Конспект урока по Обществознанию «Знаешь ли ты право?»


МАОУ СОШ «Земля родная»









Занятие элективного учебного предмета









Тема: «Знаешь ли ты право?»















Учитель: Баймурзова Дженетхан Муссовна.







г. Новый Уренгой

2013 г.



Занятие элективного учебного предмета

«Знаешь ли ты право?»

Цели и задачи:

Слайд № 3

  • обобщить знания учащихся об основных правах ребёнка, человека;

  • научить применять права и обязанности в повседневной жизни;

  • формировать уважительное отношение друг к другу.

  • воспитывать правовую грамотность учащихся.

1 часть: “Вступительное слово”

Учитель не называет тему урока, а зачитывает строки из стихотворения.

Слайд № 1

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права,
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

— Ребята, о чем пойдет речь на нашем занятии?

  • Судя по строкам стихотворения, мы будем говорить о правах человека.

  • Да, тема нашего занятия посвящена правам человека и звучит она так:

«Знаешь ли ты право?» Слайд № 2

  • Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? В каких документах отражены права человека? Знаете ли вы их? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
    А пройдет наше занятие в форме игры. Работу будет оценивать жюри.

2 часть.

  • Представление жюри.

  • Представление команд.

1 команда: «Правоведы». Девиз:

2 команда: «Правозащитники». Девиз:



3 часть. Конкурсы.

Слайд № 4

1 конкурс.

Назовите, даты связанные с правами человека, которые вы знаете. За каждый правильный ответ 1 балл.

Календарь правовых дат.

2001-2010 гг. — Международное десятилетие мира и ненасилия в

интересах детей планеты.

1 июня — Международный день защиты детей.

4 июня — Международный день детей – жертв агрессии.

20 ноября — Всемирный день прав ребёнка

10 декабря — День прав человека.

12 декабря — День конституции.

2 конкурс.

Слайд № 5

Домашнее задание. Оценивается по 5 баллов.

Команды представляют «Конвенцию о правах ребенка» и «Декларацию прав человека и гражданина»

3 конкурс.

Слайд № 6-7

За каждый правильный ответ 1 балл.

Вставьте нужные слова:

1. Пусть ты пока еще ребенок,

Но должен знать уже с пеленок,

Что ты уже России сын,

Пусть маленький, но …(гражданин)

2. Как работу строить верно,

как решать :кто прав- неправ

Правил свод давно придуман,-

Называется …(устав)

3. По законам мы живем

Утром, вечером и днем

Орган, где их создают

Все …(парламентом) зовут

4. Все взрослые жители города, края

Своих депутатов всегда выбирают,

Неважно, кто ты по профессии: летчик,

Ученый, водитель, простой переплетчик,

Юрист или повар, нефтяник, писатель,

На выборах ты- …(избиратель)….

4 конкурс.

Слайд № 8

Придумай-ка!”

Пословицы к статьям (ребятам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает.).

Пословицы:

  1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)

  2. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)

  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)

  4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)

  5. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)

  6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)

  7. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье )

  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)

  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)

  10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)

  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)

  12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)

  13. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)

  14. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)

  15. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

5 конкурс.

«Правовая композиция» Слайд №9-13

( 3б. за правильный ответ).

Определите : о каких правонарушениях идет речь в сюжетах.

Слайд № 14

Подведение итогов. Жюри подсчитывает баллы.

5 часть. Рефлексия

— После всего того, о чем мы говорили, я хочу, чтобы вы ответили мне на вопрос: как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись, и права других людей не нарушались?

По мере ответов детей подводится итог:

Слайд № 16

  • Чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права других.

  • Заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех.

  • Уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.















Сокращённый перечень прав ребёнка
(приводится из Конвенции о правах ребёнка)

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. 
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.



















Для жюри

№ Конкурса

Команда Правоведы

Команда Правозащитники

Конкурс №1 “Календарь правовых дат” (по 1 баллу, за каждый правильный ответ)



Конкурс №2 “Домашнее задание” (по 5 баллов)



Конкурс №3 “Вставьте нужные слова” (по 1 баллу, за каждый правильный ответ)



Конкурс №4 “Подумай” (по 1 баллу, за каждый правильный ответ)



Конкурс №5 “Правовая композиция” (по 3 балла)



Конкурс №6





ИТОГО:



Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса «Урок исследование С. Есенина «Бабушкины сказки»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Обществознание: