ц эти согласные сохраняются перед -ск-, -к-: город — городской, Брест — брестский, немец — немецкий.

Если же данная основа оканчивается на к, ч, то в прилагательных перед к пишется — ц: казак — казацкий; ткач — ткацкий.

Исключения: узбекский, таджикский

4. Закрепление.

-Работа с учебником. Упр. № 327

Физ. минутка «Паровозик», (здоровьесберегающие технологии)

-Выписать в тетрадь имена прилагательные с суффиксами -к-,-ск-, объяснить

правописание суффиксов.

Подари ж ты мне девицу. Шамаханскую царицу… —

Попроси ты от меня

Хоть казну, хоть чин боярский,

Хоть коня с конюшни царской,

Хоть полцарства моего.

Уж не хочет быть она царицей,

Хочет быть владычицей морскою.

Лебедь около плывет, Злого коршуна клюет, Гибель близкую торопит…

В славной в Муромской земле,

В Карачарове селе

Жил-был дьяк с своей дьячихой.

Один — Рогдай,воитель смелый, Мечом раздвинувший пределы Богатых киевских полей… Падут ревнивые одежды

На цареградские ковры…

И наконец задумал я

Оставить финские поля;

Морей неверные пучины

дружиной братской переплыть…

-Ребята, из каких сказок взяты эти предложения?

-Кто их автор?

-Чем же так привлекают нас сказки А.С.Пушкина?

(Прежде всего, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки А.С.Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он написал эти сказки).

-Работа с сигнальными карточками.

Немец..ий язык, гигант..ий вал, монастыр..ая стена, рязан..ие просторы,

декабрь..ая стужа, узбек..ий плов, турист..ие маршруты, тунгус..ий метеорит, вяз..ая трясина, низ..ий берег, бурлац..ие песни, рыбац..ий поселок, °персид..ий язык, молодец..ий вид, сосед..кая собака, сирот., ий приют.

  1. Итоги урока. Оценка деятельности учащихся, отметки.



  1. Рефлексия:

-Что я узнал сегодня нового?

— Чему же я научился сегодня?»

-Что тебе не понравилось во время урока?

-Что тебе понравилось во время урока?

— Что было легко?

— Что вызвало затруднение?

— Что вам помогало в работе?

— Как оцениваете свои действия?


Домашнее задание: 58, упр. № 331. (Сочинение-миниатюра «Жители города -К— СК-»).




Использованная литература:

  1. Справочник по правописанию и литературной правке. Розенталь Д.Э. 16-е изд. — М.: 2012 — 368с.

  2. Все сказки Пушкина. Авторский сборник, Издательство: Росмэн-Пресс, 2011 г.

  3. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко, Москва «Просвещение», 1979

Свежие документы:  Описание опыта работы по теме: "Формирование языковой и лингвистической компетенций учащихся через обогащение словарного запаса школьников"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: