Классный час во 2 классе «Права и обязанности учащихся»


Классный час во 2 классе. Права и обязанности учащихся


Цели: помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»; воспитывать уважение к правам других; привести в систему уже имеющиеся у детей знания о самообслуживающем и домашнем труде, формировать желание и готовность участвовать в нем.

Оборудование: права и обязанности учащихся данной школы, словарь Ожегова.

Ход классного часа

Беседа

— Что означают слова «права» и «обязанности»? (Выслушиваются высказывания детей. Из словаря Ожегова:

«Право — охраняемая государством, узаконенная возможность что- нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д. «Обязанность — круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т. д.)

— Какие обязанности и права есть у ученика в школе? (Ответы детей записываются на доску.)

Знакомство с правами и обязанностями учащихся данной школы

Зачитать и обсудить права и обязанности учащихся данной школы. Желательно распечатать их для каждого ученика.

Игра «Если бы директором был я»

— Что бы вы изменили в правах и обязанностях учеников и учителей, если бы стали директором?

(По аналогии можно провести игру «Мои права и обязанности дома, на улице» и т. д.)

Закончи предложение

Учащиеся дополняют окончание предложений:

— В школе я должен…

— В школе я имею право…

— Дома я должен…

— Дома я имею право…

— На улице я должен…

— На улице я имею право…

— Как понимаете выражение «право на ошибку»? (Высказывания детей.)

— Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)

— Как понимаете выражение «на ошибках учатся»?

Вывод

Делать ошибки — это нормально. На ошибках мы учимся. Главное — научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

Физкультминутка

Мы печем пшеничные

Пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

(«Приглашающие» движения руками.)

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

(Указательный палец показывает на всех приглашенных.)

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

(«Приглашающие» движения.)

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

(Имитация замеса теста и добавления в него ингредиентов.)

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

(Движение обеими руками вперед — сажают пироги в печь.)

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

— Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

(Имитация кормления крошками птицы.)

— Чем занимались дети? Поговорим и мы о домашних обязанностях.

Разговор о домашних обязанностях

— У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д. (Выслушиваются ответы детей.)

— А у кого из вас есть свои обязанности по дому? Что вы делаете?

(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют по Дому.)

Подвести итог.

Примерные обязанности

Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи — создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение, работоспособность, продлевает жизнь.

Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль.

Если насорили, соберите мусор, подметите пол.

Соблюдайте порядок в своей комнате.

Правила, связанные с приготовлением и приемом пищи

Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.

Вымойте за собой посуду.

Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай и другие).

Правила, связанные с самообслуживанием

Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы.

Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте пуговицу.

Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые, просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.

Умейте постирать носовой платок, носки.

Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришить пуговицы.

Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайте ее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.

Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для уроков положите в ранец.

Вывод. Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.

Подведение итогов

— Какие права есть у учащихся?

— Какие есть обязанности?

— Какие домашние обязанности вы уже можете взять на себя?

Дополнительный материал для учителя

Нельзя!

1. Бездельничать, когда все трудятся.

2. Смеяться над старостью и старшими людьми — это невежливо; о старших надо говорить только с уважением.

3. Вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками.

4. Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. От своих родителей ты не имеешь права требовать ничего.

5. Делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни где-то в стороне.

6. Оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; ты сам, твоя улыбка, твое общение бывают единственной радостью в ее жизни.

7. Садиться обедать, не пригласив старшего.

8. Ожидать, пока с тобой поздоровается старший. Ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь — пожелать доброго здоровья.

Беседа

— Что такое право? (Правила, по которым живут люди.)

— Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учебу.)

Все начинается с права на жизнь. Это — первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

Психотренинг

Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке…»

Чтение стихотворения В. Коркина «Не умею быть один».

Не умею быть один!

Не желаю быть один!

Много есть на то причин:

Хором ты споешь один?

Строем ты пройдешь один?

Поглядим!

Очень грустно одному

Даже веселиться,

И невкусно одному

Есть две груши. Потому,

Потому что, потому

Не с кем поделиться.

Легко бежать на горку,

Нести домой пятерку.

Не за себя я вовсе рад –

Порадуется мама,

Порадуется папа,

Порадуется брат.

Я от дождя укрыться мог,

Но, как и все друзья, промок.

Зато сушиться –

Вместе! Зато смеяться –

Вместе! Нам вместе –

Лет до двести,

А если друг на друга встать,

До неба можем мы достать!

А вместе крикнем в тишине,

То нас услышат на Луне.

— Когда в коллективе, обществе всем жить хорошо? (Когда все члены общества выполняют свои обязанности и не нарушают права.)

Обсуждение ситуации

— Вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?

— Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на других.)

— Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?

— Почему горько плакал Зайчик в сказке «Лиса и Заяц»?

Вопросы

— Почему нельзя товарищам давать кличку, прозвище?

— Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?

— Почему нельзя играть на чердаках, в подвалах?

— Что ты будешь делать, если кто-нибудь подойдет ко входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы позвонить по телефону?

— Как ты будешь действовать, если ты и родители потеряли друг друга?

— Кто защищает ваши права? (Государство.)

— Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными.)

— Какие права ты считаешь главными для человека?

— Еще одна обязанность школьника — беречь свои вещи и учебные принадлежности.

Береги книгу!

Дают вам учебники в школах бесплатно.

И это, конечно же, очень приятно.

Но в этой приятности что неприятно:

Весною учебник сдается обратно…

А если ты, скажем, не очень опрятна,

И там на страницах какие-то пятна?

Чернилами синими залит портрет…

В тарелку учебник свалился случайно…

Грязнуля?

Но это твой личный секрет!

Твоя, так сказать, сокровенная тайна.

И вдруг за зимою приходит весна!

Все улицы залиты солнечным светом!

Учебники в школу вернуть ты должна…

Вернуть со своим сокровенным секретом.

Какой-то мальчишка из младшего класса

Отыщет там пятнышко хлебного кваса

И спросит:

— Скажите, вы правда грязнуля?

Вы этот учебник весною вернули

С большим живописным пятном на обложке!

Еще я нашел там следы вашей кошки.

Заляпан стишок на четвертой странице,

Какао следы оказались в таблице,

Вверху на полях нарисован пиджак… –

Попробуй поспорить, что это не так!

Ведь надо же: там, где фамилия ваша,

Печать приложила перловая каша!

Учебник… Ну что в нем?

Обложка… Страницы…

Но он в то же время –

Портрет ученицы!

Хозяйка учебник весь год изучает,

А он для себя кое-что подмечает

И может весной доложить без утайки

О странных привычках и нравах хозяйки!



скачать материал


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: