ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тальменская средняя общеобразовательная школа № 6»
Тальменского района Алтайского края
Утверждаю директор МКОУ Тальменская СОШ №6» ____________________________ приказ от ____.____.2013г № _________ |
Рабочая программа учебного предмета
«Обществознание»
8-9 класс
(базовый уровень)
на 2013 – 2014 учебный год
рабочая программа составлена на основе программы
Кравченко А.И. Обществознание: программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений /А.И. Кравченко. М.:ООО «Русское слово-учебник», 2012.-72 с..
составитель:
Роут Наталья Петровна,
учитель истории и обществознания
Тальменка
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений /А.И. Кравченко. М.:ООО «Русское слово-учебник», 2012.-72 с..
Курс «Обществознание» для основной школы разработан на основе требований к общеобразовательному минимуму знаний в рамках первого концентра обучения, утвержденного Министерством образования Российской Федерации. Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
* развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
* воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
* освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
*овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных, характерных для подросткового возраста социальных ролях;
* формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Перечень УМК:
Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – 11-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010.
Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 11-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2010.
Поздеев А.В. Универсальные поурочные разработки по обществознанию 8 класс- М.: ВАКО, 2008.
Кравченко А.И . Тесты по обществознанию 8-9 класс
Кравченко А.И Задачник по обществознанию 8-9 классы
Агафонов С.В. Схемы по обществознанию 8-9 класс (к учебникам А.И.Кравченко)
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из них самостоятельные работы 12 часов, практические работы 6, резерв времени 6 часов.
Формы организации учебного процесса: урок –лекция, беседа, комбинированный, семинар, практическая работа.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
Понятия и термины: общество, социальная организация страны, сферы общества, страна, государство, мировое сообщество, глобализация;
Способы защиты природы, организации, реализующие эту задачу, понятия и термины: природа, окружающая среда, антропогенные нагрузки, экологические программы;
Разные подходы к типологии обществ, сравнения различных типов обществ;
Понятия и термины: закон ускорения истории, социальный прогресс, реформы и революции, прогрессивные и регрессивные реформы;
Понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности;
Характеристику потребностей человека; понятия: потребности, свобода, ответственность;
Понятия и термины: общение, речевое и неречевое общение, этикет, ритуал, межкультурное общение;
Роль экономики в жизни общества, структуру экономики;
Функции денег и их исторические формы;
Связь спроса и предложения, факторы рыночной экономики, характеристика рыночной экономики;
Основные функции цены, понятия: конкуренция, монополия, олигополия;
Характеристику предпринимательской деятельности, роль малого бизнеса;
Способы воздействия государства на экономику, сравнение государственного и рыночного регулирования;
Характеристику бюджета семьи;
Нормы правового регулирования трудовых отношений, причины безработицы;
Сущность социальной структуры, социального статуса и социальных отношений;
Характеристику образа жизни;
Характеристику больших и малых групп, причины национальных конфликтов, пути решения социальных конфликтов;
Основные нормы правовых основ брака.
Называть основные сферы общества и характеризовать их;
Объяснять взаимосвязь природы и общества, характеризовать экологические проблемы;
Анализировать характерные черты общества;
Выделять в тексте оценочные суждения о социальных последствиях НТР;
Характеризовать общение, сравнивать виды межличностных отношений;
Объяснять связь спроса и предложения;
Называть основные функции цены;
Высказывать суждения о роли малого бизнеса;
Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики;
Характеризовать социальную структуру общества;
Выделять в тексте оценочные суждения о социальной дифференциации;
Объяснять причины межнациональных конфликтов, сравнивать пути решения социальных конфликтов;
Характеризовать семью как малую группу.
Тематическое планирование 8 класс
Тема урока | Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, контрольные работы и др.) | Планируемые образовательные результаты изучения темы | Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение (1 час) | ||||
1.1 | Введение. Основы обществознания. |
| Знакомство с курсом, формирование представлений о целях и задачах предмета «Обществознание» | Урок лекция |
Раздел 1. Общество и человек (9 часов) | ||||
2.1 | Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Что такое общество. | Ответ на уроке | Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. основные сферы общественной жизни. Глобализация. | Комбинированный § 1. |
3.2 | Взаимодействие общества и природы. Современный мир и его проблемы. Человек, природа, общество | тест | Взаимодействие общества и природы. Современный мир и его проблемы. Экологические программы. | Комбинированный §2 |
4.3 | Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Типология обществ. | Ответ на уроке | Типология обществ, Развитие общества. Движущие силы общественного развития. | Беседа §3 |
5.4 | Эволюция обществ. Закон ускорения истории. Социальные изменения и его формы. Социальный прогресс | тест | Эволюции обществ, Закон ускорения истории. Социальный прогресс и регресс. | Урок –лекция §4 |
6.5 | Личность и факторы ее формирования. Биологическое и социальное | Практическая работа | Личность и факторы ее формирования. Биологическое и социальное в человеке. | Комбинированный, практическая работа с дополнительным материалом. § 5. |
7.6 | . Потребности человека. Удовлетворение потребностей, классификация и иерархия потребностей | Ответ на уроке | Потребности человека. Удовлетворение потребностей. Классификация и иерархия потребностей. | Семинар, §6 |
8.7 | Социализация. Социальная роль. Культурные нормы, стадии жизненного цикла человека | тест | Социализация. Социальная роль. Культурные нормы. Стадии жизненного цикла человека как этапы социализации. | Беседа §7 |
9.8 | Общение. Социальная среда. Общение и его виды. Деловое общение. Убеждающее общение. Досуговое общение. Ритуальное общение (этикет). | Ответ на уроке | Социальная среда. Общение и его виды. Деловое общение. Этикет. | Комбинированный §8 |
10.9 | Обобщающий контроль по разделу Общество и человек. | тест | Повторение и систематизация знаний | Урок повторения и обобщения знаний тест |
Раздел 2. Экономика (9 часов) | ||||
11.1 | Что такое экономика. Экономика и ее роль в жизни общества. Деньги. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Структура экономики. Производство. | Ответ на уроке | Экономика и ее роль в жизни общества. Деньги. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Структура экономики. | Урок-лекция § 9. |
12.2 | Товар и деньги. Свойства и функции денег. Инфляция. Основная закон бизнеса. Конечная стоимость товара. | тест | Товар. Деньги. Свойства и функции денег. Основной закон бизнеса. Конечная стоимость товара. | Комбинированный урок. §10 |
13.3 | Спрос и предложение. Понятия «спрос» и «предложение». Факторы, влияющие на спрос и предложение. Маркетинг. Закон спроса. | Ответ на уроке | Понятия «спрос» и «предложение». Факторы влияющие на спрос и предложение. Закон спроса. | Комбинированный §11 |
14.4 | Рынок, цена, конкуренция. Обмен и рынок. Цена и ее функции. Равновесная цена. Конкуренция. Олигополия. Монополия. | тест | Обмен и рынок, цена и ее функции. равновесная цена. монополия. | Комбинированный §12 |
15.5 | Предпринимательство. Предприниматель. Формы предпринимательства. Малый бизнес. | Ответ на уроке | Предпринимательство. Предприниматель. Формы предпринимательства. Малый бизнес. | Урок-лекция §13 |
16.6 | Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Реализация экономических функций государства в различных экономических системах. Способы воздействия государства на экономику.. Налоги и их виды. Социальная политика государства. | тест | Экономические функции государства. Реализация экономических функций государства в различных экономических системах. Социальная политика государства. | Урок-лекция §14 |
17.7 | Бюджет государства и семьи. Бюджет. Составление бюджета. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Профицит и дефицит бюджета. | Практическая работа. | Бюджет. Составление бюджета. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Профицит и дефицит бюджета. | Комбинированный §15 |
18.8 | Труд. труд и его виды. Работа. Заработная плата. Досуг. Безработица и ее причины. | Ответ на уроке | Труд и его виды. Работа. Заработная плата. Досуг. Безработица. | Урок – лекция §16 |
19.9 | Обобщающий контроль по разделу экономика. | тест | Обобщение и систематизация знаний | Повторительно-обобщающий урок тест |
Раздел 3. Социальная сфера (9 часов) | ||||
20.1 | Социальная структура. Страта и стратификация. Социальные группы. Социальные и межличностные отношения. Статус. Социальная роль. | Ответ на уроке | Социальная структура. Страта и стратификация. Социальные группы. Социальные и межличностные отношения. Статус. | Урок-лекция §17 |
21.2 | Социальная стратификация. Социальная стратификация и социальное неравенство. | тест | Социальная стратификация и социальное неравенство. | Комбинированный §18 |
22.3 | Класс как основной элемент современной социальной стратификации. | Ответ на уроке | Критерии социальной стратификации. | Комбинированный §19 |
23.4 | Богатые. Средний класс. Бедные. | тест | Социальная стратификация и социальное неравенство. Критерии социальной стратификации. | Комбинированный §20 |
24.5 | Этнос: нации и народности. Этнические группы и межнациональные отношения. | Ответ на уроке | Признаки этноса. | Комбинированный §21 |
25.6 | Признаки этноса. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. | тест | Межнациональные конфликты и пути их преодоления. | Беседа §22 |
26.7 | Конфликты в обществе. | Ответ на уроке | Конфликты в обществе: причины, поводы формы, виды. Способы разрешения конфликтов. | Комбинированный §23 |
27.8 | Семья. Жизненный цикл семьи. Нуклеарная семья. Причины распада семьи. | тест | Жизненный цикл семьи. Причины распада семьи. | Беседа.§24 |
28.9 | Обобщающий контроль по разделу социальная сфера. | тест | Обобщение и систематизация знаний. | Повторительно-обобщающий урок. |
29.1 | Повторение раздел 1. Общество и человек. | тест | Обобщение и систематизация знаний. | Повторительно-обобщающий урок. |
30.2 | Повторение раздел 2. экономика. | тест | Обобщение и систематизация знаний. | Повторительно-обобщающий урок. |
31.3 | Повторение раздел 3. Социальная сфера. | тест | Обобщение и систематизация знаний. | Повторительно-обобщающий урок. |
32.1 | Итоговый контроль | тест |
|
|
33.2 | Резерв учебного времени. |
|
|
|
34.3 | Резерв учебного времени. |
|
|
|
35.4 | Резерв учебного времени. |
|
|
|
Тематический план 9 класс
Тема урока | Виды деятельности обучающихся | Планируемые образовательные результаты изучения темы | Ведущие формы, методы, средства обучения. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Повторение пройденного в 8 классе. (2 часа) | ||||
1.1 | Повторение пройденного в 8 классе. Человек и общество. Экономическая сфера. | Практическая работа | Повторение и систематизация. | Комбинированный тест |
2.2 | Повторение пройденного в 8 классе. Социальная сфера. | Практическая работа | Повторение и систематизация. | Комбинированный тест |
Раздел 1. Политическая сфера (9 часов) | ||||
3.1 | Власть. Политика и власть. | Ответ на уроке | Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. | Урок – лекция §1 |
4.2 | Государство. Понятие и признаки. | тест | Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. | Урок-лекция §2. |
5.3 | Территориально-государственное устройство. Формы государства. | Ответ на уроке | формы правления, территориально-государственное устройство. | Комбинированный §3 |
6.4 | Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. | тест | Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. | Комбинированный §4 |
7.5 | Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. | Ответ на уроке | Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. | Комбинированный §5 |
8.6 | Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления. | тест | Условия и пути становления гражданского общества и правового государства. | Комбинированный. §6 |
9.7 | Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. | Ответ на уроке | Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. | Комбинированный §7 |
10.8 | Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. | тест | Политические партии и движения в РФ. | Комбинированный §8 |
11.9 | Обобщающий контроль по разделу политическая сфера. | Ответ на уроке | Обобщение и систематизация знаний. |
|
Раздел 2. Человек и его права (9 часов) | ||||
12.1 | Право. Право и его роль в жизни общества и государства. Функции права. | Ответ на уроке | Право и его роль в жизни общества и государства. | Беседа §9 |
13.2 | Закон и власть. Основы конституционного строя РФ. Народовластие. Федеративное устройство России. | тест | Основы конституционного строя РФ. | Урок-лекция §10 |
14.3 | Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Гражданство. Понятие гражданства РФ. | Ответ на уроке | Гражданство. Понятие гражданства в РФ. | Урок –лекция §11 |
15.4 | Право и имущественные отношения. Правовые основы гражданских правоотношений. | тест | Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. | Комбинированный урок §12 |
16.5 | Право собственности. основные виды гражданско-правовых договоров. | Практическая работа | Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. | Комбинированный §13 |
17.6 | Труд и право. Право на труд. Трудовые правоотношения. | Ответ на уроке | Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. | Комбинированный §14 |
18.7 | Право, семья и ребенок. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. | тест | Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. | Беседа §15 |
19.8 | Преступление. Преступление (понятие, состав). Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний. | Практическая работа | Преступление (понятие, состав).Понятие и цели наказаний. | Комбинированный §16 |
20.9 | Обобщающий контроль по разделу человек и его права. | Ответ на уроке | Обобщение и систематизация знаний | Повторительно-обобщающий урок |
Раздел 3.Духовная сфера (8 часов) | ||||
21.1 | Что такое культура. Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. | Ответ на уроке | Сфера духовной культуры и ее особенности. | Урок лекция §17 |
22.2 | Нормы и формы культуры. Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. | тест | Мораль. Принципы и формы морали. | Урок лекция §18 |
23.3 | Формы культуры. |
| Культура во всем многообразии. | Семинар §19 |
24.4 | Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. | Ответ на уроке | Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. | Беседа §20 |
25.5 | Искусство. Художественная культура. Функции искусства. Признаки произведения искусства. | тест | Искусство и его функции | Беседа §21 |
26.6 | Образование. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. | Ответ на уроке | Образование способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. | Комбинированный §22 |
27.7 | Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. | тест | Наука, и ее значение в жизни общества. | Комбинированный §23 |
28.8 | Повторение по разделу Духовная сфера. | Ответ на уроке | Повторение и систематизация | Повторительно-обобщающий урок |
29.1 | Повторение по разделу Политическая сфера | тест | Повторение и систематизация | Повторительно-обобщающий урок |
30.2 | Повторение по разделу Человек и его права. | Практическая работа | Повторение и систематизация | Повторительно-обобщающий урок |
31.3 | Итоговый контроль | тест | Повторение и систематизация | Повторительно-обобщающий урок |
32.4 | Резерв учебного времени |
|
|
|
33.5 | Резерв учебного времени |
|
|
|
34.6 | Резерв учебного времени |
|
|
|
35.7 | Резерв учебного времени |
|
|
|
| Итого : 35 часов |
|
|
|
литература
Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. 2, 4, 5. М., 1997.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. XV—XVIII вв. М., 1986.
Введение в обществознание: Учебное пособие для 8—9 классов общеобразовательных учреждений / А.И.Матвеева, Л.Ф.Иванова, Л.Н.Боголюбов и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова. 2-е изд. М., 1997.
Захарова Е. Н. Дидактические материалы к курсу «Человек и общество». М., 1998.
Исаев И. А. История государства и права России. М., 1994
Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978
Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1997.
Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 8-9 классов. М., 1999.
МайерсД. Социальная психология. СПб., 1997.
МудрикА.В. Социализация и «смутное время». М., 1991.
ОлищукВ.А., Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997: Справочник. М., 1997.
Полевой В.М. Малая история искусств 1900—1945. М., 1991
Права человека: Книга для чтения. 5-9 кл. Молодежный центр прав че*-ловека и правовой культуры. М., 1998.
Прикладная экономика. М., 1993.
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1998.
Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М., 1997.
Россия в окружающем мире: 1998. Аналитический ежегодник. М., 1998.
Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 1995.
Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: Пособие для старшеклассников. М., 1994.
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 1995.
Сторчевой М.А. Основы экономики: Учебник для 8—9 классов. СПб.: Экономическая школа, 1999.
Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1998.
Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999